Семь решающих дней в морозном январе 1943 года: с 12 по 18 января войска Красной армии, которые разделял узкий коридор, превращенный нацистами в укрепрайон, совместным наступлением стиснули врага и, не оставив ему шансов, заставили отступить. Протянутая вдоль ладожского побережья полоса суши — Синявинско-Шлиссельбургский выступ — на западе упиралась в Неву. Немцы окопались на ее более высоком левом берегу. Выбить их оттуда помогли смекалка советского командования, научная экспертиза ленинградских гидрометеорологов и мужество защитников Сталинграда, оттянувших часть нацистских дивизий на себя.
Они не пройдут
17 месяцев — столько Ленинград, взятый в окружение 8 сентября 1941 года, провел без сухопутной связи с остальной частью Советского Союза, за исключением прилегающих районов, так же, как и сам город, оказавшихся внутри "кольца". В июле немецкие танки ворвались в Ленинградскую область и к концу августа были в Тосно. Двигаясь на восток, немцы рассчитывали овладеть Волховом, но поставить весь регион под контроль не сумели. С наступлением холодов линия фронта стабилизировалась. Сохранив выход к Ладожскому озеру, СССР смог наладить подвоз продовольствия по его льду — этот маршрут стал известен как Дорога жизни.
Океанолог Михаил Казанский вспоминал, как его и начальника гидрометеорологической службы Балтфлота полковника Селезнева вызвал к себе секретарь Ленинградского обкома, руководивший обороной города, Андрей Жданов. В Смольном (где проходил разговор) интересовались ледовым режимом Ладожского озера, от которого зависела организация перевозок. В ноябре 1941 года положение с ними сделалось критическим: из-за холодов судоходство пришлось остановить, а наладить транспорт заново, но уже по льду, не выходило — слой был еще достаточно тонок. В эти критические недели снабжение горожан упало до минимума. Началась самая тяжелая, страшная зима 1941/42 года.
В эти дни холод оказывался опаснее, чем голод. Открытие Дороги жизни позволило перевозить продовольствие, но ее мощностей не хватало для поставок угля, на котором в 1940-е работали электростанции. В блокадном Ленинграде стали резко сокращать отопление и освещение. К навалившейся тьме добавились неслыханные морозы. От недоедания, усиленного замерзанием, смертность поднялась до невиданных высот. Судьба Северной столицы висела на волоске до весны 1942 года.
На пределе сил
В 1942 году Красная армия предприняла четыре попытки деблокировать Ленинград (самые известные — Любанская и Синявинская операции), и все завершились неудачей. Перешедший к обороне противник изолировал друг от друга три массива: маленький советский плацдарм вокруг Ораниенбаума, окруженный со всех сторон, кроме Балтики, Ленинград с прилегающими районами и Большую землю — советскую территорию, тянувшуюся на восток. Там занимали позиции войска Волховского фронта под командованием генерала армии Кирилла Мерецкова. Под их контролем оставался выход к Ладожскому озеру, через которое пролегала Дорога жизни.
До его вод дотягивалась и большая полоса суши с центром в Ленинграде, где войсками (Ленинградским фронтом) командовал генерал-полковник Леонид Говоров. Соединиться с Мерецковым, чтобы проложить железную дорогу и обеспечить поставки в город, ему мешал узкий выступ, занятый немцами осенью 1941-го. На его территории находился старинный город Шлиссельбург и шесть рабочих городков (они именовались по порядку: 1-й, 2-й и так до 6-го). Это была труднопроходимая полоса, поросшая лесом и усеянная торфяными болотами. Несмотря на это, фронт прорвать легче всего было именно там, в чем отдавали себе отчет немцы. Они превратили каждое поселение на выступе в пункт круговой обороны.
К счастью для советских людей, ресурсы Германии уже были предельно напряжены. Взгляды Гитлера притягивала Волга: перерезав ее у Сталинграда, нацистское командование рассчитывало добиться перелома в войне. Как стало известно разведке, от Ленинграда часть сил перебросили на юг. К концу 1942 года немецкая группировка, находившаяся под командованием Георга фон Кюхлера, насчитывала 60 тыс. человек. Войска Ленинградского и Волховского фронтов были многочисленнее, но, чтобы реализовать это преимущество, требовалось принять в расчет особенности местности, а они играли на руку немцам.
