15 октября 2016, 14:22,
обновлено 29 октября 2015, 13:38

Как сократить число ДТП: план правительства и инициативы Госдумы

ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Штраф за опасное вождение, сайт об опасных участках дорог, лечение водителей-пьяниц, прогрессивный тариф ОСАГО для нарушителей и другие предложения чиновников

За последние пять лет общее число ДТП, по данным ГИБДД, снизилось на 13,2%: с 199 868 в 2011 году до 173 500 в 2016 году. Тем не менее, жертвами дорожно-транспортных происшествий в России в 2016 году стали более 20 тыс.человек.

Президент РФ Владимир Путин еще в 2015 году дал поручение правительству принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП и призвал повысить ответственность как участников, так и организаторов дорожного движения. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев также призвал кабмин продолжать работу по ужесточению требований к участникам дорожного движения.

За рулем автомобилей должны быть те, кто к этому готов, а не просто тот, кто покататься хочет
Дмитрий Медведев
премьер-министр РФ

После поручения главы государства правительство разработало план, который касается как водителей, так и дорожных служб и чиновников. ТАСС выяснил, какие меры из этого списка уже действуют.

Сайт о ДТП и ответственность чиновников за содержание дорог

В правительственном плане предусмотрено создание специального интернет-ресурса, отображающего данные по наиболее аварийно-опасным участкам дорог, а также информацию об инженерных мерах, принимаемых для устранения причин, способствующих авариям, координаты медицинских учреждений, расположенных вдоль дорог, и аварийно-спасательных служб.

В конце 2016 года Минкомсвязь запустило в тестовую эксплуатацию сайт "Безопасные дороги". Данные для ресурса предоставляют МВД, МЧС, Минздрав, Росавтодор и другие госорганы. На сайте уже реализован механизм обратной связи с участниками дорожного движения. Авторизация авторов инициатив происходит через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая также используется на едином портале госуслуг

Борьба с пьяной ездой

Одним из главных пунктов правительственной программы по сокращению ДТП стала борьба с пьяной ездой.

Общество платит страшную цену за рюмку водки и кружку пива за рулем. Ответственность по факту таких ДТП никогда не возвращает самого главного - жизнь и здоровье человека
Ирина Яровая
председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции

Сегодня водителю, впервые попавшемуся за вождение в нетрезвом состоянии, грозит штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет.

С 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, стали подлежать уголовной ответственности и могли быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или лишением свободы на срок до двух лет с лишением прав до трух лет.

Как определяют состояние алкогольного опьянения

Инспектор в присутствии двух понятых предлагает водителю пройти проверку на алкотестере. Максимально допустимое содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе не должно превышать 0,16 мг/л. В случае отказа "подуть в трубочку" или несогласия с результатами водителя отправляют на медицинское освидетельствование в медучреждение.

Введение понятия "опасное вождение"

В соответствии с планом были внесены поправки в правилах дорожного движения, предусматривающие введение понятия "опасное вождение" и ответственность за это. Согласно документу, к таким действиям относятся:

  • невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
  • перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
  • несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • несоблюдение бокового интервала;
  • резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • препятствование обгону
Подробнее о том, что предложено считать опасным вождением читайте в материале ТАСС От "Торопыг" до "Нервяков"

Ранее в российском законодательстве понятия "опасное вождение" нет было но во многих странах за умышленное создание опасной ситуации на дороге предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводит к тяжелейшим авариям. Поэтому я считаю ключевой задачей воспитание культуры вождения, а это строгое исполнение правил дорожного движения, следование нормам грамотного дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности... за безопасность других участников дорожного движения
Владимир Путин
президент России

8 июня изменения в ПДД вступили в силу.

В РФ штраф за опасное вождение может составить 5 тыс. рублей и более. В правительстве отметили, что окончательное решение будет принято уже осенью 2016 года и будет установлена административная ответственность за опасное вождение. 

Денежные суммы для таких ездоков - это укус комара

В свою очередь депутат Вячеслав Лысаков не исключает возможности введения уголовной ответственности за опасную езду в случаях злостного рецидива, то есть совершения правонарушения три и более раз в течении года. 

Мнение россиян

Согласно результатам соцопроса, почти пятая часть россиян негативно относится к инициативе введения понятия "опасное вождение", полагая, что одними лишь нормативными актами эту проблему не решить. По словам главы ГИБДД России Виктора Нилова, граждане РФ считают, что "народ слаб не законодательными, а воспитательными мерами".

Лишение прав за троекратное нарушение ПДД

В рамках реализации плана по сокращению ДТП правительство разработало проект закона, предусматривающий лишение водительских прав на срок от одного года до полутора лет в случае трех грубых нарушений правил дорожного движения (ПДД) за год. Для тех, у кого прав нет, предусматривается штраф в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Под грубыми нарушениями подразумевается: 

  • значительное превышение скоростного режима (более 40 км в час),
  • проезд на красный свет,
  • отказ уступить дорогу транспорту с правом преимущества,
  • разворот и движение задним ходом в неположенных местах,
  • выезд на встречную полосу движения или движение в противоположном направлении по трассе с односторонним движением,
  • неразрешенный знаками или разметкой поворот,
  • невыполнение требования предоставить дорогу пешеходам или велосипедистам.
Исключение составляют только нарушения, зафиксированные дорожными камерами. Под лишение прав попадают те случаи, которые запротоколированы сотрудниками ГИБДД непосредственно на месте совершения правонарушения.

