Новая страница 1
25 мая в России начался основной период сдачи госэкзаменов. По предварительным оценкам, экзамены сдадут около 725 тыс. человек.
В материале ТАСС - самые частые ошибки школьников при сдаче ЕГЭ: на какие вопросы выпускники отвечают правильно, а с какими не справляются, что они знают о Гражданской войне и в каких случаях не умеют ставить запятые (на основе результатов ЕГЭ за 2014 год*).
Обязательные предметы:
Новая страница 2
Математика
В ЕГЭ по математике в 2014 году входило 21 задание, в том числе задания базового уровня, задания повышенного уровня сложности с кратким ответом и вопросы, на который школьники должны были дать развернутый ответ с полным обоснованным решением.
Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в котором анализируют итоги аттестации выпускников, отмечают, что у школьников низкая мотивация к получению математических знаний, при этом способные учащиеся недостаточно нагружены, в итоге уровень их подготовки ниже, чем должен быть. По данным института, к окончанию 9 класса около трети учащихся по наличию необходимых знаний, умений и навыков в этом предмете находятся на уровне 5-7 классов.
Ключевыми проблемами в ФИПИ считают то, что школьники часто не умеют читать и понимать условие задачи, плохо справляются с задачами, требующими применения математики в реальной жизни. Кроме того, у многих выпускников нет навыков самоконтроля при решении задач - они не могут найти и исправить ошибки в собственных рассуждениях и вычислениях.
Что школьники знают
80% учеников справляются с заданиями по обыкновенным и десятичным дробям, чуть меньше учеников умеют работать со степенями. Две трети школьников хорошо решают задачи, показывающие обычные жизненные ситуации: “Подоходный налог в РФ составляет 13% заработной платы. Сколько рублей получает работник после уплаты подоходного налога с заработной платы в 20 тыс. рублей?”
Но иногда при решении таких “жизненных” задач ученики неверно округляют цифры, так как математические правила округления часто приводят к неверному описанию реальной ситуации. Например, высчитывая, сколько максимум можно купить баночек йогурта на 25 рублей, если одна баночка стоит 4 рубля 60 копеек, многие ученики дают ответ - 5,4 баночек, хотя правильный ответ - только 5.
Зато экзаменуемые успешно справляются с пониманием информации, поданной в виде диаграмм, графиков или таблиц. С заданиями такого формата справляют 90% учеников.
Чего школьники не знают
У многих школьников вызывают затруднения задания на знание величин реальных объектов. Задачи такого типа выполняют не более 80% школьников:
Готовясь к экзамену, школьники больше внимания уделяют алгебре, чем геометрии. Например, объем пирамиды смогли вычислить только 30% учеников.
Плохо у выпускников и с установлением логических связей: задания такого типа успешно выполняют меньше половины школьников.
И только треть школьников справляются с задачами на смекалку: "Улитка за день залезает вверх по дереву на 3 м, а за ночь спускается на 2 м. Высота дерева 10 м. За сколько дней улитка поднимется на вершину дерева?"
Новая страница 3
Русский язык
ЕГЭ по русскому языку является обязательным экзаменом. В 2014 году его сдавали около 715 тыс. человек.
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из 30 заданий с выбором ответа, 8 заданий с кратким ответом и одного задания с развернутым ответом: выпускники должны были написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.
Результаты экзамена по русскому языку в субъектах РФ сильно отличаются и по среднему баллу, и по успешности выполнения отдельных заданий экзаменационной работы, и по числу школьников, не преодолевших минимальной границы. В ФИПИ связывают это с языковым составом населения того или иного региона.
Итоги экзамена в 2014 году показали, что выпускники довольно уверенно знают материал базового уровня: в среднем, задания из базовой части экзаменационной работы выполняют две трети школьников. Но наиболее сложным для усвоения по-прежнему остается раздел "Синтаксис".
77% школьников знают, как правильно образовывать грамматические формы слова разных частей речи (форм рода, числа, степеней сравнения прилагательных и т.д.). Столько же выпускников могут правильно построить простое предложение с деепричастным оборотом.
Большинство учащихся умеют использовать в речи предлоги благодаря, согласно, вопреки, но делают ошибки в построении предложений с предлогами по окончании, по завершении.
Только 55% экзаменуемых не допускают в собственной письменной речи грамматических ошибок. По мнению специалистов, уровень культуры речи выпускников резко падает. Кроме того, под влиянием просторечия, территориальных и социальных диалектов увеличивается количество ошибок в современном языке в целом.
