2 октября 2019, 13:53,
обновлено 3 октября 2019, 22:55

Российские деятели культуры выразили соболезнования в связи со смертью Канчели

Народный артист СССР умер 2 октября на 85-м году жизни

МОСКВА, 2 октября. /ТАСС/. Российские культурные деятели, работавшие вместе с народным артистом СССР, грузинским композитором Гией Канчели, выразили соболезнования в связи с его смертью.

Актриса Елена Проклова, исполнившая одну из главных ролей в фильме "Мимино", в беседе с корреспондентом ТАСС назвала Канчели выдающимся композитором. "О талантливом человеке даже после его ухода приятно говорить, тем более, что у него такие замечательные работы, которые во многом и сделали многие картины, в частности, "Мимино". Мне кажется, без его замечательных песен, без его сопровождения, картина бы многое потеряла, - сказала Проклова. - Я очень люблю его музыку, его работы и скорблю вместе со всеми близкими и теми, кто любил и уважал этого выдающегося композитора".

По словам актрисы, Канчели был особенным композитором, который умел воедино собрать работу режиссера, сценаристов, актеров и передать ее зрителю с помощью музыки. "Для меня, наверное, музыка - одна из самых сложных творческих профессий. Особенно композитор, который воедино должен соединить не только видение этой темы, но и работу всех, кто работал до него. Мне кажется, ему удавалось это замечательно, растворяться во всем коллективе. И обязательно в свои работы он добавлял основную душевную ноту. Делал всегда с легкостью, обаянием", - добавила Проклова.

Писатель Андрей Усачев, выступивший одним из сценаристов мультфильма "Ку! Кин-дза-дза", музыку к которому писал Канчели, отметил его гениальность. "Прекрасный композитор, гениальный. Много чего сделал для нашей культуры. Мы параллельно работали над "Ку! Кин-дза-дзой", <…> очень жалко", - отметил он.

Продюсер "Ку! Кин-дза-дзы" Сергей Сельянов также выразил сожаление из-за смерти Канчели. "Очень жаль. Человек, композитор выдающийся, и когда такие люди уходят, конечно, мы что-то теряем", - сказал он.

Художественный руководитель Московского театра "Et Cetera", народный артист РСФСР Александр Калягин назвал смерть Гии Канчели личной болью и огромной потерей для всего коллектива театра.

"В нашем театре шли и идут спектакли, в которых звучит музыка Гии Канчели. Его великое имя значится на афишах нашего театра, и это особая наша гордость. Он был незаменимым соавтором Роберта Стуруа [главный режиссер театра "Et Cetera"], и я видел, как много значит, что рядом с режиссером на репетициях сидит "его" композитор", - говорится в отклике Калягина, опубликованном в среду на сайте театра.

По его словам, "в театральных сочинениях Стуруа музыка Канчели никогда не была просто музыкальным сопровождением, она была частью сложного мира - философского, ироничного, парадоксального, она создавала его атмосферу, его образность, его метафоричность".

Большой потерей для музыки назвал кончину Гии Канчели народный артист России альтист Юрий Башмет, который был творчески дружен с грузинским композитором и исполнял его музыку. О неповторимой индивидуальности Канчели он сказал в четверг на пресс-брифинге в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича перед концертом "Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. ХХ век".

"Гия Канчели создал свой совершенно уникальный язык - минимализм и всю жизнь развивался и совершенствовался в этом стиле, оказав огромное влияние на современную музыку. У него было много последователей, но никто не дотянулся до его уровня. Его особенностью было то, что он намечал мелодию, не развивая ее, и каждый слушатель становился композитором, который мог сам ее продолжить", - рассказал Юрий Башмет, которому Канчели посвятил два своих альтовых сочинения.

По словам Башмета, приступая к оному из своих сочинений, Канчели спросил, какие у него будут пожелания к музыке. "Я попросил его продлить мелодию, и он выполнил мое пожелание".

Говоря о музыке Канчели, Юрий Башмет провел параллель с Петром Чайковским - "и у того, и у другого музыка способна раздеть человека догола и продолжать терзать от первого лица, и без всякого стеснения". Музыкант назвал лучшим сочинением Канчели его симфоническую поэму "Стикс" для солирующего альта, хора и симфонического оркестра.