Появление мобильного 3G-интернета на Кубе не только вызвало бурный интерес местных жителей, но и стало важным аспектом в планировании программ развития страны на прошедшем 17 декабря заседании Национальной ассамблеи народной власти (однопалатного парламента страны). Как изменится жизнь кубинцев с появлением мобильного интернета и изменится ли она вообще — в материале ТАСС.
Большие планы властей
По официальным данным за 2017 год, около 40% населения Кубы имеет доступ к Сети. Еще несколько лет назад в парках и отелях началась установка точек беспроводного интернета (сегодня их больше 1,2 тыс. по стране), доступ к которому местные жители получают, покупая специальные карты. Теперь жители карибской страны могут выходить во Всемирную сеть в любом месте и в любое время, что ускорит множество процессов — от распространения новостей до развития торговли и сферы услуг.
На заседании в гаванском Дворце съездов под председательством лидера страны Мигеля Диас-Канеля 17 декабря обсуждалось углубление информатизации Кубы. Многие предложения увязывались с распространением на острове мобильного 3G-интернета.
Диас-Канель отметил важность создания электронного правительства, расширения связи с населением и развития электронной торговли, что "способствовало бы социально-экономическому росту".
"Это фундаментальный вопрос, поскольку он влияет на развитие страны и процветание ее экономики в современных условиях", — отметил он. Лидер страны также призвал представителей всех уровней власти зарегистрироваться в социальных сетях. Сам он, к примеру, завел страницу в Twitter еще в октябре.
Министр связи Хорхе Луис Пердомо заявил на заседании, что подключение кубинцев к Сети через мобильные телефоны должно стать "обыденным явлением". По его словам, стоимость тарифов будет постепенно уменьшаться, "возможности для этого есть".
Напряженные дни для оператора
Кубинская телекоммуникационная компания ETECSA, предоставляющая услуги стационарной телефонии, мобильной связи и доступа во Всемирную сеть, — единственный оператор на острове. А если учесть, что до недавнего времени Куба была государством с одним из самых низких уровней распространения интернета в мире, работы компании предстоит много и сразу. Однако ее представители заявляют, что они уже давно готовились к масштабному подключению и оперативно справляются со сложностями.
"Самыми напряженными днями для нас были 6, 7 и 8 декабря, когда проходил процесс постепенного подключения абонентов к услуге мобильного интернета и адаптации Сети. Правда, позже нам тоже пришлось поработать в авральном режиме, поскольку зачастую люди приходили в офис для того, чтобы мы помогли им установить настройки телефона для корректной работы. Кому-то не приходило уведомительное сообщение о появлении возможности подключения. Конечно, в такие моменты это нормальная ситуация, и мы к ней в целом были готовы", — сообщили ТАСС в офисе ETECSA.
Сотрудники полагают, что, поскольку эта опция для Кубы новая, еще не все детально разбираются в тонкостях ее работы. "Но это скорее дело времени. Со своей стороны мы оказываем информационную поддержку клиентам и в соцсетях, куда посылают вопросы люди, уже освоившие домашний интернет. Понимаем, что работы предстоит много, ведь уже в первые дни число подключивших услугу значительно превысило миллион человек. Функционирование Сети находится под постоянным мониторингом во избежание ее перегрузок", — добавили представители оператора.
Вопрос в цене
Качество связи и скорость передачи данных у большинства клиентов серьезных вопросов не вызывает. Больше их волнует другой немаловажный для Кубы нюанс — цены. Так, 600 мегабайт мобильного интернета в месяц стоят около 7 конвертируемых песо (примерно равен по курсу доллару). 1 Гб обойдется в 10 конвертируемых песо, 2,5 Гб — в 20, 4 Гб — в 30. По данным Национального бюро статистики и информации, среднемесячная зарплата на острове составляла в 2017 году чуть более 30 конвертируемых песо, или около 2 тыс. рублей.
"Сейчас цены слишком высокие, зачастую для срочных дел пока лично я купила бы карту за 1 песо для точки Wi-Fi. А вообще я и многие мои одногруппники не против постоянного выхода в Сеть через телефон. В учебе это сильно бы помогло: информацию находишь быстрее, да и источников ее значительно больше", — рассказала в беседе с ТАСС студентка Мария.
Работник одного из гаванских кафе Карлос отметил, что развитие 3G-интернета на острове поможет работе малого бизнеса. "Во многих странах сегодня, например, есть доставка заказов из кафе и ресторанов, которую можно оформить через мобильное приложение, это удобно и быстро. Присутствие в соцсетях тоже очень важно для продвижения и рекламы. У вас же наверняка порой во время прогулки с друзьями возникает вопрос: "Есть ли поблизости хорошее место, где можно пообедать?" И ищете информацию вы в интернете, который сейчас у нас доступен везде, — отметил мужчина. — Такая оперативность подстегивает к большей оперативности и изобретательности и нас, работников сферы услуг. Растет конкуренция — растет качество".
Сотрудница местного туристического агентства Лаура полагает, что новые опции связи помогут привлечению большего числа гостей острова. "Туристы, конечно, любят Кубу, это не секрет. И часто многие из них хотят сразу, например в трансляциях в соцсетях, поделиться своими впечатлениями и кадрами нашей яркой страны. Постоянный мобильный интернет поможет им в этом, а такой вид рекламы зачастую наиболее действенный. Их связь с гидами в любых ситуациях также упростится", — сказала представитель агентства.
Профессор политологии Гаванского университета Оскар Хулиан Вильяр Барросо считает, что распространение мобильного интернета может дать толчок к развитию образования. "Мы, преподаватели, проверяем знания студентов каждый семестр, а они наши — каждый день. И сегодня им достаточно будет на моем занятии зайти в Сеть, чтобы проверить достоверность фактов, о которых я рассказываю, и, возможно, подискутировать на эту тему. Постоянный доступ к информации все же прививает навыки аналитической работы с ней — это большой плюс, однако педагоги должны активно помогать в этом студентам", — рассказал ТАСС профессор.
Дорого и недоступно?
При ознакомлении с кубинской статистикой и мнениями местных жителей складывается достаточно противоречивое впечатление о возможностях оперативного перехода страны на мобильный интернет. С одной стороны, руководство острова и представители малого бизнеса заинтересованы в углублении и ускорении процесса интернетизации. С другой же, далеко не все жители пока могут позволить себе, например, находясь на улице, изучить программу кинотеатра, расположенного в другом районе, — цены слишком высоки для такой "роскоши".
В России многие порой без долгих раздумий покупают солидный пакет трафика за сравнительно небольшую сумму в месяц и без особой экономии расходуют его на чтение новостей, социальные сети, заказ такси и еды на дом, в офис и так далее. Но так было не всегда.
На заре внедрения мобильного интернета в России в 2000-х пользователи не могли, к примеру, приобрести пакет на 5 Гб (о таких объемах тогда не приходилось и думать), а продуманно и без лишней расточительности расходовали трафик. Только по мере развития технических возможностей и увеличения конкуренции картина начала приобретать уже знакомые нам очертания — технические и финансовые возможности рождали спрос на услуги, который стимулировал предложение и рост темпов их потребления и конкуренции между поставщиками в дальнейшем.
Так, распространение мобильного интернета стимулировало развитие некоторых сфер экономики. Это уже произошло в России. И это в любом случае, по мнению властей, произойдет и на Кубе. Вопрос только — как скоро? Это во многом зависит от желания и возможностей руководства и оператора связи.
Евгений Задорожный