6 АВГ, 09:00

Кровавое месиво с семейными ценностями: "Отряд самоубийц" Джеймса Ганна уходит в отрыв

ХОДОВА Тамара
Кинокритик

Тамара Ходова — об авторе "Стражей галактики", который реанимировал не только свою карьеру, но и крайне неудачный фильм Warner Bros.

Пять лет назад отвязный комикс про команду антигероев стал эпицентром классической голливудской производственной драмы: из-за конфликта режиссера Дэвида Эйра со студией картина на этапе постпродакшена превратилась в совсем не то, что планировалось изначально. Эйр до сих пор не может примириться с этой трагедией и перед выходом новой части "Отряда самоубийц", а, откровеннее говоря, перезапуском, он еще раз обвинил Warner Bros. в том, что студия уничтожила его фильм. Скорее всего, так и было, но мы можем говорить только о том, что мы видели. 

А видели мы, казалось бы, невозможное: потенциально безбашенная и веселая история превратилась в занудную мелодраму без возможности зацепиться хоть за что-либо — обаятельных героев, увлекательный экшен или мало-мальски оригинальную идею. Все это в фильме Эйра отсутствовало. И перед Джеймсом Ганном, которого приютили Warner Bros. после трусливого увольнения режиссера Disney, стояла такая же невозможная задача — превратить этот производственный кошмар во что-то удобоваримое. И Ганн не просто справился с этим неприятным заданием, а еще раз доказал, что он — один из самых талантливых мейнстримных режиссеров современности, способный вдохнуть жизнь в полумертвый и залакированный жанр комикса. 

Warner Bros. в целом не скрывают, что новый фильм — именно перезапуск, а не продолжение. В оригинальном названии обошлись без всяких "миссий навылет", просто — "Отряд самоубийц". Картина 2016 года нужна только для того, чтобы быстрее сориентироваться в предыстории жуткой сотрудницы ФБР Аманды Уоллер в хладнокровном исполнении Виолы Дэвис, которая отвечает за секретный отряд X, состоящий из самых странных и жестоких преступников тюрьмы "Белль Рив". В народе его величают просто "отряд самоубийц", потому что оттуда мало кто возвращается живым. На этот раз на миссию отправляются киллер Бладспорт (Идрис Эльба), Миротворец в дурацком шлеме (Джон Сина), Крысолов номер два (Даниэла Мелшиор), король Акула в озвучке Сильвестра Сталлоне, которого мы никогда не услышим в русском дубляже, депрессивный Человек-горошек (Давид Дастмалчян) и уже знакомые нам полковник Рик Флаг (Юэль Киннаман) и Харли Квинн (как всегда блистательная Марго Робби). (Анти)героев высаживают у берегов выдуманного островного государства Корто Мальтезе, чтобы уничтожить их секретное оружие, добытое из открытого космоса 30 лет назад.

В фильме такое большое число персонажей, что сразу возникает вопрос, как же Ганн сможет их всех представить? Ответ — никак. Вместо занудной и, на удивление, абсолютно неэффективной интродукции в картине Эйра Ганн просто сразу бросает героев в пекло и разбирается с их эмоциональным багажом по ходу фильма. У каждого (ну почти) будет момент, чтобы рассказать о себе: у любителя человечины Акулы никогда не было друзей, Человек-горошек ненавидит свою маму и видит ее повсюду, а Бладспорт ненавидит отца и переживает за преступницу-дочь, о которой ему напоминает Крысолов-2. У нее, кстати, тоже были проблемы с папой, но тот ее всегда любил. В общем, Ганн, кажется, делает то же самое, что и в "Стражах галактики", — создает дружную семью из совершенно неподходящего для этого материала. Только отличие состоит в том, что "Стражи галактики" — это семейное кино, а "Отряд самоубийц" — безумный, кровавый, циничный манифест, транслирующий семейные ценности, — при этом совсем не традиционного порядка. 

Философия Ганна прекрасна тем, что она целиком отрицает так называемую нормальность и говорит о том, что самые странные, безумные, непонятные персонажи имеют право на жизнь, любовь и признание. Понятие нормы превращается в главного оппонента, и благодаря этому в "Отряде самоубийц" все наконец-то встает на свои места

Главное зло в этой системе ценностей — не кровожадная Акула и даже не гигантская морская звезда с другой планеты (хотя включить в кульминацию фильма розового монстра, больше похожего на китайскую игрушку для детей, — отдельная находка и средний палец в сторону студийных фильмов), а маленькая черная женщина в аккуратном костюмчике, больше похожая на учительницу младших классов. Персонаж Виолы Дэвис, самый неприятный и в первой части, становится олицетворением всей Америки, скрывающей империалистические амбиции и полное безразличие к человеческой жизни под прикрытием борьбы за демократию. Ее ценности идеально определяется словами Миртоворца: "Я ценю мир всем своим сердцем, и я выкошу всех стариков, женщин и детей, чтобы его достигнуть".

Такое циничное нигилистическое отношение к человеческой жизни инфицирует весь фильм. "Отряд самоубийц" — настоящее кровавое месиво, благодаря которому единственный фильм Marvel со взрослым рейтингом R (российский эквивалент 18+) "Дэдпул" выглядит как детские игры в песочнице. В картине царит полный хаос: плохие становятся хорошими, хорошие — плохими, а в целом нет ни плохих, ни хороших, и каждому может разорвать мозги в любую секунду. Ганн выводит нишевой сплэттер (поджанр фильмов ужасов, который сосредотачивается на графическом насилии и различного рода увечьях) к широкой аудитории. От этого еще смешнее выглядит возмущение достопочтенной публики фильмами Ларса фон Триера или даже недавней победительницы Каннского фестиваля Джулии Дюкорно, которые смотрит узкая прослойка любителей артхауса. Ганн же выводит этот маргинальный жанр на уровень многомиллионной голливудской франшизы. С одной стороны, этот прием объясняется внутренней логикой фильма, с другой — ведет к окончательной нормализации насилия, когда зрителей поощряют смеяться над оторванными конечностями и разбрызганными мозгами. Конечно, в этом во всем читается ирония, но все ли ее считают?

В любом случае чувствуется, что команда фильма знатно оторвалась и повеселилась, при этом не забывая устранять проблемные моменты, оставленные ей в наследство предыдущей картиной и всей нашей современной культурой в целом. Один из примеров — Харли Квинн, которая была "девочкой в коротких шортиках", а в итоге получила свою отдельную сюжетную линию, где поставила на этой репутации окончательный, очень жирный крест. "Отряд самоубийц: миссия навылет" — идеальный кейс для студийных боссов, который показывает, что необязательно заниматься микроменеджментом и срезать все острые углы. Можно наконец-то перестать душить креативность, расслабиться и получать удовольствие. Хочется верить, что так будет и впредь, но это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru