УЛАН-УДЭ, 8 октября. /Корр. ТАСС Эльвира Балганова/. Министерство природных ресурсов России (МПР) считает, что установленные распоряжением правительства РФ от 5 марта 2015 года границы водоохранной зоны Байкала не влияют на ограничение прав местных жителей. Об этом в федеральном ведомстве сообщили со ссылкой на замминистра Семена Леви, который ответил на обращение группы инициативных граждан из Бурятии в письме.
Ответ МПР на обращение семи тысяч жителей Бурятии
"В Минприроды России поступило коллективное обращение, в котором представители общественности указали на якобы имеющее место нарушение прав в связи с утверждением границ водохранной зоны озера Байкал. Кроме того, в целом ряде СМИ опубликована информация о требованиях отдельных представителей Бурятии отменить распоряжение правительства РФ. В письме Леви указывает, что данная информация не соответствует действительности", - говорится на сайте ведомства.
В своем письме замминистра сообщил жителям Бурятии, что "границы водоохранной зоны озера Байкал, действительно, практически совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории (БПТ)", однако, "режим водоохраной зоны не устанавливает запрет на земле- водо- и иное природопользование, в том числе и на оборот земельных участков, расположенных на таких территориях". Кроме того, в письме замминистра указывается на отсутствие ограничения нормативным актом права на рыбную ловлю, выпас сельскохозяйственных животных, распашку земель, деятельность, связанную с лесозаготовкой и переработкой древесины.
Кладбища и автозаправки, построенные до 2007 года, - законны
Леви пояснил, что действительно "Водным кодексом РФ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон новых кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания". Однако, по его словам, законодательство не запрещает эксплуатацию таких объектов, введенных до 1 января 2007 года.
При этом представитель МПР указал но то, что в границах водоохранных зон "допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов". Важное условие здесь - "оборудование таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод".
"Предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины запрещена, но граждане вправе заготавливать древесину в установленном порядке для собственных нужд", - добавил Семен Леви.
История вопроса
Первые сообщения от представителей власти Бурятии, общественников и ученых республики о том, что принятое правительством РФ 5 марта 2015 года распоряжение нарушает права людей, проживающих на берегу Байкала, начали появляться летом этого года. В начале октября в региональном МПР заявили о "безрезультатности обращений по этому вопросу в федеральный центр от имени правительства Бурятии".
"За решение проблемы взялись местные жители. Они собрали более семи тысяч подписей под обращением, в котором жалуются на то, что из-за нормативного акта в селах и городах, расположенных на берегу Байкала, теперь невозможно нормально жить", - пояснил министр природных ресурсов региона Юрий Сафьянов.
Хозяйственная деятельность у Байкала теперь вне закона, считают в Бурятии
Сафьянов рассказал, что суть требований заключается в необходимости отменить действие документа, согласно которому границы водоохранной зоны Байкала практически полностью совпадают с границами центральной экологической зоны БПТ (примерно 80 километров вглубь берега - прим. ТАСС).
"В эту зону в Бурятии попадает 71 населенный пункт с численностью населения более 66 тысяч человек, в том числе крупный город Северобайкальск со всеми объектами жизнеобеспечения", - сказал Сафьянов. Теперь, по его словам, вне закона здесь оказались сделки по оформлению земель в право собственности, утилизация отходов в местах проживания, выпас скота, размещение кладбищ. Под запрет попало и движение автотранспорта по дорогам без твердого покрытия.
"Такие запреты не способствуют социально-экономическому развитию региона, - отметил министр. - Кроме того, встает работа по профилактике лесных пожаров: лесники не могут производить санитарные вырубки, очищать горельники, так как проехать к ним по закону нельзя".
Депутат Народного Хурала (парламента) Бурятии Баир Цыренов подчеркнул, что действие распоряжения ставит под угрозу не только интересы коренных жителей, но и реализацию госпрограмм. "У нас есть федеральные программы по переселению граждан из ветхого жилья, программы по переселению жителей БАМа, но вот на севере Байкала малоэтажное строительство теперь вообще невозможно, потому что те земельные участки, которые попросили для этого строительства, под запретом", - заявил он.