Все новости

"Ушел еще один гений, которого никто не заменит". Коллеги о Романе Виктюке

Режиссер умер в возрасте 84 лет
Роман Виктюк Михаил Джапаридзе/ТАСС
Описание
Роман Виктюк
© Михаил Джапаридзе/ТАСС

Режиссер Роман Виктюк умер 17 ноября. Его коллеги выражают свои соболезнования. Также свои соболезнования выразил президент РФ Владимир Путин.

Виктюк занимался творчеством с невероятной отдачей, он с любовью относился ко всем, с кем работал, рассказал ТАСС режиссер Алексей Учитель, который снял о Виктюке документальный фильм "Баттерфляй". "Я помню, еще до съемок я случайно попал к нему на репетицию. Я понимал, что могут быть люди эмоциональные, заряженные, но я был поражен тем, с какой отдачей Роман Григорьевич работал на репетиции. Я подошел к нему и попросил снимать на репетициях какое-то время, чтобы сделать фильм. К моему счастью, он согласился. Для меня это было удивительное время. Тогда я еще не думал заниматься игровым кино, но многому научился у Романа Григорьевича, в том числе, как работать с актерами. Для меня это был человек с какой-то потрясающей любовью к тем, с кем он работал. Сумасшедшая отдача, какую я не видел никогда - так выкладываться каждый раз", - сказал Учитель.

Фильм "Баттерфляй" вышел в 1993 году. По словам режиссера, Роман Виктюк был своеобразным, непохожим ни на кого человеком, что делало его спектакли "удивительно интересными".

Виктюк был незаменимым гением и выдающимся художником, который как никто умел раскрыть артиста. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразил народный артист России Сергей Маковецкий, работавший с режиссером. "Ужас! Сколько нужно этому високосному году забрать гениев... Невыносимо. Мне очень жалко. Жалко даже не то слово. Ушли Жванецкий, Фаустас Латенас, Джигарханян. Сейчас - Виктюк", - сказал Маковецкий.

Он напомнил, что вместе с Виктюком они сделали семь спектаклей: "Уроки мастера", "М. Баттерфляй", "Лолита", "Рогатка", "Полонез Огинского", "Я тебя больше не знаю, милый", "Любовь с придурком".

"И каждый раз он начинал все с начала. А спектакли были выдающиеся. Виктюк создавал произведения искусства. Я имел счастье быть участником этого фантастического действа. Он так умел открыть артиста, помогал, шутил, кричал, а когда ему очень нравилось, он молчал. Как он часто говорил: "Молчи, гений, молчи!" Виктюк выдающийся художник. Ушел еще один гений, которого никто не заменит", - добавил Маковецкий.

"Актеры очень любили с ним работать"

"В его сложно придуманных режиссерских конструкциях всегда был очень важен актер, поэтому актеры очень любили с ним работать. В его спектаклях играли свои лучшие роли все ведущие актрисы советского театра. Причем это были артисты не только Москвы, но и Киева, Львова, Вильнюса. В этом смысле он объединял весь Советский союз", - сказал ТАСС театральный критик, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. В спектаклях Виктюка были заняты Елена Образцова, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Дмитрий Певцов, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая, Сергей Виноградов и другие.

Как пояснил Заславский, Роман Виктюк как мало кто умел работать с актерами. По его словам, в своих спектаклях режиссер сочетал два, казалось бы, взаимоисключающих, но в его случае органично сочетающихся умения - он создавал безукоризненно формальные, театральные, искусственные постановки, ценность которых была в актерской игре. "На протяжении первых десятилетий его творческой жизни дорога в Москву ему была практически закрыта. Он поднимал мастерство театров Львова, Калинина (ныне - Тверь) и разных других прекрасных городов", - отметил театральный критик.

С другой стороны он обратил внимание на работу Виктюка на московских сценах, где тот поставил множество знаковых спектаклей. Это были постановки в "Современнике", в Театре им. Моссовета, в студенческом театре МГУ и потом - антрепризные проекты. "Один из самых первых антрепризных спектаклей "М. Баттерфляй" был связан с фигурой Романа Григорьевича Виктюка. Он очень часто выводил на сцену не самые традиционные сюжеты. Если сегодня такого рода спектакли каждый раз вызывают какие-то споры, скандалы и возмущения, то Виктюк умел это делать так празднично, так безмятежно искренне, что публика воспринимала это как само собой разумеющееся и как прекрасное", - считает Заславский.