Всего треть выпускников могут правильно назвать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства языка, то есть сопоставить функции этого средства с самим термином: экзаменуемые успешно находят просторечную лексику и вопросительные конструкции, но путаются в метафорах и признаках градации.
В третьей части экзаменационной работы школьники должны были написать сочинение про прочитанному тексту. По статистике, большинство экзаменуемых (91%) умеет формулировать проблему прочитанного текста. Однако треть из них не могут аргументировать свою точку зрения, а 63% выпускников способны прокомментировать сформулированную проблему, но допускают фактические ошибки и приводят мало аргументов. И только около 6% экзаменуемых могут верно сформулировать суть текста, дать комментарий и доказать свою точку зрения.
Выпускники нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, часто не могут разделить сочинения на смысловые части, не умеют грамотно и понятно начать сам текст. Кроме того, школьники часто неоправданно используют просторечные и жаргонные слова: специалисты отмечают, что на это сильно влияет язык современных СМИ, где такая лексика широко распространена.
Новая страница 4
История
Экзаменационная работа по истории в 2014 году состояла из 40 заданий: 21 задание с выбором правильного ответа из четырех вариантов, 13 заданий требовали краткого ответа, а на оставшиеся 6 заданий школьники должны были ответить развернуто.
Чего школьники не знают
Самыми трудными для школьников стали вопросы по истории России первой половины 20-го века, а особенно - материал по истории Гражданской войны. Например, 70% школьников не смогли ответить на такой вопрос:
Кроме того, ученики плохо знают революционные события 1917 года, больше половины выпускников не справились с таким вариантом задания:
Специалисты ФИПИ отмечают, что каждый год участники экзамена очень плохо отвечают на вопросы, связанные с изучением истории внутрипартийной борьбы и формирования режима личной власти Иосифа Сталина. А вот на общие вопросы о Великой Отечественной войне (то есть без конкретных имен военачальников, героев войны, названий военных операций) две трети школьников отвечают правильно, но с более сложными заданиями уже не справляются.
Меньше половины экзаменуемых смогли правильно ответить, какое из этих событий произошло в 1945 году: операция "Багратион", открытие Второго фронта в Европе, Висло-Одерская операция или операция советских партизан "Рельсовая война". Кроме того, обнаружилось, что многие школьники считают партизанское движение деятельностью тружеников тыла, а Твардовского - нобелевским лауреатом по литературе.
Впрочем, история современной России дается школьникам не легче: половина выпускников не знает, что Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а треть выпускников считает, что в начале 2000-х годов в России увеличилось количество субъектов и началась приватизация госсобственности.
Тяжело даются выпускникам задания на установление хронологической последовательности: в ФИПИ отмечают, что школьникам не хватает знаний о принадлежности отдельных событий к определенным периодам истории, недостаточно и умений соотносить событие или процесс с конкретной эпохой, - особенно, когда все события, перечисленные в задании, входят в один и тот же небольшой, но насыщенный исторический период.
Что школьники знают
Почти 90% выпускников смогли ответить, кто из русских князей возглавлял в XIII веке борьбу с крестоносцами, вторгшимися на Русь. Но специалисты отмечают, что это ожидаемый результат, так как ассоциативная связь "Александр Невский – борьба с крестоносцами", как правило, формируется у школьников еще в шестом классе.
Также школьники хорошо знают, что составление первого письменного свода законов началось в период правления киевского князя Ярослава Мудрого.
Новая страница 5
География
В работе проверялись все основные разделы курсов школьной географии: "Источники географической информации", "Природа Земли", "Население мира", "Мировое хозяйство", "Природопользование и геоэкология", "Страноведение" и "География России". Бо́льшая часть заданий касалась географии России.
Как показал экзамен, подавляющее большинство школьников знают, как определить географические координаты точки на карте, но иногда путают параллели с меридианами, широту с долготой или западную долготу с восточной. Распространение явлений полярного дня и полярной ночи знают 65% выпускников, а вот закономерности изменения высоты Солнца над горизонтом понимают только 40-45%.
Многие выпускники плохо знают размещение природных зон в пределах России и не понимают закономерности распределения тепла в пределах различных территорий. Например, на такой вопрос треть выпускников ответила неправильно:
Как отмечают специалисты ФИПИ, то, что Мурманск является самым северным из этих городов, известно практически всем выпускникам. А школьники, выбирающие неправильный вариант ответа, не понимают закономерности изменения средних температур воздуха в умеренном климатическом поясе Евразии и в России в зимнее время, у них существует представление, что чем южнее, тем теплее.
