Со следующего учебного года Минобрнауки РФ планирует уменьшить прием на экономические специальности и госуправление, а на инженерные и естественно-научные — увеличить. О необходимости переключиться на подготовку инженеров еще в прошлом году говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
ТАСС узнал у представителей вузов и экспертов в сфере образования, что они думают о сокращении бюджетных мест на экономических направлениях в пользу подготовки технических специалистов.
Нужно учитывать региональную специфику
Большинство экспертов признают, что в последние годы в стране образовался избыток экономистов и управленцев и дефицит инженеров. Например, ректор Дагестанского государственного университета народного хозяйства (ДГУНХ) Яхья Бучаев отмечает, что сегодня многие предприятия находятся в стадии технической модернизации, на них внедряются новые технологии, следовательно, существует потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах.
Вместе с тем Бучаев подчеркивает, что, сокращая или увеличивая определенные бюджетные места, необходимо учитывать специфику региона. Некоторым из них могут пригодиться экономисты. По его словам, многие из выпускников экономических факультетов открывают собственный малый бизнес, что позволяет развивать региональную экономику и создавать новые рабочие места. Особенно это актуально для регионов, в которых нет мощных промышленных предприятий и крупных компаний, где можно было бы задействовать инженерные кадры.
Ректор ДГУНХ также отмечает, что для подготовки квалифицированных инженеров необходимы высокотехнологичные лаборатории и научные специалисты высокого уровня.
Что выбирают абитуриенты
Представители вузов обращают внимание, что попытка регулировать спрос на определенные направления выделением или сокращением бюджетных мест, не учитывая мнение абитуриентов, не всегда приводит к ожидаемым результатам.
По мнению руководителя Дагестанского республиканского молодежного центра занятости "Успех" Заура Омарова, просто увеличив бюджетные места, невозможно получить качественных специалистов. "Нужно, чтобы молодежь сама хотела учиться по техническим и инженерным специальностям", — подчеркнул он. По словам Омарова, возглавляющего координационный центр Worldskills по Республике Дагестан, один из способов заинтересовать молодежь предлагает международное движение Worldskills, направленное на популяризацию рабочих профессий.
"Государство может стимулировать выпускников школ поступать на определенные специальности выделением или невыделением бюджетных мест. Это один из способов поменять предложение в пользу технических специальностей, — отмечает руководитель пресс-службы Донского государственного технического университета (ДГТУ) Павел Герасин. — Но это не означает, что после этого ЕГЭ массово станут сдавать по физике, математике и информатике, эти предметы отпугивают школьников".
Проректор РАНХиГС Максим Назаров добавляет, что "увеличение или снижение контрольных цифр приема по направлениям подготовки должно быть ориентировано в том числе на спрос абитуриентов". Желающие обучаться экономике и государственному и муниципальному управлению не идут в инженерные вузы, а выбирают платное образование или идут не в ведущие вузы. "Необходимо, чтобы люди с высокими баллами ЕГЭ имели варианты поступления на бюджетные места на те направления, которые им интересны", — сказал он ТАСС, заметив, что от этого зависит качество контингента и уровень подготовки выпускников.
Назаров поясняет, что в вузах, вынужденных брать абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, бывает очень большой процент отсева. "Студенты не справляются с обучением или просто не хотят учиться на тех направлениях, куда не хотели поступать, но пошли из-за наличия большого количества бюджетных мест", — полагает он.
Мнение против
Против идеи перераспределения бюджетных мест в пользу инженерных специальностей и в ущерб экономическим выступил ректор Ставропольского государственного аграрного университета Владимир Трухачев. Он сообщил, что в вузе полностью убраны контрольные цифры приема на экономические специальности. "Мы имеем право при наличии лицензии вести образовательную деятельность по тому или иному направлению подготовки, но на коммерческих условиях, поскольку нам министерство не оплачивает подготовку данного студента. Я считаю, что это абсолютно неправильно", — сказал ректор.