Актер Дмитрий Певцов назвал Романа Виктюка удивительным, талантливым, тонким художником. "Я ему очень благодарен, потому что, в первую очередь, он сделал из меня актера, заставил меня поверить в себя. Он удивительно мог работать с молодежью, с начинающими артистами", - сказал Певцов разговоре с ТАСС. Певцов сыграл в спектакле Виктюка в 1980-е, но, признался актер, это память на всю жизнь. "Его репетиции всегда были отдельными спектаклями. Счастьем было с ним работать. Соболезную всем его родным и близким и, конечно, театру, который осиротел. Очень жаль, что один за другим нас покидают такие глыбы театрального и не только искусства", - отметил он.

Виктюк обладал особенным "уникально манящим" стилем и делал все "через высшие чувства". После его спектакля "Муж и жена снимут комнату" во МХАТе в середине 70-х к нему выстроилась очередь из артистов, сказал ТАСС народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. "Еще одна ужасная потеря… Умер Роман Григорьевич Виктюк. Я познакомился с ним более 40 лет назад. Его привел во МХАТ, где я тогда работал, Олег Николаевич Ефремов. Он пригласил Виктюка поставить спектакль "Муж и жена снимут комнату" в 1976 году. Я играл небольшую роль отца", - рассказал Калягин.

Он отметил, что Виктюк произвел тогда на всех "мхатовцев" потрясающее впечатление. "С тех пор к нему выстроилась очередь из актеров и актрис. И это было в те времена, когда работали великие режиссеры - Андрей Гончаров, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос. При этом появился режиссер, который открыл свой театр - театр своего стиля. Он работал чувственно, работал красками, на грани разрыва сердца, делал все роли через высшие чувства", - добавил Калягин. По его словам, "все у Виктюка должно было быть Эверестом". "Блестящий режиссер. Меня до сих пор потрясает его очень специфический, уникально манящий стиль. Ужасная потеря. Приношу глубочайшие соболезнования театру, всем его друзьям, его актерам. Скажу лишь одно - Роман Григорьевич Виктюк сделал все, чтобы его помнили", - заключил собеседник агентства.

"Большая потеря для русского театра"

Художественный руководитель Театра "У Никитских ворот" Марк Розовский заявил ТАСС, что смерть Виктюка стала концом театральной эпохи, которая началась в 1960-е годы и царствовала 60 лет. "Прощай, Рома, твои изыски будут помниться. Найденное тобой не забудется, наши личные отношения тоже не забудутся. Я всегда уважал твои поиски в театре, и ты всегда относился ко мне с интересом, по-дружески, поэтому это для меня большая потеря личная, и большая потеря для русского театра", - сказал он.

По мнению Розовского, Виктюк создавал на сцене декоративные, композиционно выдержанные постановки, при этом прочувствованные с актерской точки зрения. "Его спектакли - двигающиеся фрески, это всегда были формы, и часто очень декоративные, искусственные внешне, но это всегда было выстраданное зрелище, очень хорошо композиционно выдержанное. Это некое мифотворчество, которое всегда в театре уходило от быта, от земного, в область параллельную, ирреальную, поэтическую", - заявил он.

Как считает Розовский, Театр Романа Виктюка - прежде всего, театр поэта с большой буквы, где "нежность переплеталась с грубостью, сочность с соленостью, где откровенность пластических картин взывала в наше время к античной древности, к античной красоте". Виктюк, по его словам, был продолжателем традиции театра Александра Таирова, который делал ставку на зрелище, пластику, красоту театра и человека в театре. "Тайна Эрота и некая искрометность дьяволиады, все это сопровождало творчество Виктюка, но все равно оно было освещено светлым чувством радости жизни и обязательной победы добра над всякого рода злом", - сказал худрук Театра "У Никитских ворот".

