МОСКВА/КАЛИНИНГРАД, 7 декабря. /ТАСС/. Центр информационных коммуникаций "Рейтинг" и журнал "Отдых в России" представили национальный рейтинг туристической привлекательности регионов РФ. Его результаты опубликованы на официальном сайте центра "Рейтинг".
Лидером рейтинга стал Краснодарский край. За ним следуют Санкт-Петербург, Москва, Республика Крым и Московская область. Также в десятку самых привлекательных для отдыха вошли Калининградская, Нижегородская, Ярославская области, Республика Карелия и Алтайский край.
Аутсайдерами рейтинга оказались Тыва, Ингушетия и Еврейская автономная область. Всего в рейтинге 85 позиций.
"В исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества - в данном случае специалистов медиа-группы "Отдых в России", в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме "Отдых в России", а также информационные порталы "Российский туризм" и "Инвестиции в туризм", - отмечается в пояснении центра.
Оценивались уровень развития туристического бизнеса, оборот туристических услуг, популярность региона у россиян, экология региона, криминогенная обстановка, развитость инфраструктуры, число объектов культуры, популярность региона как туристического бренда в интернете.
Калининградская область - альтернатива зарубежным курортам
Опубликованный рейтинг уже не первый, в котором Калининград уверенно входит в число наиболее привлекательных туристических регионов. Область вошла в десятку "лучших мест отдыха" по версии TripAdvisor (туристический портал - прим. ТАСС), уступив Москве, Санкт-Петербургу, Казани и Екатеринбургу. В рейтинге сервиса Travel.ru Калининград вошел в десятку самых популярных российских городов среди самостоятельно путешествующих туристов в 2015 году. Город занял 7-ю позицию, опередив Анапу, Екатеринбург и Ялту.
Туризм является одним из приоритетных направлений развития Калининградской области. Как отметил ранее губернатор Николай Цуканов, российское побережье Балтики может стать альтернативой зарубежным курортам. "Понятно, что у нас не так жарко, как в Турции, но тем не менее часть туристов, которые уезжали в другие страны, могли бы приехать к нам", - сказал он.
В Калининградской области работают около 300 туркомпаний, порядка 40 из них включены в федеральный реестр туроператоров. Путешественников готовы принять 228 отелей, гостиниц и баз отдыха, которые могут единовременно предоставить 18 тыс. мест.
По данным регионального министерства туризма, за прошедшие четыре года (с 2011 года) поток туристов в Калининградскую область увеличился вдвое - с 400 тыс. до 800 тыс. человек. В перспективе стоит задача достичь показателя 2,1 млн человек в год. До 80% туристов, прибывающих в Калининград, - россияне, доля иностранцев составляет 13%.
Развитие внутреннего туризма
Число россиян, отдохнувших в 2015 году за рубежом, будет почти вдвое меньше, чем в 2014 году, считают в Минкультуры РФ. Рынок выездного туризма ждет серьезное снижение в связи с изменением курса рубля и введением временных ограничений на посещение популярных зарубежных курортов. В этой ситуации крупные туристические компании проявляют готовность к переориентации на работу на внутреннем рынке. Как отметили в Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2015 году в РФ на внутренние направления переориентировались более 80% крупных туроператоров.
По мнению главы Ростуризма Олега Сафонова, число туристов, выбирающих отечественные курорты, в 2016 году может вырасти на 3-5 млн человек.
Согласно опросу ВЦИОМ, две трети россиян поддерживают инициативу властей по развитию внутреннего туризма. В Ростуризме считают, что в качестве основных претендентов на замену зарубежным турам можно рассматривать курорты Краснодарского края, в частности, Сочи, как регионы с наиболее подготовленной туристической инфраструктурой. У других регионов РФ также есть шанс побороться за российского туриста. Однако для этого им нужно решить ряд важных проблем, заявляют в АТОР. Например, решить проблему нехватки инфраструктуры и отсутствия программы продвижения туров на внутреннем рынке.
Для более успешной работы на внутреннем рынке в Минкультуры предлагают начать с формирования качественного туристического продукта, в том числе разработки новых маршрутов по регионам страны, таких как "Русские усадьбы" по старинным дворянским домам центральных областей России, "Серебряное ожерелье" по средневековым памятникам Северо-Запада, туры по Траннсибу.