7 ИЮН, 16:03

Москвичи проводят в дорожных заторах меньше времени, чем жители Лондона и Нью-Йорка

Как инновации кардинально меняют многолетние привычки жителей столицы рассказал ТАСС заместитель мэра российской столицы Максим Ликсутов

В Санкт-Петербурге стартует ежегодный Международный экономический форум, где будут обсуждаться идеи "умного" города и жизни в эпоху инноваций. Сегодня инновации кардинально меняют многолетние привычки москвичей. И эти изменения служат одним из главных драйверов развития транспортной системы столицы.

На протяжении многих лет москвичи вынужденно полагали, что пробки на дорогах – это цена за проживание в мегаполисе. Долгое время транспортная система Москвы развивалась почти бесконтрольно, пока столичное правительство не приняло ряд всесторонних мер для разрешения этой наболевшей проблемы. Совместно с ведущими российскими и мировыми экспертами была разработана госпрограмма развития транспортной системы Москвы до 2020 года. Этот документ, без преувеличений, меняет жизнь всего нашего города. Беспрецедентные темпы дорожного строительства и развития метрополитена, обновление подвижного состава городского транспорта и наведение порядка на дорогах – все эти инновации потребовали вовлечения серьезных человеческих и финансовых ресурсов. Но результат окупил все финансовые и организационные издержки – московские дороги стали свободнее, а люди стали чаще предпочитать для поездок городской транспорт.

Негативный тренд сломлен

Мы начали активно развивать дорожную инфраструктуру, совершенствовать общественный транспорт, ввели интеллектуальную транспортную систему (ИТС), структурировали и усилили контроль за правилами парковки. Эти меры позволили за пять лет сократить количество автомобилей, выезжающих на дороги Москвы, до 10% и повысить среднюю скорость движения транспорта в Москве на 12%, причем даже несмотря на то что зарегистрированных автомобилей в московской агломерации за это время стало на миллион больше.

Многие нововведения потребовали от москвичей изменения их привычного образа жизни. Да, это тяжело, и людям требуется время, чтобы сформировать новые привычки, изменить свой подход к городскому транспорту, использованию личного автомобиля. Но люди видят изменения, которые происходят в городе, и понимают их необходимость. Говорить о решении транспортных проблем в Москве, конечно, преждевременно. Но негативный тренд сломлен, движение в городе улучшилось – это факт. Значит наши действия правильные. А главное – Москва поехала – с этим не спорят уже даже наши самые ярые критики.

Транспорт перестал быть главной проблемой

По данным рейтинга компании TomTom, с 2012 года дорожные заторы стали отнимать у москвичей на 23% меньше времени по сравнению с жителями других крупных городов мира. В рейтинге компании INRIX Москва опустилась на 6-е место – москвичи проводят в пробках меньше времени, чем жители Лондона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка и даже Брюсселя. Это значит, что благодаря тем мерам, которые принимает команда правительства Москвы, столичная транспортная система развивается в правильном направлении.

Вспомните, что еще недавно говорили о выделенных полосах? Что это ошибочная мера и неэффективное использование дорог. Сегодня же каждый пятый пассажир городского транспорта передвигается именно по выделенным полосам – более полутора миллионов в день. Что очень важно, появляется предсказуемость движения: люди заранее знают, сколько времени они потратят на дорогу, и могут точно рассчитать время в пути. Сейчас в Москве функционирует 20 выделенных полос общей протяженностью 230 км. В наших планах на ближайшие годы ввести еще не менее 100 км новых выделенных полос для общественного транспорта.

Управление движением в режиме онлайн

Свести воедино данные о дорожном движении, пассажиропотоке на маршрутах городского транспорта и отслеживать ситуацию в режиме реального времени нашим специалистам позволила интеллектуальная транспортная система. Наш ситуационный центр Центра организации дорожного движения (ЦОДД) стал главным "командным пунктом" дорожного движения в Москве. К нему подключены более 800 камер фотовидеофиксации нарушений, более 2 тыс. камер телеобзора. Автоматизированная система управления дорожным движением объединяет около 1700 светофоров с возможностью дистанционного управления. Специалисты могут удаленно изменить режим работы светофора в зависимости от дорожной ситуации. Например, включить режим "зеленой волны" на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта – он получит приоритет в движении. Также на дорогах столицы работает более 150 информационных табло, где отображаются данные о загруженности городских дорог. Водитель благодаря такой системе информирования может скорректировать свой маршрут, узнать информацию о погоде, перекрытиях и многом другом.

