Все новости

Виртуальная реальность пришла в школы

Взлететь над мечетью, подготовиться к выходу в космос, побывать на ТЭЦ — в России появился первый мобильный кинотеатр, сочетающий уже привычные технологии и виртуальную реальность
Камера, снимающая панораму на 360 градусов Московский институт открытого образования
Камера, снимающая панораму на 360 градусов
© Московский институт открытого образования

Экран собственного смартфона, в два клика скаченное приложение, VR-очки — и вы оказываетесь в пространстве, в котором не смогли бы оказаться за минуту, а может и за всю жизнь.

В Еврейском музее и центре толерантности прошла презентация интерактивного кинотеатра "Москва — город образования". Сейчас зрители могут побывать в 40 виртуальных путешествиях, посвященных четырем темам — освоение космоса, вопросы экологии, московские адреса Серебряного века и знакомство с религиозными конфессиями в Москве. Проект реализован Московским институтом открытого образования (МИОО) по инициативе столичного департамента образования.

Оказавшись в виртуальной реальности, зритель не только видит пространство таким, какое оно есть на самом деле, но и в любой момент может оглядеться по сторонам, рассмотреть детали — так, как сделал бы, попав в это же пространство в реальной жизни. Например, при просмотре фильма о Москве Серебряного века сначала вы оказываетесь в Государственном центральном музее современной истории России. Вот навстречу выходит ваш экскурсовод — заслуженный артист России Павел Любимцев. После этого вы переноситесь залы Государственной Третьяковской галереи, где ее директор Зельфира Трегулова рассказывает о картинах художников объединения "Мир искусства". 

Павел Любимцев –– ведущий путешествия VR360 "Московские адреса Серебряного века" Московский институт открытого образования
Павел Любимцев –– ведущий путешествия VR360 "Московские адреса Серебряного века"
© Московский институт открытого образования

Такой эффект присутствия достигается благодаря специальной камере, снимающей панораму 360 градусов. Однако желание передать пространство таким, какое оно есть, диктовало авторам фильмов свои условия. Эпизоды должны записываться одним кадром и, в отличие от обычных киносъемок, где камера направлена только в одну сторону, оператору приходилось контролировать все, что происходит вокруг.

"Делали много дублей, потому что все время что-то случалось, — рассказал ведущий фильма "Москва многоконфессиональная" Алексей Бегак. — Как ведущему мне, конечно, это было не очень удобно, была зима, я стоял на ветру, от этого в кадре неудачно краснел нос".

Космонавт-испытатель Роскосмоса Олег Блинов Московский институт открытого образования
Космонавт-испытатель Роскосмоса Олег Блинов
© Московский институт открытого образования

Съемки документальных фильмов проходили в Московской соборной мечети и первом открытом в Москве буддийском храме в районе Отрадное, МХТе им. А.П. Чехова, Рахманиновском зале Московской консерватории, залах Третьяковской галереи, в Центре подготовки космонавтов и Центре управления полетами.

"То, что зритель видит на экране — на 100% настоящее пространство. Никакой предварительной подготовки не было, — рассказал участник фильма "Освоение космоса", космонавт, инструктор Центра подготовки космонавтов Олег Блинов. — Режиссер просил делать все как обычно. А камера-360 была для меня просто виртуальным собеседником, которому комментировал и описывал то, что вижу".

Эволюция в образовании

Изначально проект задуман для внедрения виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс. Первыми на виртуальных экскурсиях побывали московские школьники, для которых видео-360 стало частью уроков.

"Два-три месяца назад для апробации МИОО передал в нашу школу очки виртуальной реальности и видеоконтент", — рассказал старший методист, учитель истории и обществознания школы №1788 Сергей Рихерт.

Педагог отметил, что на практике у использования современных технологий в школьном образовании есть как плюсы, так и минусы.

"Если говорить о плюсах, то для детей это вау-эффект: это необычно, интересно, привлекает внимание, а значит увеличивается их мотивация обучаться", — отмечает Сергей.

Лев Новожёнов –– ведущий путешествия VR360 "Освоение космоса" Московский институт открытого образования
Лев Новожёнов –– ведущий путешествия VR360 "Освоение космоса"
© Московский институт открытого образования

В качестве второго плюса новых технологий учителя отмечают междисциплинарность. Это в школьном расписании литература, история, физика, география — отдельные предметы, а в жизни все темы и науки взаимодействуют друг с другом.

"Кроме того, технология позволяет расширить формат проведения урока, — говорит Сергей. — Дети погружаются в эпоху и тематику".

Однако, внедряя видео-360 в программу уроков, учителя должны быть готовы к тому, что им нужно будет хорошо продумать программу урока и правильно организовать время. "Чтобы беречь зрение детей, максимальное время урока, которое можно провести в виртуальной реальности, — 15 минут", — говорит Сергей Рихерт. В качестве минуса проекта учитель также отметил, что "контент хороший, но его мало".

Впрочем, как рассказали ТАСС в Московском институте открытого образования, цикл виртуальных путешествий будет продолжен.

"Уровень фильмов и технологический уровень постоянно растет. Всех секретов не раскрываем, но к маю будут готовы виртуальные путешествия по пятой теме", — пояснили в пресс-службе МИОО. В МИОО затруднились назвать, сколько школ уже используют виртуальные экскурсии для обучения детей, отметив, что за время запуска программы фильмы скачаны несколько тысяч раз. 

Как стать виртуальным путешественником

Видео в формате 360 является частью проекта "Московская электронная школа", призванного ввести в школьное обучение современные технологии. "Уже сейчас виртуальные путешествия доступны каждому учителю и ученику и могут стать частью сценария урока", — отметили в МИОО.

В рамках "Московской электронной школы" контент может попасть на урок несколькими способами. Как сообщили в МИОО, часть московских школ оснащена специальными виртуальными очками, в которые встраивается мобильные устройство ученика. Это современный подход к организации урока, на котором используется планшет, смартфон, ноутбук школьника для доступа к информации. Другой вариант — простейшие очки из картона, которые может сделать каждый школьник, скачав выкройки в интернете, а линзы собрав на уроке физики из пластиковой бутылки.

Однако необязательно учиться или преподавать в школе, чтобы стать зрителем интерактивного кинотеатра. Любой обладатель гаджета может скачать приложение Wonda из AppStore или PlayМаркет (подробная инструкция — на сайте МИОО).

Кинотеатр виртуальной реальности в Еврейском музее и центре толерантности Сергей Фадеичев/ТАСС
Кинотеатр виртуальной реальности в Еврейском музее и центре толерантности
© Сергей Фадеичев/ТАСС

Кроме того, можно совершить виртуальное путешествие, придя в Еврейский музей и центр толерантности.

"Посмотреть видео-360 через очки может свободно любой желающий, — сообщили ТАСС в пресс-службе музея. — Нужно позвонить нам и записаться на удобное время. Показы проводятся для групп по десять человек, поэтому нужно либо собрать свою группу, либо присоединиться к той, где есть места".

В течение года некоторые из виртуальных путешествий, созданных МИОО, войдут в репертуар 4-D кинотеатра, который уже действует в музее.

Дарья Бурлакова