14 марта 2016, 19:54

Путин: безопасность на дорогах - не "бытовуха"

Михаил Метцель/ ТАСС
Глава государства подверг критике медленную работу правительства в этой сфере

ЯРОСЛАВЛЬ, 14 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин провел в Ярославле заседание президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения. Глава государства подверг критике медленную работу правительства в этой сфере, призвав не относиться к этим вопросам "как к бытовухе", а также призвал повысить ответственность как участников, так и организаторов дорожного движения.

"Складывается впечатление, что мы очень легко относимся к этой тяжелейшей проблеме, поверхностно, как к какой-то, извините, бытовухе", - сказал он. При этом, подчеркнул он, все вопросы в этой сфере решаемы, "нужно только целенаправленно и настойчиво этим заниматься".

"Если мы хотим, чтобы эта важнейшая задача решалась, то нельзя это делать от случая к случаю, от одного совещания к другому. Это должно быть предметом нашей постоянной работы. Постоянного внимания федеральных органов власти, регионов и муниципалитетов, а также общественности. Я вас всех призываю к такой солидарной ответственности", - заявил президент.

Масштаб проблемы

За прошедшее десятилетие в результате ДТП получили травмы порядка 3 млн человек, а число погибших составило 350 тыс. человек. По словам Путина, это ужасные цифры.

Президент отметил, что до сих пор часто встречается такое нарушение, как выезд на полосу встречного движения. "Наказание, вплоть до лишения водительских прав, не останавливают их очевидно. В результате безответственного вождения гибнут ни в чем не повинные люди", - подчеркнул он.

Путин отметил, что чаще всего ДТП происходят по вине водителей. "Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям. Поэтому я считаю ключевой задачей воспитание культуры вождения, а это строгое исполнение правил дорожного движения, следование нормам грамотного дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких, за безопасность других участников дорожного движения", - считает глава государства.

Создание культуры вождения, по мнению президента, является длительным процессом, и он должен идти параллельно с ужесточением наказания за нарушение ПДД.

Отдельное внимание - безопасности на пешеходных переходах

Путин отдельно упомянул ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения на "зебре".

"По-прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах. В прошлом году более 1 тыс. человек (погибли в результате ДТП на пешеходных переходах), отметил он. "Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах", - сказал президент.

Ответственность кабмина и ДПС

Путин напомнил, что за прошедшее десятилетие уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. "Сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться. И это объективный вызов для участников дорожного движения и для тех, кто отвечает за его организацию", - считает он.

При этом Путин подчеркнул, что сотрудники дорожно-патрульных служб должны заниматься профилактикой ДТП и вести просветительскую работу, привлекая к этому средства массовой информации и общественность, а также использовать возможности интернета. Все эти меры, полагает он, будут особенно действенны на муниципальных и региональных уровнях.

"Нужно активнее использовать профилактические меры, в том числе и сотрудникам дорожно-патрульных служб. Они должны не только фиксировать нарушение, но и на деле заниматься организацией безопасного движения", - заявил Путин.

Президент также напомнил, что еще в мае 2015 года он дал поручение правительству принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. В августе правительство утвердило соответствующий план мероприятий, в котором было намечено внести в Госдуму 13 законопроектов.

"Однако все сроки были нарушены. В Госдуме сейчас всего один законопроект. Остальные все еще проходят согласования в правительстве. Я прошу под личную ответственность соответствующих министров, руководителей ведомств, которым была поручена подготовка этих документов, внести их в Госдуму, чтобы они, как и было запланировано, были приняты в весеннюю сессию этого года", - сказал Путин.

Автоматическая фиксация

Выступая на заседании президиума Госсовета, заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов отметил, что для повышения безопасности движения активно применяются комплексы автоматической фиксации нарушений. Они выявляют две трети случаев нарушений.

"Безусловно, дисциплинирует водителей действующая система автоматической фиксации нарушений. В настоящее время она включает более 10 тысяч зон контроля. С их применением в прошлом году вынесено свыше 50 млн постановлений об административных правонарушениях, что составляет 67% от общего количества выявленных административных правонарушений", - сообщил он.

"В перспективе представляется целесообразным распространить (эту) систему на дороги регионального и межмуниципального значения, внедрить измерения средней скорости, расширить спектр выявляемых правонарушений, задействовать для их обнаружения возможности других технических средств", - добавил замминистра.

