7 октября 2015, 13:12

Министр культуры: новые версии происхождения оренбургского пухового платка неубедительны

Архив ИТАР-ТАСС/ Валерий Бушухин

Эксперты подтверждают, что башкирские мастерицы переняли у оренбургских вязальщиц и технику пуховязания, и узоры

ОРЕНБУРГ, 7 октября. /Корр. ТАСС Наталия Вълкова/. Новые версии истории возникновения и развития всемирно знаменитого бренда - оренбургского пухового платка, выдвинутые Башкирией, вряд ли могут претендовать на достоверность. Об этом ТАСС сказала в среду министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко.

Борьба за раскрученный бренд

"Не думаю, что в каком-либо другом регионе России проведено больше исследований об истории возникновения и развития пуховязального промысла, чем у нас - в Оренбуржье. А соответственно, и претендовать на большую достоверность эти исследования вряд ли смогут", - сказала Евгения Шевченко.

По ее словам, оренбургский пуховый платок и тончайшая оренбургская паутинка, проходящая через обручальное кольцо, были, есть и будут брендом Оренбуржья. "Все остальное - конкурентная борьба за раскрученные бренды, в которой и оренбургским пуховязальщицам, и исследователям, и предприятию-локомотиву - Фабрике оренбургских пуховых платков - есть, что противопоставить ", - считает министр.

Попыток создать альтернативу знаменитой оренбургской паутинке история знает немало, но не помнит ни одной удачной. Секрет уникального пухового полотна сохраняется и передается из поколения в поколения именно там, где он зародился и состоялся, то есть в Оренбургской области.

Башкирия претендует на первенство

В Башкирии в последнее время наблюдается всплеск интереса к вязанию платков. А глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что республике необходимо создать новый бренд.

"Оренбургский пуховый платок фактически имеет свои корни здесь - в Башкортостане. Наши предки занимались этим творчеством, этой деятельностью и успешно передали традиции в Оренбургскую губернию, где жило башкирское население", - сказал на этой неделе Хамитов.

Однако эксперты подтверждают, что башкирские мастерицы переняли у оренбургских вязальщиц и технику пуховязания, и узоры.

"В декоративно-прикладном искусстве башкир техника вязания не являлась традиционной. Пуховязание же, по мнению С.А. Авижанской и других авторов исследования "Декоративно-прикладное искусство башкир", появилось у них не ранее конца XIX - начала XX века", - говорит искусствовед, заведующая галереей "Оренбургский пуховый платок" Ирина Бушухина.

Архивы - главный свидетель

Если обратиться к трудам исследователей, то выясниться, что вязание было широко распространено именно среди русского населения. В рукописи краеведа ХIХ века Р.Г.Игнатьева "Этнографические очерки Оренбургского края" есть такие подтверждения: "Вязанием занимается исключительно русское население губернии. У башкир и тептярей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не в употреблении: бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре".

В губернском статистическом отчете 1874 года, хранящемся в фондах государственного архива Оренбургской области написано: "Как ни странно, население гражданской территории, проживающее рядом с казачьим, вырабатывает платков весьма мало. Особенно удивительно, что меньше всего вяжут пуховые платки башкиры, которые держат достаточно коз. Кроме того, большинство башкирского населения и не знает, как это делается. Еще удивительнее, что киргизы, привыкшие вычесывать козий пух, не используют его, а весь пух продают соседям - оренбургским казачкам для платков".