Заявление замминистра образования и науки Людмилы Огородовой о необходимости экспорта образования вызвало дискуссию среди экспертов. Огородова считает, что привлечение иностранных студентов в российские вузы поможет преодолеть демографическую яму, угрожающую российской высшей школе.
Представители вузов рассказали ТАСС, что, по их мнению, влияет на решение иностранных абитуриентов учиться в России и какие направления образования для них наиболее привлекательны.
Стажеры едут за громкими именами
Не секрет, что знаменитое имя преподавателя часто является лучшей рекламой для учебного заведения. Например, популярность Академии русского балета имени Агриппины Вагановой среди иностранных стажеров заметно увеличилась после того, как должность ректора занял премьер Большого театра Николай Цискаридзе.
"Балет — образование не дешевое. У молодых артистов очень широкий выбор, где стажироваться. Тем не менее интерес к нашей академии, на мой взгляд, объясняется тем, что у нас, помимо бренда "школа Вагановой", появился еще один бренд — личность ректора Николая Цискаридзе, который сам ведет балетный класс", — поясняет руководитель международного отдела академии Ольга Абрамова.
Для привлечения в отечественные вузы ученых с мировыми именами в России осуществляется проект мегагрантов правительства, благодаря которому за последние пять лет в университетах создано 200 лабораторий, каждую из которых возглавили ученые — лидеры в своих областях.
"Полгода могут потерпеть, больше уже трудно"
Некоторые эксперты полагают, что, принимая решение о стажировке в России, иностранцы обращают внимание на условия жизни. "Определяющим моментом для иностранцев, думающих о том, поехать или не поехать учиться в Россию, является не столько ценность образовательных курсов (а я считаю, что у нас многому можно учиться), сколько экономические и социально-бытовые условия, — отмечает декан естественно-научного факультета Университета ИТМО Серей Стафеев. — Месяц, два, три, полгода они могут потерпеть, а больше уже трудно". Исходя из этого, он отмечает, что оптимальной формой обучения иностранцев являются короткие стажировки, которые могли бы помочь им в оттачивании мастерства.
Какие специальности подходят для экспорта
По мнению Стафеева, лучше всего в России готовят специалистов по ядерной энергетике, по аэрокосмическому приборостроению, по программированию высокого уровня с использованием искусственного интеллекта и генетических алгоритмов.
Также среди высоко востребованных направлений он назвал оптику, фотонику, лазерные системы, цифровую художественную голографию и когнитивную визуализацию, при которой визуализация объекта улучшает его понимание. "Сейчас обозначилась проблема — специалисты среднего звена не могут читать карты и чертежи, они просто не понимают, что изображено. Технологии когнитивной визуализации помогают решить эти проблемы", — поясняет Стафеев.
Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Максим Назаров рассказал ТАСС о юридических направлениях, подходящих, на его взгляд, для экспорта образования. "Если ориентироваться по РАНХиГС, то это международные отношения, зарубежное регионоведение и юриспруденция, хотя это может показаться странным, потому что законодательство в зарубежных странах другое", — отмечает он и поясняет, что тут вступает в силу развитие международного сотрудничества: и России нужны юристы, знающие зарубежное право, и другим странам нужны юристы, знающие российское право, чтобы они говорили на одном языке.
Инженерные специальности вуза востребованы у студентов из ближнего зарубежья и из тех стран, с которыми у России есть безвизовый режим, заключены межправительственные договоры.
По словам проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета Екатерины Бабелюк, наиболее популярными среди иностранных студентов являются гуманитарные направления: "Филология", "Международные отношения", "Журналистика", "Искусства". Несмотря на сложность изучения на другом языке естественно-научных и инженерных направлений, граждане других государств успешно осваивают в СПбГУ такие программы, как "География и геоэкология", "Математика и механика", "Биология".