Прогрессивный тариф на полис ОСАГО и ограничения для должников

Еще одним новшеством, согласно правительственному плану, может стать введение повышающего коэффициента при оформлении полиса Обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) для водителей, неоднократно нарушивших ПДД. В ноябре 2015 года завершился анализ баз данных ГИБДД, в результате которого была определена группа злостных нарушителей. Решено было выделить категорию автомобилистов, которые имеют более пяти правонарушений в год. Для них страховой полис будет стоить дороже, чем для других автовладельцев. Стоимость полиса будет рассчитываться исходя из базового тарифа плюс надбавки, установленные официальным регулятором (ЦБ РФ).

В августе 2016 года Минфин подготовил соответствующие поправки к закону "Об ОСАГО". Новые коэффициенты могут вступить в силу с 1 января 2017 года. По предварительным данным, введение повышающего коэффициента за опасное вождение может коснуться 5,5% автовладельцев.

КАК ЕЩЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СОКРАЩАТЬ ДТП

Требования к квалификации водителей и предрейсовые осмотры

В связи с чередой крупных аварий правительство приняло решение скорректировать требования к автоперевозчикам пассажирского и грузового транспорта, среди которых квалификация водителей, состояние их здоровья, режим работы, контроль употребления алкоголя и наркотических веществ в предрейсовых осмотрах.

В качестве меры контроля предполагается использовать прибор, не допускающий запуск двигателя без предварительной проверки водителя на алкогольное опьянение через специальное электронное устройство.

Вождение без прав могут приравнять к незаконному ношению оружия

Улучшится ли у нас статистика по дорожно-транспортным происшествиям, если по-прежнему единственным наказанием за управление автомобилем без водительского удостоверения будет оставаться штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей? Можно с собой просто вместо прав возить эту сумму, поймают за руку - отдашь, и поехал дальше, до следующего раза
Владимир Маркин
официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин

Следственный комитет РФ предлагает ввести уголовную ответственность за вождение без прав, приравняв это к незаконному ношению оружия. Согласно действующему законодательству, за ношение оружия без соответствующего разрешения предусмотрено лишение свободы на срок до четырех лет.

В свою очередь в Госдуме предложили ужесточить ответственность тех, кто сел за руль, будучи лишенным прав, и тех, кто вообще прав не получал. Это не должно касаться учебной езды. Депутат Вячеслав Лысаков разрабатывает поправки, которые вводят обязательные работы сроком до 50 часов при повторном нарушении в течении года.

Еще более жесткое наказание за повторное вождение без прав предлагают установить сенаторы Вадим Тюльпанов и Владимир Федоров. Согласно законопроекту парламентариев, нарушителям грозит административный штраф 30 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Действующее законодательство

Что ждет водителя, забывшего или потерявшего права

Сейчас отсутствие прав грозит водителю штрафом в 500 рублей. Если водитель без документов попадется инспектору второй раз, ему грозит лишение прав. Проблема может быть решена, если кто-то привезет удостоверение.

Что грозит за езду лишенным прав водителям

Если водитель, лишенный прав, садится за руль, ему грозит несколько вариантов наказания: штраф в размере 30 тыс. рублей, административный арест на срок до 15 суток или принудительные работы от ста до двухсот часов. Чтобы вернуть права необходимо заново пройти экзамен на знание ПДД. В случае лишения прав за пьяную езду водителю придется также пройти медкомиссию.

Штрафы за незаконную тонировку

Госдума планирует повысить штрафы за незаконную тонировку стекол автомобилей с 500 рублей до 1,5 тыс. рублей. В случае повторного нарушения, водитель заплатит 5 тыс. рублей.

Как пояснили в Госдуме, сильно затонированные стекла ухудшают обзор, особенно в темное время суток, и являются причиной ДТП.

В первом варианте законопроект предполагал, что за повторное нарушение водителя могут лишить прав, однако инициатива вызвала критику главного правового управления президента РФ.

Новая система видеофиксации

В МВД предложили внедрить в РФ новую практику выявления нарушителей ПДД, с помощью автомобилей, оборудованных средствами фото- и видеофиксации. Подобная схема действует в Германии, где в крупных городах улицы патрулируют полицейские машины без отличительных знаков. В России тайные патрули ГИБДД могут появиться уже в 2016 году, отметили в МВД.

По данным министерства, действующие комплексы автоматической фиксации выявляют две трети нарушений. В дальнейшем эту систему планируют распространить на дороги регионального и межмуниципального значения.

Помимо этого, в МВД поддержали инициативу привлекать к ответственности водителей за отдельные нарушения ПДД только на основании материалов фото- и видеосъемки, сделанной очевидцами. В августе 2016 года министерство представило соответствующий законопроект. Согласно документу, речь идет только о тех материалах, которые будут зафиксированы с применением специальных мобильных приложений с указанием времени и координат съемки. Гражданин, предоставляющий данные материалы, должен быть зарегистрирован на Едином портале государственных и муниципальных услуг.