Он также выразил уверенность, что регионы должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы автоматическая система фиксации нарушений работала эффективнее. "Поэтому рабочей группой предложено направлять получаемые от штрафов денежные средства не просто в бюджет субъекта РФ, а непосредственно в дорожные фонды для реализации мероприятий по ликвидации очагов аварийности, а также на развитие средств автоматической фиксации (правонарушений)", - сказал Миронов.

Передача администрирования штрафов в регионы

Путин поручил законодательно закрепить право субъектов РФ направлять штрафы за нарушение ПДД в региональные дорожные фонды.

На заседании президент спросил у замглавы Минфина Леонида Горнина, согласно ли министерство с таким решением. Горнин отметил, что в настоящее время 100% штрафов за нарушения ППД уходит в бюджеты субъектов РФ. Предложения региональных властей состоит в том, чтобы законодательно закрепить передачу этих средств в обязательном порядке в региональные дорожные фонды, "окрасить их, предать им целевое назначение". Сейчас у властей субъектов есть право передать эти средства в дорожные фонды, но это не является обязательством.

В свою очередь, помощник президента Андрей Белоусов отметил, что "сейчас в регионах деньги из дорожного фонда забирают, они используются нецелевым образом". "Целевым образом эта норма не установлена. Минтранс предлагает ее установить. Поэтому очень разумно, если бы по этим штрафам было зафиксировано, чтобы они целевым образом шли в дорожные фонды ", - сказал он.

"Поскольку Минфин не возражает, то давайте так и сделаем", - сказал Путин.

Видеозапись как доказательство

По словам Миронова, МВД также поддерживает инициативу привлекать к ответственности водителей на основании видеозаписи, сделанной другими водителями.

"Сегодня все чаще высказываются предложения о привлечении к административной ответственности на основании видеозаписи, сделанной другими участниками дорожного движения. Для осуществления этой инициативы необходим ряд технических и законодательных решений", - сказал он.

По словам Миронова, "МВД поддерживает эту инициативу и считает, что такой механизм должен быть создан". МВД "в настоящее время активно работает над этим с Минкомсвязи", добавил он.

ДТП по европротоколу

С 1 января следующего года ГИБДД планирует перейти на европротокол при ДТП - оформление незначительных происшествий без участия автоинспекторов, сообщил Миронов. "Сегодня уже предусмотрено, что оформление происшествий, в которых транспортные средства получили только механические повреждения на трассе, может проводиться без присутствия полиции самими гражданами. Необходим полный переход на оформление таких происшествий без участия сотрудников Госавтоинспекции", - сказал он.

По словам Миронова, пока сотрудниками ГИБДД оформляется почти 90% ДТП, в которых вред причинен только автомобилям. "Такая ситуация снижает и без того недостаточную пропускную способность улично-дорожной сети, минимизирует возможности нашего реагирования на изменения дорожно-транспортной ситуации, факты других более тяжелых ДТП", - отметил он.

Путин поддержал такой подход. "Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции", - заявил он. Глава государства отметил, что речь идет об авариях, в результате которых причинен лишь материальный ущерб. "Сегодня не все участники движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними будущее. И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин", - подчеркнул он.

Говоря об автостраховании, президент также призвал страховые компании принять меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых полисов. "Прошу Банк России и страховые компании принять действенные меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых страховок", - заявил он. "Эта проблема в последнее время приобрела массовый характер и наносит ущерб не только гражданам, но и репутации самого страхового дела", - считает глава государства.

Своевременная помощь

Речь на заседании зашла и об оказании помощи при ДТП, причем не только медслужбами, но и другими водителями. В частности, Минздрав предлагает дифференцировать виды первой помощи при ДТП, заявила глава ведомства Вероника Скворцова.

"Сейчас в Госдуме уже прошел предварительное обсуждение законопроект по дифференциации видов первой помощи в зависимости от уровня подготовки людей, которые ее оказывают. Базовый образовательный модуль для водителя-любителя уже внедрен в автошколах; в настоящее время подготовлен расширенный модуль для профессионалов-водителей и специальная образовательная программа для представителей МВД, МЧС и других экстренных служб", - сказала она.

Министр привела статистику, согласно которой 50% серьезно пострадавших в ДТП погибают в первые несколько минут, 30% - в течение 2-3 часов, и только 20% в течение нескольких дней в больницах. По оценке экспертов, 25% пострадавших можно было бы спасти в случае своевременного оказания им первой помощи прямо на месте ДТП.