Затруднения вызвали и вопросы о направлениях международных миграций людей, об уровне и качестве жизни населения: школьники не понимают термины, связанные с уровнем развития стран, и путаются, какие из стран считать развитыми, часто не знают, какие климатические условия подходят для выращивания тех или иных сельхозкультур, слабо представляют особенности климата отдельных территорий.
Вопросы о населении мира и России тоже не оказались легкими для экзаменуемых: например, каждый третий выпускник плохо знает города-миллионеры РФ.
Школьники также часто путаются в заданиях на знание часовых поясов:
В заданиях с развернутым ответом школьники должны были построить профиль рельефа местности по топографической карте и указать на профиле положение того или иного объекта. У большого числа выпускников вторая часть такого задания вызвала затруднения: специалисты поясняют, что это говорит об их неумении работать с масштабом. Кроме того, школьники ошибались при определении направления уклона местности.
Для выпускников также было сложно объяснить особенности демографической ситуации стран: участники экзамена часто неверно понимали зависимости между показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью, продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Так, многие экзаменуемые пытались объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими причинами.
Новая страница 6
Биология
В экзаменационной работе по этому предмету также представлены задания разного типа: с выбором одного или нескольких ответов, задания на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов и явлений, а также задания, которые требуют развернутого ответа.
Учебный материал всех разделов курса биологии распределен по семи блокам: "Биология – наука о живой природе", "Клетка как биологическая система", "Организм как биологическая система", "Система и многообразие органического мира", "Человек и его здоровье", "Эволюция живой природы", "Экосистемы и присущие им закономерности".
В блоке “Биология – наука о живой природе” наиболее сложными для школьников стали задания, в которых требовалось указать минимальный уровень организации живого. Так, например, уровень, на котором происходит фотосинтез (клеточный), назвали только чуть больше половины участников ЕГЭ.
В блоке "Клетка как биологическая система" наибольшие трудности у выпускников вызывали, в частности, вопросы на знание циклов развития растений разных отделов, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки, а также задания на сравнение гаметофита и спорофита у разных групп растений, спор и половых клеток, спор и клеток спорофита.
По результатам выполнения заданий из блока “Организм как биологическая система” видно, что бо́льшая часть учащихся овладела знаниями об организме как биологической системе и умеет решать генетические задачи. Но при этом выпускники плохо знают способ питания молочнокислых бактерий, не могут ответить, что образуется в результате оплодотворения у растений, плохо разбираются в таких понятиях, как генотип, геном, фенотип, альтернативные гены, аутосомы, геномные и генные мутации. Также участники ЕГЭ плохо отвечают на вопросы, связанные с методами изучения генетики человека.
60% школьников справляются с заданиями по селекции и биотехнологии, но при этом не могут дать аргументированный ответ на вопросы практического характера: только треть участников экзамена смогла развернуто объяснить, для чего в селекции используется искусственное оплодотворение у растений и животных.
В системе и многообразии органического мира школьники в целом разбираются, но плохо знают признаки основных групп растений и животных и особенности жизнедеятельности различных организмов.
С вопросами об организме человека и его здоровье учащиеся в целом справились успешно, но большинство выпускников не знают, как влияет алкоголь на печень, а угарный газ - на кровь, не разбираются в процессах пищеварения в желудке и кишечнике, не знают о движении крови по системе кровообращения, не могут объяснить особенности дыхательных движений у человека.
Меньше 5% выпускников смогли установить по рисунку строение кожи, описать функции эпидермиса и подкожной клетчатки, рассказать о строении почки.
Задания по экологии не вызвали особых затруднений у выпускников: они умеют выявлять признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращения энергии.
Новая страница 7
Обществознание
Экзаменационная работа 2014 года по обществознанию состояла из 20 заданий с выбором ответа, 8 заданий с кратким ответом и 9 заданий с развернутым ответом ( в том числе мини-сочинение). Тематику заданий можно условно разделить на пять блоков: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.
По данным ФИПИ, изучение обществознания дает школьникам понимание основ современной социальной жизни, однако специалисты отмечают, что выпускники плохо знают, как работают общественные институты, в первую очередь государства. Кроме того, экзаменуемым трудно установить связи между явлениями и процессами из разных сфер общественной жизни, они редко используют знания, полученные при изучении других школьных предметов (истории, литературы или экономической географии).
Чего школьники не знают
Большинство заданий на выбор ответа относятся к базовому уровню сложности, но и с ними у школьников возникают трудности. В частности, выпускники часто не могут выявить общую черту, которая есть у схожих явлений, процессов или систем.
Также участникам экзамена не всегда удается правильно применить умение подведения под понятие.
