Все новости

ФСО поделилась секретами работы над президентским "Кортежем"

Как указал официальный представитель Службы, особенную гордость разработчиков линейки машин бренда Aurus вызывает современный восьмицилиндровый двигатель объемом 4,4 л и мощностью 598 л.с.

МОСКВА, 3 августа. /ТАСС/. Сразу пять отечественных автомобилей Aurus (проекта "Кортеж") были направлены в Хельсинки на время июльского саммита Россия - США. Эти сведения Федеральной службы охраны (ФСО) впервые публикуются в книге "Автомобили первых лиц", которая подготовлена к изданию и выйдет из печати в ближайшее время. ТАСС получил эксклюзивную возможность ознакомиться с книгой.

Как отмечает в предисловии директор ФСО генерал-лейтенант Дмитрий Кочнев, новая книга позволяет "ликвидировать многие белые пятна истории", а читатели получают "доступ к обширной эксклюзивной информации". По оценке главы Службы, которая занимается охраной руководителей государства, "машина первого лица - это не просто средство передвижения", а Aurus "в специальном исполнении является одним из самых защищенных и безопасных представительских автомобилей в мире".

"С момента своего появления в системе государственной охраны автомобили специального назначения прошли долгий путь и сегодня прочно занимают свое место в системе обеспечения безопасности руководства страны. Они являются ее важной и неотъемлемой составляющей. За внешним блеском кортежа "больших черных машин" скрыта от постороннего наблюдателя ответственная, а зачастую и самоотверженная работа многих поколений сотрудников подразделений охраны", - написал Кочнев.

Он рассказал, что при подготовке книги были проведены натурные съемки в Московском Кремле, на Ближней даче Иосифа Сталина и ВДНХ, сохранившиеся до наших дней машины вновь оказались в тех исторических декорациях, для которых они создавались, где протекала их жизнь и работа в Гараже особого назначения (ГОН). "Это представительские машины, лучшие образцы автомобилестроения своего времени. Каждая... несла в себе какие-либо технические и стилистические новшества, подчас революционные. Но всех их объединяет величественность и торжественность внешнего облика, когда при одном только взгляде становится понятно, что это автомобиль высшего класса", - убежден директор ФСО.

Он советует читателям особо обратить внимание на президентский лимузин Aurus. "Он пока еще новичок в славной когорте предшественников, но его появление - историческое событие. Впервые в новейшей истории у нашей страны появился собственный автомобиль представительского класса", - подчеркнул директор ФСО. По его словам, "разработка этой машины велась при активном участии ФСО России", а "основой для реализации проекта послужили не только новые современные технологии и передовые конструкторские решения, но и уникальный опыт эксплуатации подобных автомобилей, накопленный за долгие годы в ГОН".

От императора до Сталина

Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Елена Гагарина напоминает, что хотя официальной датой рождения ГОНа на территории Московского Кремля принято считать 1921 год, кремлевский гараж имеет более давнюю историю. "Еще в царский период в Кремле находился специальный Колымажный, или Конюшенный, двор - место размещения царских экипажей и лошадей. Эту каретную стоянку упразднили лишь в первой четверти XX века. Но с начала прошлого века рядом с каретами расположились автомобили Собственного Его императорского величества гаража... После Октябрьской революции, когда столица государства была перенесена в Москву, сюда же перебазировалась значительная часть автомобилей императорского гаража и его персонала", - написала Гагарина в предисловии к новой книге.

Как рассказал ТАСС один из авторов книги "Автомобили первых лиц", официальный представитель ФСО, доктор исторических наук Сергей Девятов, "история автомобилей для первых лиц российского государства начинается в 1906 году, когда в Царском Селе появился первый персональный автомобиль марки Delaunay-Belleville, приобретенный во Франции для Николая II и его семьи". После Октябрьской революции 1917 года бывший царский гараж со всем имуществом и персоналом перешел к большевикам, и автомобильный парк стал использоваться для обслуживания советского руководства. "27 октября 1917 года В.И. Ленину впервые был подан автомобиль Turcat-Mery. В декабре того же года с автомобилем случился неприятный инцидент: прямо со двора Смольного его украли контрабандисты. Вскоре машина была найдена сотрудниками ЧК неподалеку от финской границы", - так описан в книге этот исторический факт.