Транспорт доступен всем

Одно из важных направлений работы всей команды правительства Москвы – создание доступной и безбарьерной среды для всех горожан. Каждый москвич без исключения должен иметь возможность передвигаться по городу с комфортом. Сегодня новые станции метро строятся оборудованными для беспрепятственного передвижения инвалидов. С 2010 года мы закупили более 5700 новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Для комфортного проезда маломобильных пассажиров приспособлены 98% выходящих на линии городских автобусов.

Сейчас мы разрабатываем новый сводный программный документ по развитию доступной среды на Московском транспорте до 2020 года. Приоритетное внимание в новой программе планируется уделить обновлению подвижного состава наземного транспорта, метрополитена, пригородного сообщения.

Инновации как способ привлечь новых пассажиров

Постепенно мы вводим совершенно новые для России пассажирские сервисы. Ведь, чтобы привлечь обладателя личного автомобиля к использованию общественного транспорта, нужно не только построить станции метро и запустить новые маршруты – нужно обеспечить должный уровень обслуживания. К услугам московских пассажиров сегодня бесплатные перехватывающие парковки метрополитена, Wi-Fi, обновленное билетное меню, система навигации… Бесплатным Wi-Fi сегодня пользуется каждый четвертый пассажир Московского метрополитена – москвичи совершают 2,5 млн подключений в день. Аналогов такого проекта в мире пока не существует.

Совместно со Сбербанком России и ВТБ мы оснащаем кассы метро и билетные автоматы терминалами для приема банковских карт. До конца года оплатить проезд в метро при помощи банковской карты можно будет на всех станциях Московского метрополитена. Совместно с мобильными операторами "большой тройки" в 2015 году мы внедрили возможность оплаты проезда в метро и наземном транспорте при помощи мобильного телефона с поддержкой технологии NFC. Сейчас постепенно меняется система навигации в метрополитене, на остановках городского транспорта и улицах: она теперь имеет единый стиль и стандарт. Все выходы из метро будут пронумерованы, ведь на некоторых станциях есть по десять и более выходов. Горожане смогут более четко понимать направление движения, лучше ориентироваться не только в метро, но и при выборе наземного маршрута. Это важно и для гостей города, особенно в преддверии чемпионата мира по футболу, который в 2018 году принимает Москва.

Безопасность в транспорте – наш приоритет

Одна из составляющих федеральной программы обеспечения комплексной безопасности населения на транспорте – система интеллектуального видеонаблюдения в метро. При входе на все станции появились досмотровые зоны, оборудованные рамочными металлодетекторами, обнаружителями взрывчатых и радиоактивных веществ. Камеры будут автоматически фиксировать людей с нестандартным поведением, длительное нахождение человека на платформе или любой другой зоне, "обращать внимание" на бесхозные вещи. В случае любой подозрительной активности система передаст сигнал службе безопасности, которая работает совместно с полицией. Начать внедрение системы по всему метрополитену планируется до конца этого года.

В ближайшие годы мы планируем сформировать в центре города новую сеть маршрутов наземного городского транспорта. Чтобы предоставить достойную альтернативу поездкам на автомобилях и метро, будет создана сеть надежных и скоростных маршрутов, которыми будет удобно пользоваться всем. Речь идет о сотнях тысяч пассажиров в день, для которых наземный транспорт станет удобной альтернативой передвижению на метро. Удобный общественный транспорт в центре – это замечательная альтернатива и личному транспорту. В перспективе мы рассчитываем выпустить на маршруты принципиально новый вид транспорта – электробус.

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Читать на tass.ru
Теги