Дефицит на рынке автомобилей: с чем связан и когда кончится
Игорь Моржаретто — о том, как пандемия вызвала рекордный спрос на машины
Этой осенью на российский авторынок вернулось, казалось бы, давно забытое понятие — дефицит. Причем дилеры жалуются на недостаток машин практически всех категорий: от бюджетных седанов до премиальных лимузинов, от скромных коммерческих фургонов до тяжелых внедорожников. Что же такое случилось и стоит ли требовать от продавцов скидки в сезон традиционных предновогодних распродаж?
Цифры
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, как сообщили в Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в ноябре продолжили расти — пятый месяц (!) подряд. Ноябрь дилеры закончили с очень неплохим показателем — плюс 5,9%. Причины такого небывалого "пира во время чумы" лежат, что называется, на поверхности, и не надо быть пророком, чтобы прямо с ходу их перечислить. Во-первых, сказался отложенный спрос — он "выстрелил" после летнего снятия ограничений из-за коронавируса; во-вторых, рынку здорово помогли меры господдержки (с помощью программы льготного автокредитования россияне купили практически каждый четвертый автомобиль). В-третьих, спрос (и продажи) простимулировало начавшееся весной падение курса рубля.
Есть еще причины и не столь явные. Например, очень многие сограждане в этом году сэкономили значительные суммы на дорогом зарубежном отдыхе. Границы-то закрыты, а непотраченные деньги могут быстро обесцениться… Так почему же не превратить их в автомобиль? Свою весомую лепту в поддержание рынка внесло и правительство: именно в этом году государство закупило рекордное количество машин для нужд министерств и ведомств, истратив весь лимит 2021-го года. Плюс к тому социологи по всему миру отметили вот такую тенденцию — если в последние годы жители крупных городов, где хорошо развит общественный транспорт, доступны такси и каршеринг, все чаще отказывались от личного, то весной этого года своя машина снова стала приоритетным способом передвижения. Участники различных исследований называют личный транспорт самым безопасным с точки зрения возможности заразиться вирусом.
В прошедшем месяце закончились средства, выделенные правительством для льготного автокредитования, — программа уже не поддержит спрос в декабре, но в последний месяц года продажи традиционно активизируются в преддверии обновления прайс-листов. В АЕБ сохраняют прогноз в 1,5 млн проданных машин в 2020 году. В принципе, рынок мог бы и больше вырасти, но сказалась нехватка автомобилей…
Все дело в том, что в традиционные месяцы высокого спроса — с марта по июнь — автозаводы и предприятия по производству комплектующих по всему миру останавливались из-за карантина. Закрыты были и основные дилерские центры, заказывать новые машины было просто некому (и не для кого). В результате, когда покупатели вернулись в автосалоны, там выбрать-то было нечего. Дефицит продолжается по сей день.
"У поклонников марки Kia дольше всего ждать придется кроссоверы Seltos и Sorento. У BMW, Mercedes-Benz — практически все кроссоверы и внедорожники приедут только через два-три месяца. Вообще у всех "премиальщиков" (Lexus, Porsche, Land Rover, Audi и т.д.) ожидание по основным моделям — от 2 до 6 месяцев. В дефиците даже, казалось бы, доступные автомобили — Hyundai, VW, Mazda, Suzuki", — перечисляет глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.
В результате за 11 месяцев этого года продажи в целом сократились на 10,3% (до 1,3 млн машин). Но на фоне многих европейских стран мы в целом выглядим вполне себе благополучно. А если взять отдельные итоги ноября, так тут и вовсе все прекрасно. Продажи лидера рынка — марки Lada выросли сразу на 22%. И это без учета вернувшегося под крыло "АвтоВАЗа" внедорожника Niva. Рост и у других марок: Kia (+7%), Hyundai, Skoda, Renault, Volkswagen, УАЗ.
В ноябре, как и раньше, лучше всего в России покупали модель Lada Granta (цена 456 000 — 661 000 рублей): продажи выросли на 16%, до 14,5 тыс. штук. Второе место заняла Lada Vesta (от 693 000 до 1 005 000 тыс. рублей) — рост продаж на 35%! Третий результат у Kia Rio (825 000 — 1 180 000), далее кроссовер Hyundai Creta (1 027 000 — 1 527 000 рублей) и новый лифтбек Volkswagen Polo (822 000 — 1 239 000). Далее идут седаны Hyundai Solaris, Renault Logan, лифтбек Skoda Rapid нового поколения, внедорожники Lada 4x4 и Renault Duster.