ЗИС-115 Артем Коротаев/ТАСС
Описание
ЗИС-115
© Артем Коротаев/ТАСС

С начала 1920-х годов любимой маркой советских вождей стали британские Rolls-Royce, которые закупались большими партиями. Но с конца десятилетия в ГОНе стали появляться новые автомобили американских марок - Lincoln, Packard, Cadillac и Buick. В середине 1936 года в США были закуплены первые автомобили скрытого бронирования на базе Packard Twelve.

Packard был основным автомобилем Иосифа Сталина долгие годы. На нем он передвигался во время Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, осматривал поверженный Берлин. Другие руководители высшего ранга также пересели на бронированные версии автомобилей Packard.

Первые работы по созданию отечественного автомобиля скрытого бронирования начались в СССР в 1940 году. Великая Отечественная война отложила выполнение планов, но ненадолго. Уже в сентябре 1942 были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса на базе перспективной модели ЗИС110. Сегодня такой тип бронирования, выполненный в заводских условиях на стадии сборки, называют бронекапсулой.

"ЗИС115 выпускались с 1949 по 1956 год, было изготовлено не менее 55 экземпляров данной модели. Этот автомобиль находился в эксплуатации до 1982 года. На момент своего создания ЗИС115 был самым защищенным и безопасным лимузином главы государства", - сказал Девятов. С 1950 года Сталин использовал эту модель как основной служебный автомобиль.

От Хрущева до Андропова

Однако следующий советский руководитель, Никита Хрущев, в 1955 году, побывав на Женевском совещании глав государств-победителей, сравнил огромный открытый Cadillac президента США Дуайта Эйзенхауэра с ЗИС110 и решил, что последний уступает американскому аналогу. На Заводе им. Лихачева (ЗИЛ, в 1956 году ЗИС был переименован) началась работа над принципиально новой машиной - ЗИЛ111. Первые опытные образцы 111-й модели собрали в 1957 году.

В 1964, в год прихода к власти Леонида Брежнева, была изготовлена модернизированная версия правительственного автомобиля с кузовом кабриолет. ЗИЛ114 находился в производстве с 1967 по 1978 год и со всеми модификациями был изготовлен в 120 экземплярах.

ЗИЛ-41047 Сергей Величкин/ТАСС
Описание
ЗИЛ-41047
© Сергей Величкин/ТАСС

В середине 1980-х возобновилось применение бронированных автомобилей для первых лиц СССР. Проект получил название "Тополь". Бронированный автомобиль ЗИЛ4105 был готов к 1982 году, а спустя три года автомобили со скрытой защитой кузова вновь начали на постоянной основе использоваться ГОНом для руководителей государства.

Для Юрия Андропова путем модернизации ЗИЛ4104 завод создал очередную генерацию лимузинов - ЗИЛ41045. Базовый автомобиль этой модификации выпускался до 1986 года, когда в ГОН поступили модернизированные ЗИЛ41047.

Импортные конкуренты

"В конце 1980-х годов экономический упадок и последовавший распад Советского Союза негативно сказались на всех отраслях промышленности, многие из которых были поставлены на грань исчезновения. Крайне тяжело этот удар отразился на автопроме. У страны не было экономических и технологических возможностей для продолжения производства автомобилей представительского класса. Российское руководство было вынуждено отказаться от быстро устаревавших отечественных автомобилей. В этот период только импортные производители могли предложить транспортные средства, отвечающие современным требованиям по комфортабельности и технической оснащенности", - объясняет министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

С середины 1990-х годов для первых лиц России вынужденно начинают закупать преимущественно автомобили иностранного производства. В качестве основных по экономическим и техническим соображениям были выбраны машины марки Mercedes-Benz. Закупки Mercedes для ГОНа начались с модели 300SEL (V140). В 1992-1993 годах было закуплено 11 таких автомобилей.

