31 АВГ, 18:20 Обновлено 21:44

Эксперт заявил, что написанные с помощью ИИ выпускные работы требуют детальной проверки

Использование таких технологий закономерно и правильно, но особое внимание нужно уделять тому, насколько студент сам понимает тему, считает директор направления "Развитие на основе данных" Университета - 2035 Андрей Комиссаров

МОСКВА, 31 августа. /ТАСС/. Использование студентами технологий искусственного интеллекта (ИИ) при написании выпускных квалификационных работ (ВКР) не имеет смысла ограничивать, так как эти инструменты широкодоступны. Однако проверка таких текстов должна предполагать более детальное обсуждение с автором его самостоятельных выводов, считает директор направления "Развитие на основе данных" Университета - 2035 Андрей Комиссаров.

Ранее в четверг Московский городской педагогический университет (МГПУ) заявил о решении позволить студентам использовать технологии ИИ, в том числе чат-боты, при подготовке ВКР. Однако заимствованную таким способом информацию авторы должны будут самостоятельно анализировать и перерабатывать, уточняется в сообщении на сайте вуза. Решение было принято на заседании ученого совета МГПУ, прошедшего в конце августа.

"То, что МГПУ разрешил студентам использовать технологии искусственного интеллекта при подготовке ВКР, - это, в целом, очень закономерный и правильный ход, потому что запрещать подобные технологии бессмысленно. Они, так или иначе, везде просочатся. <…> Другое дело, что <…> [нейросети могут генерировать] не совсем достоверные данные. <…> Такие работы нужно гораздо более тщательно проверять и задавать студенту вопросы на понимание, наводящие вопросы. Наша основная задача - выявить уровень понимания студентом темы", - сказал Комиссаров ТАСС, отметив, что именно выводы автора по результатам разговора, а не текст, должны стать подтверждением качества проделанной им работы.

Эксперт указал на то, что создание текста с помощью таких систем, как ChatGPT, - непростая задача, требующая формулирования множества точных вопросов. Он также отметил преимущества ИИ-систем, включающих в себя функции поисковых систем. "Существуют суммаризаторы, например, такой, как Peprlexity AI, который позволяет, используя интернет, суммировать большое количество результатов научных статей. <…> Это существенно экономит силы студентов", - отметил он.

Перспективы запрета в Китае

Ранее 28 августа газета China Daily сообщила о подготовке Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей нового законопроекта, запрещающего учащимся китайских вузов использовать технологии искусственного интеллекта для написания научных работ. Если он будет принят, и факт использования ИИ-сервисов подтвердится, то такие студенты не смогут получить диплом, а уже выданные документы об образовании будут аннулированы. В Китае 15 августа также вступили в силу временные меры по контролю за услугами генеративного искусственного интеллекта. Это первый нормативный документ в КНР, регулирующий деятельность генеративного ИИ.

"Такое решение китайских властей направлено не на регулирование ИИ как технологии, а на особенности социальной дисциплины и идеологии китайского студента. В культуре и национальной идеологии Китая подразумевается, что школьники и студенты должны целенаправленно и самоотверженно учиться <…>. Например, китайский аналог нашего ЕГЭ является одним из самых жестких в мире, и готовятся к нему чуть ли не со второго класса", - уточнил Комиссаров, охарактеризовав инициативу как профилактику менее дисциплинированного отношения студентов к учебе.

Ведущий эксперт Центра компетенций НТИ "Искусственный интеллект" на базе МФТИ Александр Родин также обратил внимание на традицию ответственного отношения к учебе и экзаменам у жителей Китая.

"Это важнейший элемент традиционной национальной культуры и социальной идентификации образованного сословия, причем традиции этой не одна тысяча лет. Отношение к экзамену в китайской культуре предельно серьезное, любое нарушение не только грозит карьерными рисками, но и вызывает общественное осуждение", - пояснил Родин, добавив, что русская культура отличается более терпимым отношением к нарушениям формальных правил.

"[Поэтому для России было бы] как раз логичным перевести экзамен в неформальную плоскость: и толку будет больше, и не придется тратить лишние усилия, чтобы перехитрить студентов, которые все равно найдут, как эти правила нарушить", - заключил он.

Читать на tass.ru
Теги