МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в четверг приняла во втором, основном чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобальной инфраструктуры всемирной сети. Авторами инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой.
Ко второму чтению в текст было внесено 27 поправок, большинство из которых уточняют полномочия государственных органов.
Отвечать за "координацию обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории РФ сети интернет" будет Роскомнадзор. Предусматривается, что в случае возникновения угроз стабильной работе интернета в России ведомство "может осуществлять централизованное управление сетью связи общего пользования". При этом правительство будет определять виды угроз и меры по устранению. В том числе кабмин будет определять "случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи обязательных к выполнению указаний".
Также в подзаконных актах правительства должны быть прописаны "требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования и способы определения Роскомнадзором технической возможности исполнения указаний, передаваемых в рамках централизованного управления", говорится в тексте. Помимо этого, в компетенции кабмина - "определение условий и случаев, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам".
Вводятся правила маршрутизации трафика, в соответствии с которыми весь обмен трафиком должен будет осуществляться через определенные точки обмена, включенные в специальный реестр. Вести его будет Роскомнадзор, порядок ведения утвердит кабмин. Требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком будут утверждаться Минкомсвязью России по согласованию с ФСБ России.
Для операторов связи, собственников или владельцев технологических сетей связи, иных лиц при использовании линий связи, пересекающих государственную границу РФ, вводится обязанность в сроки, порядке, составе и формате, определяемых Роскомнадзором, предоставлять ему в электронной форме информацию о средствах связи, обеспечивающих взаимодействие с такими линиями связи, в том числе через иные линии связи.
Национальная система доменных имен
Предусматривается создание национальной системы доменных имен. Под ней подразумевается "совокупность взаимосвязанных программных и техсредств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах". Положения об этой системе, требования к ней, порядок ее создания и правила ее использования будет определять Роскомнадзор, который также установит перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону.
Координацию деятельности по формированию доменных имен, входящих в группы доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, будет осуществлять НКО, одним из учредителей которой будет Российская Федерация. НКО станет "зарегистрированным владельцем баз данных этой зоны в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен".
Для операторов государственных и муниципальных информационных систем, информационных систем компаний, осуществляющих закупки в соответствии с профильным федеральным законом, вводится "запрет на использование при эксплуатации информационных систем баз данных и технических средств, размещенных за пределами РФ и не входящих в состав таких информационных систем".
Устанавливается процедура обеспечения операторов связи "техническими средствами противодействия угрозам" устойчивости интернета в РФ. Планируется, что эти средства операторам связи будет безвозмездно предоставлять Роскомнадзор. Ведомство будет также определять "технические условия установки техсредств, а также требования к сетям связи при их использовании". Операторы связи, установившие данные средства, освобождаются от обязанности блокировать запрещенную информацию, если доступ к ней в сети связи этого оператора ограничивается с помощью указанных техсредств в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования (поскольку ограничение доступа будет осуществлять Роскомнадзор).
Поправками ко второму чтению установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения "при осуществлении взаимодействия в электронной форме, в том числе с гражданами и организациями, обязаны обеспечивать возможность осуществления такого взаимодействия в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами РФ в области криптографической защиты информации".
В случае окончательного одобрения закон должен вступить в силу с ноября 2019 года, за исключением положений о криптографической защите информации и о национальной системе доменных имен, которые начнут действовать 1 января 2021 года.
Защита от угроз извне
Представляя документ на пленарном заседании, глава профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин напомнил, что вопросами качества работы интернета Роскомнадзор занимается уже несколько лет. В частности, указал он, проводится мониторинг в крупных городах, в том числе во время массовых спортивных мероприятий - в те моменты, когда на локальную часть сети приходится нагрузка на несколько порядков больше, чем в обычное время. Парламентарий привел слова главы ведомства Александра Жарова о том, что оборудование, которое предполагается использовать операторами связи, обязательно будет протестировано Роскомнадзором перед установкой. "По мнению руководителя Роскомнадзора, это позволит гарантировать сохранение для российских пользователей качества и скорости доступа в интернет после ввода всей системы", - процитировал он Жарова.
В этом контексте глава комитета указал, что "попытки называть законопроект "китайским фаерволом" или законом "об автономном интернете" не имеют ничего общего с сутью". Речь идет о создании дополнительных условий для стабильной работы российского сегмента интернета в условиях попыток оказать какое-либо воздействие на сеть извне, подчеркнул он. "Задача законопроекта в том, чтобы вне зависимости от внешних или внутренних условий интернет был доступен российским пользователям, электронные государственные услуги и онлайн-банкинг были доступны в полном объеме, а разнообразные коммерческие сервисы, к которым уже привыкли граждане, могли бесперебойно и стабильно работать. Этот законопроект о повышении надежности российского сегмента интернета", - заключил Левин.
"Первая задача [закона] - это создать резервную инфраструктуру, которая позволит российскому интернету продолжать работу в случае, если по каким-либо невероятным сценариям он будет отключен снаружи. Эта задача, на мой взгляд, положительная - резерв никогда не бывает лишним. Даже если он никогда не понадобится, это все равно обеспечивает некое спокойное существование российского сегмента интернета", - заявил в беседе с ТАСС вице-президент, технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. По его словам, закон никак не коснется простых пользователей Рунета.
Улучшение проекта ко второму чтению
Как отметил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, законопроект о безопасности российского сегмента интернета был заметно улучшен ко второму чтению. "Ранее ряд экспертов предупреждали о том, что у законопроекта могут быть негативные последствия для отрасли, большая часть которых была сформулирована нами в январе на думских слушаниях. Ко второму чтению многие негативные моменты были устранены", - сказал Плуготаренко.
"Так, предусмотрена разработка четкого списка угроз и случаев, при которых используются нормы закона, и когда операторы могут их игнорировать - их порядок будет определять правительство. Что очень хорошо - <...> из новой версии законопроекта устранено излишнее регулирование для организаторов распространения информации. Это прямая зона интересов РАЭК. Также с технической стороны законопроект стал более грамотным - за координационным центром национального домена сети Интернет остаются его основные функции, хотя ранее это сохранение было под вопросом", - пояснил директор РАЭК.
Как уточнил Андрей Клишас, принятые во втором чтении поправки направлены на перераспределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, необходимость установления видов угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования интернета на территории России, внесение изменений юридико-технического характера.
"Мы поддерживаем внесение предложенных поправок, поскольку цели предлагаемых законопроектом мер и механизмы их реализации существенных изменений не претерпели. Принятие законопроекта в редакции с учетом поправок позволит обеспечить повышение надежности работы российских интернет-ресурсов", - заключил сенатор.
По словам Габриеляна, целостную оценку закону можно будет дать только после появления подзаконных актов. "Если говорить про сам закон, он сформирован таким образом, что многие его сетевые части будут указаны в подзаконных актах. Общую оценку ему дать тяжело, потому что на сегодняшний день подзаконных актов еще нет. И от того, как хорошо они будут написаны, и от того, что в них будет написано, зависит практически 90% сути этого закона", - пояснил он.
В новость внесены изменения (14:46 мск) - добавлены комментарии экспертов