3 августа 2018, 06:42

ФСО поделилась секретами работы над президентским "Кортежем"

ФСО поделилась секретами работы над президентским "Кортежем"

Как указал официальный представитель Службы, особенную гордость разработчиков линейки машин бренда Aurus вызывает современный восьмицилиндровый двигатель объемом 4,4 л и мощностью 598 л.с.

МОСКВА, 3 августа. /ТАСС/. Сразу пять отечественных автомобилей Aurus (проекта "Кортеж") были направлены в Хельсинки на время июльского саммита Россия - США. Эти сведения Федеральной службы охраны (ФСО) впервые публикуются в книге "Автомобили первых лиц", которая подготовлена к изданию и выйдет из печати в ближайшее время. ТАСС получил эксклюзивную возможность ознакомиться с книгой.

Как отмечает в предисловии директор ФСО генерал-лейтенант Дмитрий Кочнев, новая книга позволяет "ликвидировать многие белые пятна истории", а читатели получают "доступ к обширной эксклюзивной информации". По оценке главы Службы, которая занимается охраной руководителей государства, "машина первого лица - это не просто средство передвижения", а Aurus "в специальном исполнении является одним из самых защищенных и безопасных представительских автомобилей в мире".

"С момента своего появления в системе государственной охраны автомобили специального назначения прошли долгий путь и сегодня прочно занимают свое место в системе обеспечения безопасности руководства страны. Они являются ее важной и неотъемлемой составляющей. За внешним блеском кортежа "больших черных машин" скрыта от постороннего наблюдателя ответственная, а зачастую и самоотверженная работа многих поколений сотрудников подразделений охраны", - написал Кочнев.

Он рассказал, что при подготовке книги были проведены натурные съемки в Московском Кремле, на Ближней даче Иосифа Сталина и ВДНХ, сохранившиеся до наших дней машины вновь оказались в тех исторических декорациях, для которых они создавались, где протекала их жизнь и работа в Гараже особого назначения (ГОН). "Это представительские машины, лучшие образцы автомобилестроения своего времени. Каждая... несла в себе какие-либо технические и стилистические новшества, подчас революционные. Но всех их объединяет величественность и торжественность внешнего облика, когда при одном только взгляде становится понятно, что это автомобиль высшего класса", - убежден директор ФСО.

Он советует читателям особо обратить внимание на президентский лимузин Aurus. "Он пока еще новичок в славной когорте предшественников, но его появление - историческое событие. Впервые в новейшей истории у нашей страны появился собственный автомобиль представительского класса", - подчеркнул директор ФСО. По его словам, "разработка этой машины велась при активном участии ФСО России", а "основой для реализации проекта послужили не только новые современные технологии и передовые конструкторские решения, но и уникальный опыт эксплуатации подобных автомобилей, накопленный за долгие годы в ГОН".

От императора до Сталина

Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Елена Гагарина напоминает, что хотя официальной датой рождения ГОНа на территории Московского Кремля принято считать 1921 год, кремлевский гараж имеет более давнюю историю. "Еще в царский период в Кремле находился специальный Колымажный, или Конюшенный, двор - место размещения царских экипажей и лошадей. Эту каретную стоянку упразднили лишь в первой четверти XX века. Но с начала прошлого века рядом с каретами расположились автомобили Собственного Его императорского величества гаража... После Октябрьской революции, когда столица государства была перенесена в Москву, сюда же перебазировалась значительная часть автомобилей императорского гаража и его персонала", - написала Гагарина в предисловии к новой книге.

Как рассказал ТАСС один из авторов книги "Автомобили первых лиц", официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, "история автомобилей для первых лиц российского государства начинается в 1906 году, когда в Царском Селе появился первый персональный автомобиль марки Delaunay-Belleville, приобретенный во Франции для Николая II и его семьи". После Октябрьской революции 1917 года бывший царский гараж со всем имуществом и персоналом перешел к большевикам, и автомобильный парк стал использоваться для обслуживания советского руководства. "27 октября 1917 года В.И. Ленину впервые был подан автомобиль Turcat-Mery. В декабре того же года с автомобилем случился неприятный инцидент: прямо со двора Смольного его украли контрабандисты. Вскоре машина была найдена сотрудниками ЧК неподалеку от финской границы", - так описан в книге этот исторический факт.

ЗИС-115

С начала 1920-х годов любимой маркой советских вождей стали британские Rolls-Royce, которые закупались большими партиями. Но с конца десятилетия в ГОНе стали появляться новые автомобили американских марок - Lincoln, Packard, Cadillac и Buick. В середине 1936 года в США были закуплены первые автомобили скрытого бронирования на базе Packard Twelve.

Packard был основным автомобилем Иосифа Сталина долгие годы. На нем он передвигался во время Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, осматривал поверженный Берлин. Другие руководители высшего ранга также пересели на бронированные версии автомобилей Packard.

Первые работы по созданию отечественного автомобиля скрытого бронирования начались в СССР в 1940 году. Великая Отечественная война отложила выполнение планов, но ненадолго. Уже в сентябре 1942 были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса на базе перспективной модели ЗИС110. Сегодня такой тип бронирования, выполненный в заводских условиях на стадии сборки, называют бронекапсулой.