Вершиной режиссерского творчества Виктюка Розовский назвал спектакль "Служанки" по пьесе французского драматурга Жана Жене, где женские роли исполняли актеры-мужчины. "Это театральный шедевр на русской сцене, - отметил режиссер. - Он умел эпатировать, он созидал некое гендерное совмещение. Его уход в эту поэтику ознаменовал свободу нашего театра от догм соцреализма, который насаждался всеми средствами. Потому явление Виктюка было взрывным, давало дорогу для новых форм и новых поисков".

Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин подчеркнул, что в истории его театра Роман Виктюк - одна из важных и ключевых фигур. "Он создал спектакль "Служанки", которым первым вышел в театре "Сатирикон" в 1988 году. Это был первый спектакль после смерти моего отца, спектакль, который кардинальным образом изменил жизнь нашего театра, наметил другую дорогу", - сказал он в видеообращении, размещенном на страницах театра в соцсетях.

Райкин добавил, что спектакль "Служанки" был вне времени, он не касался напрямую социальных проблем. "Он был отдельным цветком, произведением, которое сыграло невероятно значимую роль не только для нашего театра, но в целом для московского театрального пейзажа, для культурного пространства всей страны. Это спектакль, с которым мы проехали практически по всему миру с огромным успехом", - рассказал он.

"У него были свои поклонники и свои гонители"

Настоящим мастером театрального искусства назвал Виктюка в беседе с ТАСС и руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский.

"Роман Григорьевич был очень неординарной личностью даже по меркам театрального мира. Его внутреннее горение не угасало даже вне сцены. Он таким же оставался и в жизни: столь же неистовым, откровенным, иногда для многих эпатажным. И в этом было его творческое и личное своеобразие. У него были свои поклонники и свои гонители", - рассказал Кибовский.

По его словам, жизненный путь Виктюка изобиловал крутыми поворотами. Он прошел через разные театры, в том числе во Львове, Киеве, Твери и Вильнюсе.

"В конце концов судьба привела его к мировому признанию, к своей театральной площадке в Москве, которая уже сегодня носит имя Романа Виктюка. И сегодня мы прощаемся с еще одним большим художником, человеком, который шел своей особой дорогой в театральном искусстве и, несмотря на все трудности, стал признанным мастером", - рассказал Кибовский.

Он добавил, что во время проведения реставрационных работы "Дома солнца" Константина Мельникова Роман Виктюк активно принимал участие и вникал во все детали. "Он горячо добивался, чтобы памятнику вернули световое пространство, которое, к сожалению, было утрачено в советское время. Он уже тогда своим режиссерским взглядом видел, как эта площадка может работать для воплощения его творческих замыслов", - сказал Кибовский.

"Фактически жил тем, что творил на сцене"

Народная артистка России Ирина Соколова назвала творческое содружество с Романом Виктюком одним из самых ярких событий своей актерской жизни, а его смерть - большой личной утратой.

"В середине 1990-х он ворвался в мою творческую жизнь. Это было такое счастье - тот первый спектакль "Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге", который создавался в ТЮЗе. Он приехал на десять дней, и все эти дни репетиций были настоящим праздником, собиравшим в зале все театральные цеха. Было ощущение, как будто при его присутствии светлый купол возникал над залом и сценой, и того, что сотворялось здесь, конечно, не забыть", - рассказала Соколова корреспонденту ТАСС.

Она считает, что Виктюк обладал гениальным театральным даром. А еще - он умел возвышать своих любимых актрис, игравших в его спектаклях. Петербурженка вспоминает, с каким вдохновением режиссер в спектакле "Антонио фон Эльба" открыл для драматической сцены певицу Елену Образцову (Ирина Соколова играла в том спектакле маму главной героини).

"Так обожая артистов, так работая с каждым, он тратил до предела свою энергию, свою любовь, отдавал свое сердце. Он фактически жил тем, что творил на сцене. Мы потом редко встречались, часто перезванивались, но было ощущение, что мы не расставались. Это огромное счастье, что мы были с ним... Царство ему небесное!" - сказала Соколова.