17 ноября 2020, 16:55
Мнение

Александр Збруев: такого театра, как у Романа Виктюка, больше не будет

Александр Збруев вспоминает скончавшегося 17 ноября театрального режиссера

Нет таких слов, которые могли бы адекватно описать эту личность. Это совершенно особый человек, особый режиссер. Нет таких определений, которые могли бы здесь быть использованы и которые были бы соразмерны его дару, его возможностям и тому, что он сделал в искусстве. Он ставил разные спектакли в разных театрах, но где бы он ни был, он всегда делал необыкновенные вещи. Они поражали той выдумкой, тем необыкновенным восприятием жизни, которой обладал Виктюк. Всегда удивляли его понимание мира, его культура.

Он создал свой театр — театр Виктюка. Не как определенную организацию в сфере культуры, хотя и это тоже, но как неподражаемый способ восприятия и интерпретации действительности. Такого театра, конечно, больше никогда не будет — своей одаренностью он выделяется даже из ряда очень и очень талантливых режиссеров. Нам очень повезло, что он жил с нами, многое нам показал и открыл дорогу к настоящему театру и настоящему искусству. Он сумел показать нам подлинную суть жизни, подлинные взаимоотношения людей.

Соткан из театра

Он был весь соткан из театра. Я не представляю, чтобы он мог бы заниматься чем-то другим. У него всегда в голове было много идей и проектов, которые бы он хотел воплотить. Все эти замыслы были совсем не похожи на все то, что могли предложить другие режиссеры. Хотя это определение и очень затерто уже, но других слов я просто не знаю в этом случае — он действительно был велик, просто велик.

Он стоит наравне с самыми выдающимися режиссерами нашего века, режиссерами с большей буквы, которых мы знаем и у которых учились, — он им не то что ни в чем не уступал, но во многих вещах шел впереди. За ним нужно было еще постараться угнаться. При этом — хотя это и банально, но в то же время очень важно и не так часто случается, — он был очень добрым человеком.

Его дарование привлекало зрительский интерес. Внимание к его творчеству у публики было необыкновенно высоко. Зрители очень любили его спектакли.

Жизнь так устроена, и мы так тяжело живем, такое трудное выпало нам время — на каждом шагу нас сейчас подстерегает невидимый враг, с которым мы не можем никак справиться. Однако есть такие люди, и среди них был Роман Виктюк, которые, конечно же, обращая внимание на окружающую действительность и эту новую появившуюся угрозу, все же во главу угла ставили театр. Это было самое главное. Это человек, которого всегда будут вспоминать. Даже не вспоминать — его просто никогда не забудут. Я низко кланяюсь перед ним, преклоняюсь перед ним.

Все черты, свойственные ему, как великому режиссеру, проявились еще 40 лет назад, во время нашей первой работы с ним. Это был телевизионный спектакль "История кавалера Де Грие и Манон Леско" по мотивам книги Антуана Прево, одной из первых работ в жанре психологического романа. Он собрал там одних из лучших артистов Союза. Они согласились, потому что такому режиссеру было невозможно отказать.

От общения с ним все получали огромнейшее наслаждение. Он никогда не ругался на актеров, только кричал им вслед: "Это прекрасно! Это замечательно! Как такое вообще возможно?!" И это — незабываемо.