В 1994 году для первого президента России Бориса Ельцина были изготовлены два автомобиля Mercedes-Benz S500 (V140, с удлинением базы на 508 мм), бронированные по высокому уровню В6. В 1995 году пришли машины с удлинением базы на 1000 мм, имевшие уже шестиместный салон.

Mercedes-Benz заводского бронирования начали поставляться в 1995 году. Вначале это были модели S500L, а затем S600L и шестиместные S600 Pullman Guard (VV140). Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV140) оснащался двигателем V12 объемом 5987 куб. см и мощностью 408 л.с. Машины были защищены по высочайшим европейским стандартам, кузов был удлинен на 1000 мм.

"Впрочем, во время зарубежных поездок Ельцина до конца 1990-х годов зачастую использовались снятые с производства, но находившиеся в Гараже особого назначения автомобили ЗИЛ", - заметил Девятов.

Автомобили для Путина и Медведева

В течение своего первого президентского срока Путин пользовался Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV140). После второй инаугурации 7 мая 2004 года эта машина уступила место новому Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV220) с двигателем V12 и заводским бронированием.

7 мая 2008 года во время инаугурации Дмитрия Медведева произошла очередная смена поколений автомобилей президента России. Новый бронированный Mercedes-Benz S600 (V221) с удлиненным на 1150 мм кузовом был изготовлен компанией Carat Duchatelet (Centigon). Автомобиль был оборудован двигателем V12, более мощным по сравнению с устанавливавшимся на предыдущей модели. В конце 2008 года в ГОН поступили автомобили Mercedes-Benz S600 Pullman Guard (VV221).

Постепенное восстановление отечественной промышленности позволило Минпромторгу России приступить в 2012 году к реализации проекта по разработке и постановке на производство автотранспортных средств на базе единой модульной платформы, в том числе предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства. Исполнителем государственного заказа на реализацию проекта был выбран Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). При реализации проекта "Единая модульная платформа", получившего название "Кортеж", были разработаны оригинальные отечественные правительственный представительский лимузин и линейка автомобилей бизнес-класса, включая седан и минивэн новой марки Aurus.

7 мая 2018 года на лимузине отечественного производства вновь избранный президент России Путин проследовал в Большой Кремлевский дворец на торжественную церемонию вступления в должность.

Проект "Кортеж"

"В конце ХХ - начале ХХ1 века сама идея проекта создания отечественного лимузина для президента оставалась, как и понимание того, что наличие у страны собственного автомобиля для первого лица государства является показателем престижа и элементом национальной гордости", - констатировал Девятов. По его словам, в 2010 году были представлены открытые автомобили ЗИЛ41041 АМГ, предназначенные для юбилейного парада Победы. Тогда последовало президентское поручение о проектировании новых машин, в том числе и в специальном защищенном исполнении.

В ноябре 2011 года дизайнерам и художникам была поставлена задача разработать варианты художественного образа внешнего вида нового отечественного представительского автомобиля. В 2012 году было четко сформулировано еще одно требование к машинам нового поколения. При том что головной автомобиль предназначался в первую очередь для безопасного проезда первых лиц государства, одновременно должна была появиться целая линейка машин на основе базовой платформы. В отличие от советских представительских автомобилей ЗИЛ новые машины должны были не создаваться на стапеле в единичных экземплярах, а встать на поток, что значительно удешевляло проект.

"Осенью 2012 года началась глубокая эскизная проработка концепций. На первых эскизах лимузин имел футуристическую форму и архитектуру кузова хэтч-бек. В дальнейшем дизайнеры вернулись к более классическому седану, но пропорции и формы по-прежнему оставались активными, смелыми. К декабрю 2012 года было принято решение работать над седаном классической, можно сказать, консервативной формы", - рассказал представитель ФСО. По его словам, основой нового стиля автомобилей "Кортеж" стал облик ЗИС110 образца 40-х годов.