"ЗИС115 выпускались с 1949 по 1956 год, было изготовлено не менее 55 экземпляров данной модели. Этот автомобиль находился в эксплуатации до 1982 года. На момент своего создания ЗИС115 был самым защищенным и безопасным лимузином главы государства", - сказал Девятов. С 1950 года Сталин использовал эту модель как основной служебный автомобиль.

От Хрущева до Андропова

Однако следующий советский руководитель, Никита Хрущев, в 1955 году, побывав на Женевском совещании глав государств-победителей, сравнил огромный открытый Cadillac президента США Дуайта Эйзенхауэра с ЗИС110 и решил, что последний уступает американскому аналогу. На Заводе им. Лихачева (ЗИЛ, в 1956 году ЗИС был переименован) началась работа над принципиально новой машиной - ЗИЛ111. Первые опытные образцы 111-й модели собрали в 1957 году.

В 1964, в год прихода к власти Леонида Брежнева, была изготовлена модернизированная версия правительственного автомобиля с кузовом кабриолет. ЗИЛ114 находился в производстве с 1967 по 1978 год и со всеми модификациями был изготовлен в 120 экземплярах.

ЗИЛ-41047

В середине 1980-х возобновилось применение бронированных автомобилей для первых лиц СССР. Проект получил название "Тополь". Бронированный автомобиль ЗИЛ4105 был готов к 1982 году, а спустя три года автомобили со скрытой защитой кузова вновь начали на постоянной основе использоваться ГОНом для руководителей государства.

Для Юрия Андропова путем модернизации ЗИЛ4104 завод создал очередную генерацию лимузинов - ЗИЛ41045. Базовый автомобиль этой модификации выпускался до 1986 года, когда в ГОН поступили модернизированные ЗИЛ41047.

Импортные конкуренты

"В конце 1980-х годов экономический упадок и последовавший распад Советского Союза негативно сказались на всех отраслях промышленности, многие из которых были поставлены на грань исчезновения. Крайне тяжело этот удар отразился на автопроме. У страны не было экономических и технологических возможностей для продолжения производства автомобилей представительского класса. Российское руководство было вынуждено отказаться от быстро устаревавших отечественных автомобилей. В этот период только импортные производители могли предложить транспортные средства, отвечающие современным требованиям по комфортабельности и технической оснащенности", - объясняет министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

С середины 1990-х годов для первых лиц России вынужденно начинают закупать преимущественно автомобили иностранного производства. В качестве основных по экономическим и техническим соображениям были выбраны машины марки Mercedes-Benz. Закупки Mercedes для ГОНа начались с модели 300SEL (V140). В 1992-1993 годах было закуплено 11 таких автомобилей.

В 1994 году для первого президента России Бориса Ельцина были изготовлены два автомобиля Mercedes-Benz S500 (V140, с удлинением базы на 508 мм), бронированные по высокому уровню В6. В 1995 году пришли машины с удлинением базы на 1000 мм, имевшие уже шестиместный салон.

Mercedes-Benz заводского бронирования начали поставляться в 1995 году. Вначале это были модели S500L, а затем S600L и шестиместные S600 Pullman Guard (VV140). Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV140) оснащался двигателем V12 объемом 5987 куб. см и мощностью 408 л.с. Машины были защищены по высочайшим европейским стандартам, кузов был удлинен на 1000 мм.

"Впрочем, во время зарубежных поездок Ельцина до конца 1990-х годов зачастую использовались снятые с производства, но находившиеся в Гараже особого назначения автомобили ЗИЛ", - заметил Девятов.

Автомобили для Путина и Медведева

В течение своего первого президентского срока Путин пользовался Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV140). После второй инаугурации 7 мая 2004 года эта машина уступила место новому Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV220) с двигателем V12 и заводским бронированием.

7 мая 2008 года во время инаугурации Дмитрия Медведева произошла очередная смена поколений автомобилей президента России. Новый бронированный Mercedes-Benz S600 (V221) с удлиненным на 1150 мм кузовом был изготовлен компанией Carat Duchatelet (Centigon). Автомобиль был оборудован двигателем V12, более мощным по сравнению с устанавливавшимся на предыдущей модели. В конце 2008 года в ГОН поступили автомобили Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV221).

Постепенное восстановление отечественной промышленности позволило Минпромторгу России приступить в 2012 году к реализации проекта по разработке и постановке на производство автотранспортных средств на базе единой модульной платформы, в том числе предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства. Исполнителем государственного заказа на реализацию проекта был выбран Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). При реализации проекта "Единая модульная платформа", получившего название "Кортеж", были разработаны оригинальные отечественные правительственный представительский лимузин и линейка автомобилей бизнес-класса, включая седан и минивэн новой марки Aurus.

7 мая 2018 года на лимузине отечественного производства вновь избранный президент России Путин проследовал в Большой Кремлевский дворец на торжественную церемонию вступления в должность.

