Все новости
Обновлено 

На дне Черного моря обнаружили теплоход "Армения"

Судно, затопленное немецкой авиацией 7 ноября 1941 года, изучают специалисты Минобороны России и Русского географического общества

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Минобороны России и Русское географическое общество (РГО) нашли на дне Черного моря теплоход "Армения", затопленный немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе общества.

"Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В исследовании и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества", - сказали в обществе.

В РГО рассказали, что в 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами российского военного ведомства, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию.

"В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район тщательно исследовали гидролокатором. В результате специалисты Министерства обороны России обнаружили корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода "Армения". Для проведения идентификации судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества", - пояснили в РГО.

Гибель судна считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории: на борту по разным подсчетам находилось от 6 до 10 тыс. беженцев и раненых.

Идентификация

Детальное обследование объекта в 15 морских милях от берега и на глубине 1 500 метров провели российским телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА). Он дал первые кадры - объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.

Во время третьего спуска аппарата удалось обнаружить стойку судового колокола, а рядом сам колокол - он упал надписью вверх, на нем четко читается надпись "Армения". В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации.

"Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолеты заходили на атаку с кормы", - приводят в РГО слова участника экспедиции, исполнительного директора Центра подводных исследований РГО Сергея Фокина.

Часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это говорит о том, что к моменту ухода корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались "воздушные карманы", что подтверждает версию стремительной гибели корабля.

После идентификации корабля священник Новороссийской военно-морской базы Протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели "Армении" по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести - в память о жертвах на воду был спущен венок и произведены три залпа траурного салюта.

Результаты экспедиции 2020 года позволят реконструировать события гибели теплохода. Центр подводных исследований РГО запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании теплохода.

История гибели

Теплоход "Армения" был построен в 1928 году в Ленинграде. Судно вмещало 950 пассажиров, в 1941 году в Одессе перестроено под санитарный транспорт. Часть кают была реорганизована в операционные и перевязочные. Планировалось, что корабль сможет брать на борт около 400 раненых.

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт теплохода поднялись несколько тысяч эвакуировавшихся жителей города. Согласно опубликованным данным, теплоход вышел из Севастополя, зашел в Балаклаву и Ялту. 7 ноября судно вышло в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров, не дожидаясь темноты. Через несколько часов "Армению" атаковали самолеты Люфтваффе. Через 4 минуты корабль затонул, из всех пассажиров выжили единицы.

Теги