Кроме того, на экзамене в 2014 году у выпускников возникли трудности в вопросах политики и права (распределение полномочий между высшими органами власти РФ, избирательные системы, права несовершеннолетних и др.). Например, с заданием конкретизировать правовую дееспособность несовершеннолетних справились меньше 10% экзаменуемых.
Новая страница 8
Физика
Каждый вариант экзаменационной работы по физике в 2014 году состоял из трех частей и 35 заданий разной формы и разных уровней сложности. Использовались, в том числе задания на основе фотографий или рисунков физических опытов.
Что школьники знают
Лучше всего школьники справились с заданиями с выбором ответа, оценивающими взаимодействие постоянных магнитов, узнавание явлений дисперсии и дифракции и явлений плавления, кипения и кристаллизации, а также изображение в плоском зеркале и изображение в линзах. Правильные ответы на такие вопросы дали от 70% до 85% школьников.
Чуть сложнее им дались задания, в которых нужно было выделить верное описание различных свойств явлений: например, диффузия и броуновское движение, кристаллизация и плавление, влажность воздуха, интерференция света. С такими заданиями успешно справились больше половины экзаменуемых.
Как показали результаты ЕГЭ, экзаменуемые хорошо прошли проверку на понимание формул или законов с использованием простейших расчетов, это касается заданий про ускорение, силу упругости, силу трения, закон Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Ома для участка и полной цепи, а также заданий про силу Архимеда, период колебаний маятников и закон Джоуля – Ленца.
Выполняя задания, требующие краткого ответа, выпускники лучше справились с теми, в которых нужно было определить различные формулы, в частности, формулы, описывающие равномерное и равноускоренное движение, торможение автомобиля с выключенным двигателем и движение заряженной частицы в магнитном поле. А в заданиях по графикам самые высокие результаты школьники показали в заданиях по механике, самые низкие - в заданиях с графиками, описывающими энергии электрического поля конденсатора и магнитного поля катушки с током в колебательном контуре.
В разных вариантах ЕГЭ по физике проверялись также умения, связанные с проведением измерений и опытов: бо́льшая часть школьников умеет снимать показания измерительных приборов, записывать результаты прямых измерений с учетом абсолютной погрешности, проводить опыты по заданой гипотезе и интерпретировать результаты опыта.
Чего школьники не знают
Одними из самых сложных заданий с выбором ответа стали для выпускников задания на анализ жизненных ситуаций, например, те, в которых нужно было соотнести описание реального процесса с одним из изопроцессов в газах.
При выполнении заданий с кратким ответом больше всего затруднений у школьников возникло с вопросами на фотоэффект: с ними справилась только четверть выпускников.
В задачах с развернутым ответом школьники должны были, в частности, объяснить какой-либо физический процесс, наблюдаемый в опыте, который описывается в задаче. С такими задачами справились далеко не все участники ЕГЭ: задания на определение вектора ускорения колеблющегося тела смогли выполнить только около 11% школьников, задания про движение поршня относительно сосуда с идеальным газом, находящегося в равноускоренно движущемся лифте, – только чуть больше 3% выпускников, а с заданием на изменение периода колебаний заряженного маятника, помещенного над бесконечной заряженной плоскостью, справились всего 6,5% экзаменуемых.
Новая страница 9
Химия
В каждом варианте работы ЕГЭ по химии было 42 задания: 28 заданий базового уровня сложности с выбором ответа, 9 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом и 5 заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом.
Среди заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом наибольшие затруднения у экзаменуемых вызвали задания, которые ориентированы на проверку знаний характерных химических свойств неорганических веществ, знаний о качественных реакциях на неорганические вещества и ионы, знаний об идентификации органических веществ. С такими заданиями успешно справилась только треть школьников.
Задания высокого уровня сложности с развернутым ответом были нескольких видов. Справляются с ними не все. В частности, к выполнению заданий на определение степени окисления химэлементов, определение окислителя и восстановителя и на составление электронного баланса приступают более 85% экзаменуемых, но успешно его выполняют только выпускники с хорошим или высоким уровнями подготовки.
Также в работе были расчетные задачи - их выполнение требовало от школьников не только знать химические свойства веществ, но и составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты, необходимые для получения ответа.
Специалисты отмечают, что школьники часто ошибаются в расчетах уже на втором или третьем этапах решения задачи: за такие ошибки оценка за задание снижается только на 1 балл.
Новая страница 10
Иностранные языки
Экзаменационные работы ЕГЭ 2014 года по иностранным языкам состояли из четырех письменных разделов. В них проверялись умения в аудировании, чтении и письме, а также лексико-грамматические навыки. По сложности задания были разделены на три уровня - базовый, повышенный и высокий.