Я не зря указал цены на самые популярные в нашей стране авто. Дело в том, что само понятие "бюджетный автомобиль" за последний год сильно изменилось. Даже цены на популярные модели Lada уже убежали за миллион рублей. А Минпромторг с завидным упорством продолжает считать, что в рамки "до 1,5 млн рублей" укладываются все необходимые россиянам модели, а все, что дороже 3 млн, уже непозволительная и неприличная роскошь.
По мониторингу аналитического агентства "Автостат", только в ноябре изменились цены на 24 из 49 представленных в сегменте легковых автомобилей на российском рынке марок. Lada подняла цены на свои модели примерно на 0,7–1,5%. Kia — на 0,7–2,5%, Renault — на 1,7–3%, УАЗ — на 0,9–1,6%. Не отстают и китайские производители: Geely подняла цены на свои модели на 0,6–2,3%, Chery — на 1,1–2% и Haval — на 3,5–4%. Наибольший рост продемонстрировали премиальные марки: BMW стали дороже на 0,4–9,2%, Audi прибавили от 0,4 до 4%.
Факты
Но говорить о тотальном дефиците всех марок и моделей я бы не стал. Да, складские запасы всех дилеров сократились примерно вдвое, но автозаводы и импортеры работают чуть ли не круглосуточно, чтобы выполнить заказы клиентов. Просто дефицит дополнительно подогревает интерес покупателей: они спешат приобрести интересующие модели, причем часто в любой комплектации, лишь бы машина была в наличии. Чем пользуются многие дилеры, стремясь компенсировать месяцы вынужденного простоя. Поэтому клиентам и предлагают, как правило, машины лишь в максимальной комплектации, со всеми возможными и невозможными опциями. Типа, хотите, берите, что предлагаем, в противном случае придется ждать нужную именно вам модификацию несколько месяцев, а она придет уже по совсем другим ценам.
Честно говоря, многим покупателям пришлось уже столкнуться и с откровенным шантажом, когда количество установленных дилером на автомобиль дополнительных опций (часто совершенно ненужных!) просто зашкаливало; к цене бюджетной машины они прибавляли до 20% стоимости! Это, как мне кажется, уже за пределом добра и зла; если бы мне предложили подобный вариант — бежал бы от такого дилера куда глаза глядят и еще бы на весь мир ославил. О чем эти люди думают? Ведь дефицит скоро кончится.
И один из главных вопросов: что ждет наш рынок в декабре? Во-первых, новость не слишком приятная: завершилась одна из главных государственных программ поддержки спроса на автомобили — льготное автокредитование. Средства по ней уже исчерпаны. Между тем аналитики рынка ожидают хорошие результаты продаж и в декабре. Хотя в этом месяце точно не будет никаких "тотальных распродаж", поскольку у многих брендов сохраняется дефицит многих моделей.
Единственная программа, которая позволит получить скидку при покупке, — это сдача старого автомобиля в трейд-ин. Есть еще несколько специальных программ у некоторых производителей, когда они предлагают кредиты под очень хорошие проценты через свои банки. Но распространяются такие "сладкие" программы, как правило, на не слишком популярные модели. В общем, тут каждый вправе решать для себя сам: совершить покупку в оставшиеся три недели декабря (когда выбор, честно говоря, совсем небольшой) или ждать, когда через два-три месяца приедет собранная специально для вас машина… но, возможно, совсем по другой цене.
Если же вы готовы немного подождать, то лучшее время для покупки нового авто — это конец зимы, когда ажиотаж (и дефицит) точно закончится, а у дилеров останутся автомобили 2020 года выпуска. Вот тогда можно рассчитывать даже и на скидки.
