Все новости
Обновлено 

Эксперты: введение четырехдневной рабочей недели возможно в России через 10-15 лет

Глава РСПП Александр Шохин считает, что сокращение рабочей недели до четырех дней должно быть обеспечено ростом производительности труда не менее, чем на 20%

МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Переход на четырехдневную рабочую неделю в России возможен не ранее, чем через 10-15 лет при увеличении производительности труда не менее чем на 20%. Об этом рассказали ТАСС опрошенные эксперты.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая во вторник на Международной конференции труда в Женеве, не исключил в перспективе перехода мировой экономики к четырехдневной рабочей неделе.

"Я считаю, что в ближайшие 10-15 лет обсуждать этот вопрос для Российской Федерации будет неактуальным", - заявил ТАСС проректор Академии труда и социальных отношений (АТиСО), экс-замглавы Минздравсоцразвития РФ Александр Сафонов.

Он привел несколько обстоятельств, которые этому препятствуют. Во-первых, сокращение отработанных часов автоматически приведет к уменьшению доходов граждан. "Не снизятся они только в тех отраслях, где важно не количество отработанных часов, а результат. Например, в IT-секторе", - сказал проректор АТиСО.

Чтобы вводить четырехдневную рабочую неделю в бюджетном секторе, где занято почти 14 млн россиян, нужно предусмотреть дополнительные государственные расходы для того, чтобы нанять новых сотрудников и компенсировать отсутствие одного дня. Пока для страны это непозволительная роскошь, добавил собеседник агентства.

Рост производительности труда

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин также выразил мнение, что четырехдневная рабочая неделя может быть введена в России не ранее чем к 2035 году.

"Я думаю, что в ближайшие пять лет мы вряд ли эту задачу решим. Но, заглядывая вперед, на 2035 год, выстраивая стратегические планы развития экономики и социальной сферы, мы вправе ставить эту задачу до 2035 года", - сказал он ТАСС.

Глава РСПП пояснил, что сокращение рабочей недели до четырех дней и введение третьего оплачиваемого выходного должно быть обеспечено ростом производительности труда не менее, чем на 20%.

"Речь идет о том, чтобы дополнительный выходной был оплачиваемым - то есть он должен быть в некотором смысле заработан. А это можно сделать только за счет роста производительности труда. Поэтому если на 20% поднять производительность труда, то эта проблема решаема", - добавил Шохин.

Цели по повышению производительности труда

Нацпроект "Повышение производительности труда и поддержка занятости" является дальнейшим развитием одноименного приоритетного проекта, который реализовывался с 2017 года. Всего в этот проект по состоянию на 1 июня 2018 года было вовлечено 100 средних и крупных несырьевых предприятий. Планируется, что нацпроект затронет уже 10 тыс. предприятий в 85 регионах РФ, а мерами поддержки в его рамках воспользуются 4 854 предприятия.

Нацпроект нацелен на стимулирование предприятий к повышению производительности труда, снятие лишних административно-регуляторных барьеров и развитие экспортного потенциала. Для выполнения этих задач будут проводиться обучение и стажировка управленческих кадров (всего планируется обучить почти 200 тыс. человек), а также создана система грантовой поддержки, модернизированы службы занятости.

Паспорт нацпроекта был утвержден 24 сентября 2018 года, выполнение началось 1 октября 2018 года. Руководитель - министр экономического развития РФ Максим Орешкин, куратор - первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов. Нацпроект состоит из трех подразделов - федеральных проектов "Системные меры по повышению производительности труда", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" и "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности".

Главный целевой показатель нацпроекта - ежегодный рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора экономики. Его планируется довести c 1,4% в 2018 году до 5% в 2024 году.

Общее финансирование нацпроекта составит 52,1 млрд рублей, из них 45,7 млрд - из федерального бюджета, 5,6 млрд - из внебюджетных источников, 800 млн - из бюджетов субъектов РФ.

В новость были внесены изменения (18:09 мск) - добавлена информация по нацпроекту.