Всего в работе 28 заданий с выбором одного ответа, 16 заданий с кратким ответом и 2 задания открытого типа с развернутым ответом. Специалисты ФИПИ особо отмечают, что в языковом тесте задания с выбором ответа, обычно считающиеся самыми простыми, могут стать самыми сложными: здесь в первую очередь важна когнитивная сложность задания и языковая сложность воспринимаемого текста.
Чего школьники не знают
Результаты ЕГЭ по английскому языку показали, что навыки в говорении и письме у школьников развиты хуже, чем восприятие и понимание связного иноязычного текста при чтении и восприятии речи на слух (например, при диалоге и групповом общении).
Самым сложным разделом работы для большинства экзаменуемых остается "Грамматика и лексика", хотя средний процент выполнения заданий раздела "Письмо" ненамного выше: умение писать тексты разных типов - наиболее проблемное задание для большинства выпускников. В разделе "Письмо" школьники должны были написать личное письмо на основе письма от зарубежного друга по переписке, а также составить текст с элементами рассуждения на основе высказывания по актуальной проблематике. В целом при выполнении таких работ участники ЕГЭ часто не понимают смысл задания, не могут дать полный ответ на вопросы, высказать и аргументировать свою и чужую точки зрения или сделать вывод.
По данным ФИПИ, подавляющее число участников экзамена научились правильно оформлять личные письма, соблюдать структуру письма, использовать в нем неформальный стиль общения. Стало меньше работ с использованием отдельных заученных фраз, а также работ, которые не соответствуют заданному объему. Однако школьники часто не могут дать полный и точный ответ на информацию, которая запрашивается в письме от друга по переписке, нарушают стиль личного письма, делают ошибки в оформлении текста (не пишут адрес или дату, неправильно делят текст на абзацы и т.д.).
Специалисты также отмечают, что увеличение времени выполнения заданий (до 180 минут на весь экзамен) не привело к заметному повышению баллов, хотя и снизило психологическое напряжение у экзаменуемых: экзамен 2014 года подтвердил, что для заданий высокого уровня сложности важно не время, отведенное на их выполнение, а реальный уровень подготовки выпускников. Дополнительное время не спасает экзаменуемых с невысоким уровнем владения иностранным языком.
Новая страница 11
Литература
В экзаменационной работе по литературе в 2014 году было 17 заданий: 12 с кратким ответом и 4 - с развернутым ответом, а последнее задание имело высокий уровень сложности: школьники должны были написать сочинение на литературную тему.
В основном школьники успешно справляются с заданиями, на которые нужно дать краткий ответ. При этом как верные засчитываются и те ответы, формулировки которых не совпадают с заданным эталоном, но по сути близки к нему.
Однако по итогам ЕГЭ выяснилось, что многие школьники не только искажают понятия или заменяют их на близкие по звучанию слова, но даже пытаются сочинить собственные термины: например, вместо "риторического вопроса" предлагается вариант "безответный”, вместо "неологизма" - "новизм", а термин "пейзаж" заменяют "мрачная погода" и "природный фон". Кроме того, экзаменуемые часто путают термины ("род" и "жанр", "эпос" и "проза", "контраст" и "конфликт") и ошибаются в определении жанра или рода (драму М.Горького "На дне" многие выпускники назвали комедией, повестью и поэмой, а жанр "Преступления и наказания" Ф.М. Достоевского определили как "драма" или "трагедия").
Труднее всего даются экзаменуемым задания на установление соответствия и на выбор нескольких ответов из предложенного перечня понятий.
С общими вопросами о сюжете или характерах персонажей художественных произведений школьники справляются лучше, чем с заданиями, которые тесно "привязаны" к тексту. Одними из самых сложных для выпускников оказались задания по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказам А.П. Чехова, требующие детального знания литературного материала.
При этом в каждой экзаменационной работе есть определенные вопросы, по которым можно составить представление о начитанности экзаменуемых - как в заданиях базового уровня, так и в заданиях повышенной сложности. Специалисты ФИПИ отмечают, что современные школьники недостаточно начитаны и плохо знают тексты художественных произведений, особенно крупных эпических жанров и лирических стихотворений; за последние годы эта ситуация не улучшилась.
Школьникам также трудно самостоятельно найти в тексте лирического произведения средства художественной изобразительности:
Как отмечают специалисты, выпускникам сложнее ответить на вопросы к лирическому произведению, чем к фрагменту эпического или драматического произведения.