Все новости

Шахматы и единоборства: школьные кружки на Северном Кавказе привлекают все больше детей

Представители Минобрнауки СКФО и эксперты рассказали ТАСС о том, как развивается система дополнительного образования в регионах Северного Кавказа

ВЛАДИКАВКАЗ, 23 ноября. /ТАСС/. Северный Кавказ уверенно выполняет задачу к 2020 году привлечь практически каждого школьника в кружки и спортивные секции. Сеть дополнительного образования в регионах СКФО достаточно развита, занятиями в школах и учреждениях дополнительного образования охвачена значительная часть детей школьного возраста, при этом плата за занятия отсутствует или минимальна.

По мнению опрошенных ТАСС представителей Минобрнауки регионов СКФО, руководителей школ и преподавателей, задача по дополнительному образованию, обозначенная министром образования РФ Ольгой Васильевой 21 ноября на съезде Российского движения школьников, частично уже достигнута. Васильева сказала на съезде, что не менее пяти кружков в каждой школе РФ должны быть бесплатными.

Кружки приблизились к дому и школе

По данным министерств образования республик СКФО, количество детей, охваченных бесплатным дополнительным образованием, в регионах увеличивается.

Вдвое за год увеличилось количество детей, посещающих кружки, в Дагестане. По данным Минобрнауки Дагестана, последние три года услугами допобразования пользуется более 350 тысяч детей, тогда как по итогам 2015-2016 учебного года в республике было 13,5 тыс. кружков, в которых занимались более 150 тыс. детей. Важно, что увеличение количества детей достигается за счет открытия кружков и секций в школах.

Так, в КЧР допобразованием охвачено две трети школьников, функционируют 76 учреждений дополнительного образования. При этом представитель Минобрнауки республики Джульетта Гербекова подчеркнула, что "услуги дополнительного образования, которые бесплатно оказываются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, активно интегрируются в систему общего образования, чтобы приблизить их к месту жительства детей". "В школах КЧР работаю более 2,5 тыс. различных кружков и секций, где занимаются свыше 38 тысяч школьников, это порядка 79 % учащихся", - сказала она, подчеркнув, что с детьми занимаются педагоги дополнительного образования.

Всего половина школьников охвачена сегодня кружками и центрами дополнительного образования в Чечне. В регионе проблема охвата школьников допобразованием заключается не в нехватке секций и кружков, а в необходимости активнее вовлекать детей. В каждом районе республике есть учреждение допобразования, но занятия активно проходят и в школах.

"Всего в республике 165 учреждений дополнительного образования, из них 67 находятся в системе образования, порядка 60 в введении Министерства спорта, остальные относятся к Министерству культуры. Где-то по совместительству в этих центрах работают школьные учителя. На данный момент в регионе есть необходимость увеличения не количества кружков, а детей, вовлеченных в них", - отметил первый замминистра образования Чечни Рамзан Усманов.

По данным Минобразования Ставропольского края, в регионе работают 255 организаций дополнительного образования, в которых занимаются более 149 тыс. детей. Еще 132 тыс. школьников посещают дополнительные занятия в общеобразовательных учреждениях.

Драмкружок, кружок по фото...

Министр образования РФ Ольга Васильева обозначила направления допобразования, которые бесплатно должны быть в каждой школе - это театральный кружок, где дети учатся говорить, музыкальный, технический, спортивные секции и шахматы, которые нужны для развития интеллекта, сказала она. По словам Васильевой, эти пять направлений должны быть в каждой школе, и это требует очень мало затрат.

В Дагестане в текущем учебном году за счет внедрения программ курса "Шахматы" и "Начального научно-технического творчества" охват обучающихся дополнительным образованием увеличится с 57,8 до 62 %. Для этого были подготовлены около 150 педагогов по шахматам и около 200 педагогов по начальному научно-техническому творчеству.