Вторые руки
Отдельный разговор — про ситуацию на вторичном рынке. В условиях роста цен и дефицита новых машин многие для себя приняли важное решение — попытаться найти достойный автомобиль с пробегом. И продажи подержанных машин растут быстрее всех прогнозов. Тоже пятый месяц подряд. Причем с начала этого года в России уже было продано порядка 5,1 млн машин с пробегом, что равно показателям за весь прошлый год. И это, судя по всему, еще не предел. Хотя рост цен на новые автомобили закономерно стимулирует подорожание машин с пробегом. Но многие клиенты опасаются, что девальвация рубля будет продолжаться, и пытаются найти на вторичном рынке относительно свежие модели.
Однако если раньше цены на вторичке росли с лагом в два-три месяца после рынка новых машин, то сейчас все происходит гораздо быстрее. И, что самое важное, хороших, свежих машин практически нет. Тут сказывается провал нашего рынка в 2015–2016 годах, когда продажи упали в два раза. Сейчас не хватает тех самых 4–5-летних машин. Так что хорошие авто, да еще по адекватным ценам, уходят моментально, за ними буквально идет охота.
"До конца этого года на вторичном рынке будет выбран практический весь спрос на машины с пробегом, поэтому к весне рынок ожидает застой, — уверен Сергей Целиков. — Ведь те, кто хотел купить машину, уже ее купили или сделают это до конца года. А по высоким ценам в новом году автомобили в таком количестве покупать уже не будут".
Но пока продавцы на вторичном рынке продолжают поднимать цены, хотя пик уже пройден, и скоро ситуация стабилизируется. Цены так задрали, что покупателю теперь уже нет особого смысла торопиться. Каждый ищет свой оптимальный вариант — по цене, возрасту и состоянию.
Кстати, для информации. Хотя на вторичке продают/покупают самые разные машины, в том числе и очень-очень дорогие, самые востребованные модели в этом году — это 10-летняя Lada Priora со средней ценой 210 тыс. рублей и 12-летний Ford Focus за 340 тыс. Вот так и живем.
Прогноз на 2021-й
Следующий год, по прогнозам аналитиков, тоже может стать очень сложным для автомобильной отрасли. Даже если в начале года получится наладить масштабную вакцинацию по всему миру и победить эпидемию. Вряд ли на фоне проблем в экономике доходы населения сразу начнут расти, и люди дружными рядами отправятся в автосалоны за новыми автомобилями. По традиции в январе цены на новые машины вырастут на 2–3% из-за роста себестоимости автомобилей, появления новых моделей.
Какие еще факторы помимо нестабильности курса рубля будут причинами для подорожания, станет ясно уже в ближайшее время. Нет пока проверенной информации о повышении утилизационного сбора. Но если Минпромторг осуществит свои "зловещие" планы увеличить его еще на 25–30%, это может привести к росту цен до 5%, в первую очередь — на импортируемые в нашу страну модели. И так за 2020 год автомобили уже изрядно подорожали: на 7% (в среднем) — новые, на 15% — подержанные, но это далеко еще не предел. Вспомните, если в начале 2020 года курс доллара был чуть выше 60 рублей, то сегодня — около 74 рублей. Разница составляет порядка 25%, и в стоимости автомобилей производителям еще предстоит ее компенсировать. А ведь еще есть и инфляция, которую никто не отменял. Так что в 2021 году все цены (в том числе и на машины) продолжат рост. И в следующем году с учетом удовлетворения отложенного спроса и существенного сокращения доходов населения есть серьезные опасения, что рынок сожмется. Во всяком случае, в первом полугодии.
Пока же консолидированный прогноз на 2020 год выглядит примерно так. В России будет продано 1,4–1,5 млн новых автомобилей (падение — на 7–10%). Это, честно говоря, хороший результат; помнится, прогноз, который давали аналитики в мае, был похож на катастрофу: падение на 50 и более процентов. Что же касается 2021 года, то, по расчетам агентства "Автостат", объем рынка новых легковых автомобилей может составить от 1 млн 250 тыс. до 1 млн 520 тыс. единиц, что будет соответствовать либо падению на 12% (пессимистический сценарий), либо росту на 5% (оптимистический). Но самый реальный — базовый сценарий, когда объем рынка составит примерно 1 млн 350 тыс. машин, или на 5–6% ниже, чем в 2020 году. Но это произойдет, если удастся во всем мире победить коронавирус, не будет новых санкций, а экономика оживет. Тогда можно предположить, что окончательно рынок и отрасль восстановятся к 2022 году. Очень хотелось бы верить в такой сценарий.