МОСКВА, 16 января. /ИТАР-ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин предложил продумать вопрос синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран в российских школах.
"Предстоит подумать и о том, чтобы синхронизировать курс истории России с преподаванием истории зарубежных стран, которую также в школах проходят", - сказал президент на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Путин предложил применить для этого опыт и наработки ряда российских вузов, в том числе МГИМО.
"История - это сложный предмет, требует хороших, разносторонних знаний от самого преподавателя, от самого учителя, поэтому крайне важно своевременно, должным образом, на высоком профессиональном уровне организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров, уметь активно использовать видео и аудиоматериалы, ресурсы интернета для этих целей", - сказал он.
По словам президента, в российском обществе активно и заинтересованно обсуждаются вопросы, связанные с историей и с ее преподаванием в школах и вузах. "Потому что от этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы планы строим на ближайшую среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу", - сказал Путин.
По мнению президента, "именно в этом лежит причина того накала страстей, которая вокруг исторических проблем крутится".
Спорные темы: разные трактовки историков РФ и стран СНГ
Российские историки, работавшие над концепцией нового единого учебника истории, столкнулись с рядом сложностей, в том числе из-за позиции коллег из стран СНГ. Об этом сообщил руководитель рабочей группы, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Среди сложных тем, с которыми столкнулись специалисты, ученый назвал тему формирования Древнерусского государства. "Происхождение Древнерусского государства оказалось одной из острых тем. Это была трудная тема, особенно с учетом, можно сказать откровенно, позиции наших украинских коллег. Но мы нашли общее решение, в том числе и с ними", - сказал Чубарьян.
Другой неоднозначной темой, которая по-разному трактуется историками в странах СНГ, по его словам, стало формирование многонационального российского государства после присоединения Кавказа и Средней Азии. "Это основная тема дискуссий у нас со странами СНГ. В некоторых из них считают, что это был колониальный период. Но украинцы, армянское сообщество, таджики, киргизы и белорусы не стоят на этой точке зрения", - сообщил директор института.
Чубарьян отметил, что российские ученые при освещении этой проблемы уделили большое внимание не столько самому факту присоединения, сколько его последствиям для этих народов с точки зрения экономики, их политического веса и национального самосознания. "Например, большинство украинских общественных организаций было создано во времена Российской Империи в XIX веке", - напомнил ученый.
Среди других сложных тем Чубарьян назвал события 1917-1921 годов, которые получили определение Великой российской революции 1917 года, включающей в себя и гражданскую войну. События во внутренней жизни страны в 1930-е годы, по словам историка, трактуются как "советский вариант модернизации", в котором были как "плюсы", так и "минусы".