По словам экс-министра образования Северной Осетии, директора Дворца творчества детей Зиты Салбиевой, в школах республики очень востребованы кружки национального танца, шахматы, интеллектуальные общества. "Наши преподаватели ведут такие кружки прямо на базе школы, это очень удобно и детям, и родителям, и преподавателям, которые набирают полные группы", - сказала она.

Бесплатные кружки в приоритете

Согласно указу президента РФ № 599, к 2020 году не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть охвачены дополнительными общеобразовательным программами, половина из них бесплатно.

"В Кабардино-Балкарии вся система дополнительного образования бесплатная, - рассказала корр. ТАСС начальник отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования, науки и по делам молодежи республики Татьяна Касьянова. - Проблема в том, что все процессы оптимизации, которые происходят, в первую очередь касаются педагогов дополнительного образования. Школьного учителя никуда не денешь, он должен дать основную программу, а педагог допобразования вроде бы не так нужен, в результате их не хватает, особенно для того, чтобы вести научные и технические кружки".

На сложности финансирования допобразования жалуются в Ставропольском крае: "вообще, сейчас это стало выполнять достаточно сложно. К примеру, у нас раньше в школе было 11,5 ставок педагогов дополнительного образования, а последние 3-4 года только 4,5 ставки. Для школ прошло сокращение ставок, для гимназий, лицеев осталось на прежнем уровне. Конечно, раньше мы могли предоставить больше направлений и больший охват детей", - пояснила ТАСС директор МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №5 им. А. М. Дубинного города Пятигорска Валентина Почуева, добавив, что бесплатные кружки и секции всегда были в школах и остаются там, но в более сокращенном варианте.

Важность наличия в школах бесплатных кружков отмечает председатель общественного межрегионального общественного движения "Родительский комитет СКФО" Кира Моисеева. "Если честно, то родители просто уже устали платить везде, за все и вся. Сегодня школа лишена воспитательных функций, упор сделан на интеллект ребенка, а духовно-нравственно не воспитанный ребенок не может вырасти нормальным человеком, поэтому конечно, кружки нужны, но не для проформы", - сказала она.

Кадры и материальная база

Особое внимание эксперты обращают на важность специальной подготовки педагогов дополнительного образования и необходимость оборудования в школах специальных помещений для дополнительных занятий. К примеру, в школах Ингушетии, где дети учатся в две и даже три смены, одной из проблем является дефицит места, но кружковая деятельность ведется достаточно активно.

Главный специалист отдела воспитания, дополнительного образования и социальной реабилитации Министерства образования Ингушетии Зара Шадиева рассказала, что у каждой школы есть свои факультативы, в рамках которых школы сами определяют, какие кружки у себя открыть. "Кружковую деятельность в школах часто ведут работники Центров творчества, тренеры детских спортивных школ, преподаватели музыки, рисования. В зависимости от отработанных часов они получают зарплату несколько меньшую, чем преподаватели- предметники. Специально приспособленных для кружковых занятий помещений в школах нет, но всегда находится свободный класс или зал, где эти занятия можно провести", - сообщила Шадиева.

Необходимо решать проблему материально-технической базы школ, считает председатель движения "Родительский комитет СКФО" Кира Моисеева. "Все проекты модернизации прошли мимо дополнительного образования. Если в начале 1990 годов оно было в авангарде - в кружках стояли компьютеры, в них было все то, чего не было в школах, то сейчас ситуация кардинально изменилась, школы ушли далеко вперед", - сказала она.

Введение профессиональных стандартов педагогических профессий потребует с начала 2017 года наличия у 100 % педагогов высшего педагогического образования. Так, в связи с этим на базе Дагестанского института развития образования открыта кафедра профессионального и дополнительного образования, основная задача которой переподготовка и повышение квалификации педагогических работников государственных и муниципальных организаций дополнительного образования. Сегодня из более 6,8 тыс. педработников республики около 3,1 тыс. не имеют высшего образования, а без квалификационной категории работают более 3,4 тыс. педагогов.