Три президента за восемь дней. Почему в Перу так часто меняют главу государства
Дарья Юрьева — о том, с какими вызовами столкнется новый перуанский лидер
В Перу в должность президента вступил правоцентрист Франсиско Сагасти. За несколько часов до инаугурации этот опытный 76-летний политик, которого прозвали Дон Кихотом за внешнее сходство с персонажем Сервантеса, пообещал пригласить в свое правительство представителей самого широкого спектра политических сил. Таким образом он рассчитывает положить конец острейшему политическому кризису и успокоить страну, сотрясаемую многотысячными протестами.
Последовательный сторонник умеренных взглядов, Сагасти стал компромиссной фигурой, с присутствием которой на высшем государственном посту согласились и лидеры крупнейших перуанских партий, и широкая общественность. Правда, никто пока не рискует прогнозировать, как долго будет сохраняться такое положение дел. Предшественник действующего перуанского лидера проработал на этой должности меньше недели. Так что с учетом всех процессуальных пауз в течение восьми дней — с 9 по 17 ноября — южноамериканской страной поочередно руководили три разных президента.
Два импичмента и череда отставок
Политическая нестабильность уже стала в Перу традицией. За последние пять лет — до вступления Сагасти в должность — в стране сменилось четыре президента. И только один из них покинул пост в связи с завершением мандата. В 2018 году парламент отправил в отставку тогдашнего президента Педро Пабло Кучински, и с тех пор смена власти в Перу происходила исключительно при чрезвычайных обстоятельствах. Такая ситуация сложилась прежде всего из-за перманентного противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти в условиях, когда у главы государства не было своего большинства среди депутатов.
После импичмента Кучински в должность президента в соответствии с конституцией вступил Мартин Вискарра, занимавший до этого пост вице-президента. Прошло чуть более двух лет, и с ним повторилась точно такая же история, что произошла с его предшественником. В начале ноября 2020 года парламент, враждебно настроенный к президенту, проголосовал за смещение Вискарры с поста главы государства в связи с его "моральной неспособностью" руководить страной. Поводом для импичмента послужили обвинения в коррупции: якобы несколько лет назад, занимая пост губернатора департамента Мокегуа, он получил взятку в размере 2,3 млн перуанских солей (свыше $630 тыс.) при заключении контрактов на строительство двух объектов инфраструктуры.
Вискарра был достаточно популярным президентом, а обвинения в его адрес многим перуанцам показались неубедительными. У граждан страны также возникли сомнения относительно истинных мотивов инициаторов импичмента, поскольку за последние месяцы многие из сместивших главу государства депутатов сами стали фигурантами антикоррупционных процессов. В стране начались ежедневные акции протеста, переросшие в столкновения с полицией.
Дополнительный раздражающий фактор был связан с личностью человека, который стал президентом после ухода Вискарры. В соответствии с конституцией обязанности главы государства перешли к председателю парламента Мануэлю Мерино — обеспеченному, но не имеющему какого-либо образования представителю агробизнеса, который при назначениях в кабмин руководствовался исключительно принципами лояльности и личных симпатий. Продемонстрировать политическую гибкость, чтобы успокоить недовольных сограждан, у него не получилось.
Точкой невозврата для правительства Мерино стала гибель двух протестующих во время жесткого разгона полицией очередной акции протеста. Всеобщее возмущение достигло в стране такого масштаба, что 13 из 18 министров нового состава правительства предпочли подать заявление об отставке. Депутаты призвали самого Мерино покинуть пост, пригрозив очередным импичментом. К этому требованию присоединились представители местных властей, которые отказались подчиняться президенту. 15 ноября под давлением общественности Мерино заявил об уходе с поста, призвав перуанцев "к миру и единению". Кроме того, о сложении своих полномочий заявили временный председатель парламента Луис Вальдес и его заместители.
Президент на полгода
После импичмента Вискарры и отставки Мерино в Перу сложилась ситуация вакуума власти. В минувшие выходные парламент не смог утвердить в должности президента представительницу левой партии "Широкий фронт" Росио Сильву Сантистебан, кандидатуру которой чуть ранее согласовали лидеры крупнейших политических сил страны. Для ее назначения не хватило 18 голосов. Такое положение дел довольно едко прокомментировал президент Венесуэлы Николас Мадуро, которого прежние власти Перу не раз критиковали за нарушение прав человека и принципов демократии. Он предложил на пост главы Перу кандидатуру своего главного оппонента — представителя оппозиции Хуана Гуайдо, провозгласившего себя венесуэльским лидером в начале 2019 года.
"Похоже, там никто не хочет брать на себя обязанности президента. Мы можем отправить им Гуайдо, пусть возьмет это на себя и провозгласит себя президентом Перу. Как вам? Так он исполнит свою мечту попасть в президентский дворец, потому что здесь у него нет шансов", — заявил Мадуро. Впрочем, он тут же пояснил, что это была шутка.