Творческое освоение зарубежных технологий

Дизайнеры предложили несколько десятков концепций российского автомобиля номер один, около 30 вариантов были представлены в Министерство промышленности и торговли в апреле 2013 года. Отобранные концепции легли на стол президенту. А победителем конкурса был выбран вариант, предложенный центром стиля НАМИ, его автор - Алексей Чвокин. "В январе 2014 года появился первый полноразмерный ходовой макет лимузина и 22 января 2014 года он был представлен главе государства и получил положительную оценку", - сообщил Девятов.

"При проектировании автомобилей использовался международный опыт и применялись передовые технологии. Наряду с отечественными предприятиями и инженерами НАМИ в проекте на первоначальном этапе участвовали крупные иностранные компании. Но зарубежные технологии были не скопированы, а творчески освоены, и на их базе разработаны собственные", - считают авторы книги. Они также подчеркивают, что "сегодня производство автомобилей более чем на 50% локализовано в России, и происходит дальнейшее последовательное увеличение этого показателя". Так, основная производственная база располагается в НАМИ (включая отливку деталей двигателя и подвески, изготовление пластиковых элементов, внедрение информационных и интеллектуальных систем и саму финишную сборку).

"Семейная" линия

Все машины (лимузин, седан, микроавтобус и внедорожник) являются близкими "родственниками" - у них не только одна платформа, но и внешне они выдержаны в едином стиле. При объединении разных моделей на базе единой модульной платформы инженерам и дизайнерам пришлось решать сложную задачу архитектуры автомобиля, чтобы добиться гармоничных пропорций для каждой машины. Например, седан и лимузин требуют длинного капота и передней оси, смещенной вперед, - это придает облику классичность и дороговизну. Автобус, напротив, должен иметь короткий капот и обеспечивать максимальную пассажировместимость, что вынуждает двигать водителя вперед, к передней оси. Внедорожник, будучи универсалом, также стремится к небольшому капоту.

Микроавтобус Aurus Arsenal кортежа президента РФ Владимира Путина в аэропорту Хельсинки-Вантаа Михаил Метцель/ТАСС
Описание
Микроавтобус Aurus Arsenal кортежа президента РФ Владимира Путина в аэропорту Хельсинки-Вантаа
© Михаил Метцель/ТАСС

"На рубеже 2017-2018 годов первые автомобили проекта были переданы в подконтрольную эксплуатацию Гаража особого назначения ФСО России. Требования к автомобилям первых лиц в ГОН заметно отличаются от стандартных, они подразумевают более высокую степень надежности, безопасности и комфорта. Все эти испытания прошли успешно. Сотрудники гаража отмечали легкость в управлении, динамичный разгон, торможение и уверенное поведение машины на дороге", - подчеркнул Девятов. По его свидетельству, "к началу 2018 года был пройден и весь комплекс испытаний в соответствии с существующими требованиями", а "по результатам серии краш-тестов, проведенных как в России, так и Европе, практически по всем показателям получены высшие оценки".

Представитель ФСО объяснил, почему новый автомобильный бренд получил название Aurus. Это производное от латинского Aurum (золото) и английского названия России - Russia. Названия моделей подчеркивают "кремлевскую прописку": лимузин и седан - "Сенат", микроавтобус - "Арсенал", а внедорожник - "Комендант". Последний ФСО ожидает получить в 2019 году, уточнил Девятов.

По его словам, особенную гордость разработчиков вызывает современный восьмицилиндровый двигатель производства НАМИ объемом 4,4 л и мощностью 598 л.с. В ближайшей перспективе появится флагманский 12-цилиндровый двигатель объемом 6,6 л и мощностью 857 л.с. В обоих двигателях реализована гибридная схема с электромашиной, причем в дальнейшем можно будет обеспечить возможность движения автомобиля только на электрической тяге, а в перспективе, возможно, и полный отказ от двигателя внутреннего сгорания.