"Искра" проскакивает в темноте
Подготовка боевой операции — по предложению Сталина она получила название "Искра" — шла в режиме строжайшей секретности. Телефонные переговоры и обмен письменными сообщениями запрещались. Общавшиеся только вживую советские военачальники обсуждали, как свести на нет основное преимущество немцев, затрагивавшее рельеф: то, что берег Невы у Синявинского выступа выше, чем со стороны Ленфронта. Эта разница обеспечивала Германии артиллерийское преимущество, которым она умело пользовалась, как и возможностью подготовить рабочие поселки к обороне: подступы вокруг них были заминированы, укреплены проволочными заграждениями и дотами.
В этих условиях командование не исключало использование части танков. Экспертизу на этот счет предоставили гидрометеорологи, которым пришлось работать в режиме специальной операции: по ночам отдельные бригады совершали вылазки на Неву, вырезали кубы льда из ее глади, которые отправляли на анализ — прочен ли покров? Вердикт был утвердительным. Январь 1943 выдался холодным — использование части боевых машин (танков и бронеавтомобилей) получило одобрение ученых, и технику приготовили к бою.
Говоров и Мерецков тем временем распределяли зоны ответственности между собой. Чтобы ликвидировать вражеский выступ полностью, каждый из фронтов должен был взять под контроль полосу в 6 км шириной. Оговаривалась возможность неудачи одной из сторон, предположительно из-за трудностей с разведкой. В этом случае лучше справлявшийся фронт должен был взять дополнительные километры на себя.
Перед тем как ход операции согласовали, вопросы разведки снова выступили на первый план. Линию фронта перешел немецкий чертежник, объяснивший свое бегство от неприятеля ненавистью к Гитлеру. Немец советовал, где лучше начинать атаку, отдавая предпочтение плохо укрепленным позициям у Рабочего городка №2. Перебежчика доставили в штаб Ленфронта и допросили с пристрастием. Чтобы проверить чистосердечность намерений, заставили по памяти нарисовать схему немецких укреплений.
Данные от "языка" разошлись со сведениями советской разведки. Под давлением перебежчик раскололся — он оказался лейтенантом вермахта, отправленным дезинформировать противника. На раннем этапе обман вскрылся — но становилось ясно, что Германия ожидает наступления и, может быть, что-то знает об "Искре".
Возмездие начинается
12 января под прикрытием артиллерийского огня 67-я армия Ленфронта форсировала Неву, поддержанная на противоположном краю выступа "волховчанами". Солдаты Говорова наступали успешнее. В первый день им удалось пройти 3 км. Но уже 13 января продвижение приостановилось. Нацисты оборонялись ожесточенно и совершали заранее продуманные контратаки, маневрируя среди изученных ими торфяных болот, лесов и минных полей. Наступление развивалось неравномерно и иногда пробуксовывало — но, к счастью, в основном на участках, удаленных от Ладожского озера.
18 января 1943-го произошел перелом: армии Ленинградского и Волховского фронтов смогли соединиться сразу в двух местностях бывшего, теперь ликвидированного, выступа. Тогда же пал Шлиссельбург. Но развить успех, обратив немцев в бегство, не удалось: тысячи вражеских солдат смогли выйти из окружения, а перегруппировавшийся противник занял оборону в опасной близости от освобожденной полосы.
С этих мест он немедленно повел обстрел только что брошенного выступа. Под градом пуль выпало работать советским железнодорожникам, в краткие сроки, всего за 17 дней, проложившим шпалы вдоль 33 км южного берега Ладожского озера. В феврале по ним отправился первый состав с продовольствием, прибывший в Волхов из Челябинска. Право привести его в Ленинград — в чем обоснованно видели испытание — доверили машинисту Ивану Пироженко. 5 февраля он принял поезд на станции Волховстрой и повел его через "коридор смерти" — простреливавшийся немцами участок пути — на Финляндский вокзал Ленинграда. На месте состав был 7 февраля. По дороге произошло ЧП — вышел из строя инжектор, но Пироженко справился с поломкой в разумные сроки и привел свой поезд в город на Неве не пострадавшим от вражеских снарядов.
Сегодня паровоз ЭУ708-64 Ивана Пироженко установлен на железнодорожном вокзале Волхова как монумент мужеству Красной армии и советских людей в годы Великой Отечественной войны. Для нее 1943 год стал переломным, начавшись с побед в Сталинградской битве и на высотах Синявина.
Игорь Гашков