Через сутки после обидного высказывания Мадуро и еще более резкой критики со стороны местной общественности перуанский парламент все же пришел к компромиссному решению и выбрал на роль нового главы государства Сагасти. Это решение было доброжелательно встречено перуанским обществом. "У Сагасти есть два важных качества. Во-первых, против него никогда не выдвигалось обвинений в коррупции и тому подобном. А во-вторых, он является членом правоцентристской Фиолетовой партии, чья фракция единственная в полном составе проголосовала против импичмента [Вискарры]. Это уже позитивный момент: президентом будет кто-то, кто не имеет отношения ни к произошедшему, ни к коррупции", — отметил в беседе с ТАСС преподаватель Дипломатической академии Перу, политолог Фарид Каххат.
Сагасти будет занимать высший государственный пост совсем недолго, чуть более полугода. Уже в апреле 2021 года в Перу должны пройти очередные президентские выборы, а в июле — состояться передача власти от нынешнего национального лидера к избранному. Баллотироваться на пост главы государства в апреле Сагасти ни при каких обстоятельствах не сможет, потому что в Перу запрещено переизбрание на второй срок подряд.
Иными словами, предвыборная кампания не будет отвлекать главу государства от таких вопросов, как необходимость остановить распространение пандемии и вернуть страну к экономическому росту.
Именно этого сейчас ждут от Сагасти практически все его сограждане. В том числе и те, кто протестовал в последние дни на улицах перуанских городов, а значит, и привел нового президента к власти, добившись отставки Мерино.
Продолжение "латиноамериканской весны"?
Многие наблюдатели привыкли рассматривать примеры политического противостояния в странах Латинской Америки через призму борьбы между правыми и левыми силами. Однако в случае политического кризиса в Перу эта дихотомия отошла даже не на второй, а на еще более далекий план. Несмотря на то что вызвавший недовольство Мерино придерживается более консервативных взглядов, чем пришедший ему на смену Сагасти, идеологическую подоплеку в нынешних манифестациях смогли разглядеть только ультраправые конспирологи.
И все же ситуацию в Перу сложно анализировать без учета волны протестов, прокатившихся в конце 2019 года по ряду соседних государств. Многотысячные акции в Эквадоре, Боливии и Чили были вызваны разными причинами, но выявили накопившееся в этих странах общественное недовольство, всплеск которого некоторые эксперты успели окрестить "латиноамериканской весной" (октябрь и ноябрь в южном полушарии являются весенними месяцами).
Год спустя последствия пандемии и экономический кризис привели к усилению протестных настроений и в Перу. "Сложно поверить, что экономический контекст, ситуация со здравоохранением и даже психологический, связанный с коронавирусом контекст не были факторами, которые усугубили недовольство. Перу стала одной из стран, наиболее пострадавших от первой волны пандемии, если брать число умерших на каждые сто тысяч жителей. Здесь были приняты одни из самых жестких карантинных ограничений и введен комендантский час. И правительство не выделило средств, которые позволили бы малообеспеченным людям оставаться дома", — отметил Каххат.
В свою очередь, преподаватель Папского католического университета Перу Оскар Видарте Аревало считает, что сложившаяся в южноамериканской стране ситуация имеет два измерения. "Ее можно анализировать с точки зрения того, что происходит непосредственно в Перу с ее национальными особенностями: слабыми государственными институтами, посредственным развитием демократии и наблюдающимся уже четыре года противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти. А можно рассматривать эту тему и в региональном контексте, главным образом в контексте происходящего в андских странах. Мы видим [в этих республиках] значительную нестабильность, ослабление государства из-за экономического кризиса, кризиса в области здравоохранения, а также критику в адрес власти со стороны населения", — заявил он в беседе с ТАСС.
"Перу, наверное, была единственной страной (андского региона — прим. ТАСС), которую в прошлом году не затянуло в этот водоворот. Мы немного задержались, но оказались там сейчас. Имеет место критика в адрес государственных институтов, очень глубокая критика в адрес как политической, так и экономической систем. Как и в Чили, например, в Перу начинает появляться запрос на принятие новой конституции", — пояснил эксперт.
В гонке пока лидирует футболист
Что касается перспектив исхода предстоящего через пять месяцев голосования по выборам президента, то в Перу, похоже, растет запрос на новые лица и несистемных политиков, не связанных с влиятельными традиционными партиями. Согласно последним опросам общественного мнения, в избирательной гонке лидирует довольно неожиданный кандидат. Это бывший футболист национальной сборной Джордж Форсайт, который также выступал за перуанский клуб "Альянс Лима" и итальянскую "Аталанту". По данным компании Ipsos, 38-летнего экс-вратаря в первом туре выборов готовы поддержать 19% соотечественников — почти втрое больше, чем любых других претендентов на высший пост.
В разгар нынешнего политического кризиса Форсайт был одним из тех, кто выступал с критикой в адрес парламента и называл импичмент Вискарры "замаскированным переворотом". При этом он призывал сограждан воздержаться от участия в уличных манифестациях из-за риска заразиться коронавирусом. Не исключено, что эта прагматичная позиция больно ударит по предвыборному рейтингу экс-футболиста — слишком многих перуанцев в эти дни объединило чувство гражданского самосознания и солидарности с протестующими. После первой негативной реакции Форсайту пришлось быстро скорректировать свое мнение и заявить, что в сложившейся ситуации люди имеют все основания, чтобы протестовать.