МОСКВА, 29 октября. /ТАСС/. Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров считает, что народный артист РСФСР Николай Караченцов, скончавшийся 26 октября за день до своего 74-летия, был благородным человеком, прожившим прекрасную жизнь.
"Дорогой Николай Петрович, надеюсь, что вы меня услышите, - вы благородный великий человек, вы останетесь в нашей истории, - сказал Захаров на гражданской панихиде в "Ленкоме". - Спасибо вам за все, что вы сделали для своих зрителей, для своего коллектива, спасибо, что вы прожили большую прекрасную жизнь. Прощайте и спасибо".
"Мы прощаемся с выдающейся личностью, которая озарила наш театр, наш кинематограф, - убежден Захаров. - Он был человеком уникального таланта, был очень остроумным человеком, это показатель высочайшего интеллекта".
Захаров вспомнил, что когда только пришел в театр, увидел Караченцова. "Это был смуглый подвижный, энергичный мальчик, молодой, я возложил на него определенные надежды, но не предполагал, что он вырастет в артиста божьей милостью, - рассказал режиссер. - Он был любим, был почитаем, оказал огромное влияние на всех".
Человек "колоссальной душевности"
Николай Караченцов запомнится друзьям своей колоссальной душевностью, отметил композитор Максим Дунаевский во время прощания с артистом в театре "Ленком".
"Хотя мы работали вместе, между нами были абсолютно дружеские, человеческие отношения. Мы были близкими друзьями, - сказал Дунаевский. - Все говорят о его колоссальном темпераменте, а я говорю о его нежности, колоссальной душевности. Наверное, это знают немногие, самые близкие люди - какой он был душевный человек".
Артистка эстрады Клара Новикова рассказала, что они с Караченцовым часто соревновались, кто знает больше забавных историй. "Коля говорил, что его невозможно "пересоревновать". И когда Коля лежал в коме после аварии, я приходила к нему, держала его за руку и чувствовала, как у него пальцы как-то теплеют. А когда он пришел более-менее в себя, он написал Люде (супруге - прим. ТАСС) записку: "Клара рассказывала анекдоты с бородой", - добавила она.
Новикова призналась, что запомнит большую актерскую отдачу Караченцова. "У меня был бенефис в концертном зале "Россия", и красивее Коли не было. Он пел "Моя маленькая леди", и это было так красиво и элегантно. Такое участия в каждом слове и актерская отдача - ведь он же растворялся в каждом своем партнере", - сказала артистка.
Сцена отвечала ему взаимностью
Режиссер Алла Сурикова, которая много лет проработала с Караченцовым, рассказала, что он очень любил сцену, и она отвечала ему взаимностью.
"Я этой ночью вспоминала наши с ним фильмы. Конечно, сначала "Человек с бульвара Капуцинов". Мы работали легко, весело, и Коля был замечательным <…> Он делал трюки сам, например, "ножницы" - когда он прыгал, обхватывал голову каскадера ногами, падал, поворачивал голову и улыбался своей "караченцовской" улыбкой", - сказала Сурикова.
Она рассказала, что однажды артист приехал на съемки в гипсе - во время отдыха он сломал палец на ноге. "А ему надо было продолжать съемки. Вот одна нога была в ковбойском сапоге, а другая - в кроссовке. Он вспрыгнул на лошадь, ногу снимали со здоровой стороны. Он сказал: "Ковбой готов к бою". А потом он дрался с бандитами, там уже нельзя было сниматься в кроссовке, он натянул на себя сапог и, превозмогая боль, сражался с бандитами, разбрасывая их", - поделилась режиссер.
Затем последовал фильм Суриковой "Две стрелы" по пьесе Александра Володина, вышедший в 1989 году. Действие картины происходит в каменном веке и рассказывает о племени первобытных людей. Караченцов исполнил в фильме роль Человека Боя.
"В каждом герое было какое-то только Колино оправдание, он яростно и достаточно жестко защищал их. И сегодня это особенно провидчески слышится и видится. В фильме он отчаянно говорит: "Это потом мы займемся слабыми и беззащитными. А сегодня пускай они потеснятся". И в этом была правда Человека Боя, которого как-то пронзительно играл Николай Петрович", - рассказала Сурикова.
По ее словам, актера "угваздали сверху донизу первобытной краской, всё тело было грязное и черное". "И он сказал: "Если будет у вас следующая картина, я обязательно требую белую рубашку и приличный костюм".
Жизнь во всем всегда права
В следующей картине "Чокнутые", говорит Сурикова, были белая рубашка и приличный костюм, но пробовался другой актер. "Потому что по сценарию был корнет Кирюхин, а Николай Петрович уже не мог играть корнета, он просто пришел к нам на пробы подыграть Ольге Кабо. Замечательно подыграл и уехал в Питер. А я затосковала", - поделилась Сурикова.
Она добавила, что "тосковала до тех пор, пока не сумела переделать корнета в поручика". "Возвела его в чин. И тогда поехала за ним [Караченцовым] в Питер. Когда я подъезжала к Питеру, по вагонному радио зазвучала песня в исполнении Николая Петровича Караченцова: "Жизнь во всем всегда права". Провидение", - добавила режиссер.
Сурикова напомнила, что уже около 20 лет проходит фестиваль музыкальных и комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!", основателем которого она является. "И все эти годы было написано, что был и остается премьером фестиваля Николай Петрович Караченцов. <...> Приезжал с Людой [Поргиной], которая 13 лет стояла насмерть, чтобы он жил. Приезжал, когда уже был не здоров", - рассказала режиссер.
По ее словам, когда артист был здоров, "он совершенно лихо пел, плясал, отбивал чечетку с ребятами из школы его имени". "Хотя, наверное, разбуди его ночью, он мог бы и спеть, и сплясать без репетиций. Но он репетировал и репетировал. Он любил сцену и всегда отдавался ей полностью, и она отвечала ему взаимностью", - сказала Сурикова.