Проект "Кортеж"

"В конце ХХ - начале ХХ1 века сама идея проекта создания отечественного лимузина для президента оставалась, как и понимание того, что наличие у страны собственного автомобиля для первого лица государства является показателем престижа и элементом национальной гордости", - констатировал Девятов. По его словам, в 2010 году были представлены открытые автомобили ЗИЛ41041 АМГ, предназначенные для юбилейного парада Победы. Тогда последовало президентское поручение о проектировании новых машин, в том числе и в специальном защищенном исполнении.

В ноябре 2011 года дизайнерам и художникам была поставлена задача разработать варианты художественного образа внешнего вида нового отечественного представительского автомобиля. В 2012 году было четко сформулировано еще одно требование к машинам нового поколения. При том что головной автомобиль предназначался в первую очередь для безопасного проезда первых лиц государства, одновременно должна была появиться целая линейка машин на основе базовой платформы. В отличие от советских представительских автомобилей ЗИЛ новые машины должны были не создаваться на стапеле в единичных экземплярах, а встать на поток, что значительно удешевляло проект.

"Осенью 2012 года началась глубокая эскизная проработка концепций. На первых эскизах лимузин имел футуристическую форму и архитектуру кузова хэтч-бек. В дальнейшем дизайнеры вернулись к более классическому седану, но пропорции и формы по-прежнему оставались активными, смелыми. К декабрю 2012 года было принято решение работать над седаном классической, можно сказать, консервативной формы", - рассказал представитель ФСО. По его словам, основой нового стиля автомобилей "Кортеж" стал облик ЗИС110 образца 40-х годов.

Творческое освоение зарубежных технологий

Дизайнеры предложили несколько десятков концепций российского автомобиля номер один, около 30 вариантов были представлены в Министерство промышленности и торговли в апреле 2013 года. Отобранные концепции легли на стол президенту. А победителем конкурса был выбран вариант, предложенный центром стиля НАМИ, его автор - Алексей Чвокин. "В январе 2014 года появился первый полноразмерный ходовой макет лимузина и 22 января 2014 года он был представлен главе государства и получил положительную оценку", - сообщил Девятов.

"При проектировании автомобилей использовался международный опыт и применялись передовые технологии. Наряду с отечественными предприятиями и инженерами НАМИ в проекте на первоначальном этапе участвовали крупные иностранные компании. Но зарубежные технологии были не скопированы, а творчески освоены, и на их базе разработаны собственные", - считают авторы книги. Они также подчеркивают, что "сегодня производство автомобилей более чем на 50% локализовано в России, и происходит дальнейшее последовательное увеличение этого показателя". Так, основная производственная база располагается в НАМИ (включая отливку деталей двигателя и подвески, изготовление пластиковых элементов, внедрение информационных и интеллектуальных систем и саму финишную сборку).

"Семейная" линия

Все машины (лимузин, седан, микроавтобус и внедорожник) являются близкими "родственниками" - у них не только одна платформа, но и внешне они выдержаны в едином стиле. При объединении разных моделей на базе единой модульной платформы инженерам и дизайнерам пришлось решать сложную задачу архитектуры автомобиля, чтобы добиться гармоничных пропорций для каждой машины. Например, седан и лимузин требуют длинного капота и передней оси, смещенной вперед, - это придает облику классичность и дороговизну. Автобус, напротив, должен иметь короткий капот и обеспечивать максимальную пассажировместимость, что вынуждает двигать водителя вперед, к передней оси. Внедорожник, будучи универсалом, также стремится к небольшому капоту.

Микроавтобус Aurus Arsenal кортежа президента РФ Владимира Путина в аэропорту Хельсинки-Вантаа

"На рубеже 2017-2018 годов первые автомобили проекта были переданы в подконтрольную эксплуатацию Гаража особого назначения ФСО России. Требования к автомобилям первых лиц в ГОН заметно отличаются от стандартных, они подразумевают более высокую степень надежности, безопасности и комфорта. Все эти испытания прошли успешно. Сотрудники гаража отмечали легкость в управлении, динамичный разгон, торможение и уверенное поведение машины на дороге", - подчеркнул Девятов. По его свидетельству, "к началу 2018 года был пройден и весь комплекс испытаний в соответствии с существующими требованиями", а "по результатам серии краш-тестов, проведенных как в России, так и Европе, практически по всем показателям получены высшие оценки".

Представитель ФСО объяснил, почему новый автомобильный бренд получил название Aurus. Это производное от латинского Aurum (золото) и английского названия России - Russia. Названия моделей подчеркивают "кремлевскую прописку": лимузин и седан - "Сенат", микроавтобус - "Арсенал", а внедорожник - "Комендант". Последний ФСО ожидает получить в 2019 году, уточнил Девятов.

По его словам, особенную гордость разработчиков вызывает современный восьмицилиндровый двигатель производства НАМИ объемом 4,4 л и мощностью 598 л.с. В ближайшей перспективе появится флагманский 12-цилиндровый двигатель объемом 6,6 л и мощностью 857 л.с. В обоих двигателях реализована гибридная схема с электромашиной, причем в дальнейшем можно будет обеспечить возможность движения автомобиля только на электрической тяге, а в перспективе, возможно, и полный отказ от двигателя внутреннего сгорания.