15 апреля 2021, 09:48
Мнение

О трагедии с размахом: "Чернобыль" Данилы Козловского

О том, как один из самых популярных артистов российского кино перевел советскую техногенную катастрофу на язык Голливуда

Так вышло, что про аварию на Чернобыльской АЭС, самую крупную в истории человечества, в последние несколько лет было снято сразу несколько проектов: 5 мая 2019 года вышел мини-сериал Крейга Мэйзина "Чернобыль" для BBC, а 18 мая продюсер Александр Роднянский и режиссер Данила Козловский начали снимать полнометражный фильм на ту же тему.

Сериал произвел небольшую революцию в мире ТВ — до проекта Мэйзина никто не думал, что за рубежом могут снять про Советский Союз без развесистой "клюквы". "Чернобыль" подробно разбирал причины катастрофы и работу по устранению последствий аварии, рассказывая про непосредственных участников тех событий и их судьбу — от академика Валерия Легасова и Бориса Щербины, руководивших процессом, до обычных пожарных и ликвидаторов. Впервые художественный проект такого масштаба привлек внимание всего мира и самих россиян к страшной трагедии, о которой многие забыли слишком быстро. Конечно, несмотря на то что это все-таки художественный, а не документальный проект, "Чернобыль" подвергся тщательному анализу со стороны зрителей и экспертов. Наверно, чтобы себя от этого обезопасить, Козловский в самом начале  напоминает, что фильм, хоть и был вдохновлен реальными событиями, все-таки является художественным вымыслом.

Действительно, авария в картине не играет главную роль, она ощущается скорее как стихия, которая накрывает маленького человека с головой и заставляет бороться с тем, что гораздо больше его самого. Наподобие "Титаника". Любовная линия в "Чернобыле", как и в блокбастере Джеймса Кэмерона, тоже доминирует, правда, не вызывает никаких романтических чувств

Главный герой картины — пожарный на атомной станции в Припяти Алексей Карпушин в исполнении самого Козловского. Он красивый, молодой, уверенный в себе, в импортных джинсах и красных "Жигулях", в общем, настоящий хозяин жизни. Он встречает свою старую любовь Олю (Оксана Акиньшина), а еще узнает, что у него есть десятилетний сын. Алексей решает уволиться, взять с собой Олю с сыном и переехать в Киев, но в первый же день после увольнения происходит взрыв на АЭС, кардинально меняющий все планы экс-пожарного.

С самого начала Козловский рисует портрет не то чтобы антигероя, но не героя точно, во всех смыслах этого слова. С Олей он ведет себя подчеркнуто агрессивно, преследуя ее на машине, практически шантажом заставляя пойти с ним на свидание, настойчиво напрашиваясь в квартиру и игнорируя даже самое твердое "нет". Все вышеперечисленное — тот тип романтического жеста, который сейчас расценивается как абьюз и им, собственно, является. При взгляде на это больше всего хочется, чтобы Оля сбежала от Алексея куда-нибудь подальше и никогда не оглядывалась. В профессиональной жизни он тоже не готов рвать рубашку на груди, чтобы исполнить свой долг. Ему гораздо интереснее быть спекулянтом, продавая подержанную зарубежную технику и духи, чем ходить по коридорам атомной станции и устранять неполадки.

Авария служит для него хорошей оплеухой, чтобы пересмотреть свои ценности и стать другим человеком. Режиссера интересует арка персонажа — из эгоиста он превращается в долгожданного героя. Козловский не просто так подчеркивает, что все происходящее — художественный вымысел. Одним из самых запоминающихся эпизодов устранения последствий аварии стал подвиг трех водолазов, которые спустились в затопленный реактор и собственноручно спустили воду из резервуара, чтобы ее не коснулся расплавленный радиоактивный материал. Если бы это все-таки случилось, произошел бы массивный паровой взрыв, который достиг бы России и Европы. Этот эпизод любят приукрашивать — так поступили в сериале "Чернобыль", так же поступил и Козловский со сценаристами Алексеем Казаковым и Еленой Ивановой. Вокруг этой вылазки строится все основное действие фильма. Ее даже зачем-то разделяют на две части.

В первый раз Алексей предсказуемо не хочет участвовать в этой смертельной авантюре, но потом все-таки соглашается из-за причин личного характера, позабыв на какое-то время о себе. Здесь налицо эволюция героя по всем законам драматургии — из эгоиста в смельчака, затем нам решают показать эту эволюция еще раз, на бис. Еще одна путаница возникает из-за выбора места кульминации — в мутной воде и в ограниченном пространстве сложно что-то различить, а отсутствие у героев возможности говорить и вовсе лишает сцену выразительности. Банально сложно понять, что происходит на экране. Кажется, что в первый раз Алексей руководствовался любовью к отдельным людям, а во второй — к родине. Однако в целом сложная тема о долге и патриотизме лишь проскальзывает в фильме.

Козловский, явно целясь на широкое, зрительское, громкое кино, не стесняется перебарщивать с пафосом, которому позавидовал бы даже Майкл Бэй. Если бы для измерения уровня мелодрамы существовал дозиметр, его показатели зашкаливали бы

Например, Акиньшина, прямо как Евгений Цыганов, способна выразить широкий диапазон эмоций, практически не меняя выражение лица, и ее грусть/любовь/злость можно было показать и без криков под пронзительные скрипки. Вообще саундтрек в целом получился слишком назойливым — уж больно нам хотят подсказать, какие эмоции и когда надо испытывать. Также совершенно в духе крупнобюджетных боевиков фильм забывает о правдоподобности: Леша в воде не тонет, в огне не горит и, кажется, состоит из свинца, потому что радиация его тоже не берет.

И даже не хочется этим возмутиться — таковы законы жанра. Гораздо лучше Козловскому удаются экшен-сцены, где от саспенса и ужаса перед не таким уж мирным атомом сжимает грудную клетку. Особенно в первой сцене тушения пожара, где все происходящее снимается на ручную камеру: шок, непонимание, неразбериха концентрируются в отравленном радиацией воздухе. Молодой оператор Ксения Середа ("Кислота", "Дылда") выжимает из кадра все до последней эмоции.

Александр Роднянский, который сам был ликвидатором и на протяжении долгих лет изучал обстоятельства аварии, и молодой режиссер решили не вдаваться в детали, скрупулезно выясняя, кто виноват и что делать, рисуя трагедию более широкими, голливудскими мазками. Так любят снимать блокбастеры в Голливуде: с большими эмоциями и взрывами на весь экран и с максимально простым посылом, чтобы всем было понятно и за душу брало. И в этом плане "Чернобыль" обеспечил себе своего рода иммунитет — он именно то, чем хочет быть, и создатели не скрывают этого с самых первых кадров. Но вопрос о том, стоит ли делать фоном этой голливудской истории такую непростую и все еще кровоточащую тему, как авария на Чернобыльской АЭС, остается открытым.