24 августа 2021, 13:05
Мнение

Кукла в рюкзаке или смена формы обучения: что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Ирина Знаменская предлагает протестировать ваше чадо по пяти гипотезам, чтобы понять его настрой к новому учебному году

Неделя до начала школьного года. Как и в любом другом переходном моменте, тревога возрастает у всех участников событий: детей, родителей, учителей. И если взрослые, как правило, могут справиться с этими эмоциями, то детей порой накрывает так, что без посторонней помощи обойтись трудно. Что делать, если ребенок категорически не хочет идти в школу?

В первую очередь — оставаться на его стороне и попробовать разобраться, в чем причина страха/тревоги/печали/отсутствия мотивации. Для этого важно отделить свое ментальное состояние от состояния ребенка: я разберусь со своей тревогой сама, без участия ребенка, а сейчас в фокусе моего внимания — только мысли и чувства ребенка. В чем причина его негативных эмоций?

Гипотеза 1. Ребенок может быть физически не готов к классическому школьному обучению.

Начинать всегда следует с проверки объективных показателей и фактов. Нервная система у людей устроена по-разному, и у каждого есть сильные стороны и те, с которыми возникают трудности. Их диагностирует нейропсихолог или детский психиатр.

Не все люди (и дети, и взрослые) могут выдерживать 45-минутное сидение за партой в коллективе, рутинную работу и следование образцу, а школьное образование базируется на этих принципах. Если вы видите, что ребенок быстро истощается (причины могут быть как физические, так и социальные), просыпается и засыпает с трудом, у него изменился аппетит, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом и, возможно, выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

В России существует несколько разрешенных форм обучения (очная, заочная, семейная), и это большое преимущество, ведь можно создать для ребенка условия, лучше всего раскрывающие именно его таланты. Однако организация альтернативного образования для чада требует вложения большого количества родительского ресурса (и времени, и финансов). Следует узнать, возможно, в вашем районе есть частные школы или родительские объединения, которые уже решают похожие вопросы.

В конце концов, всегда можно взять передышку на год-два или пойти в первый класс позже, чем планировали: в этом вопросе важна гибкость и чуткость к потребностям ребенка. Потом, если будет потребность, есть возможность наверстать упущенное, например, пройдя экстерном два года в старшей школе, и это лучше, чем "ломать" мотивацию и нервную систему с самого начала, подвергая неокрепший организм хроническому стрессу.

Часто встречающийся аргумент о необходимости посещать школу — социализация. Но не всем детям удается социализироваться в ригидной системе, тем более что мало где такая система воспроизводится. Поэтому для социализации куда важнее могут стать места, где ребенок чувствует себя комфортно и уверенно: во дворе, в спортивной секции, творческом кружке или студии, в лагере.

Гипотеза 2. В прошлом году в школе что-то произошло, и ребенок боится рассказывать об этом.

События могут быть разные: от курьезных (перепутал двери кабинетов) до "стыдных" (описался); от безобидных (сел на жвачку) до опасных (драка или травля). Родителям важно с пониманием относиться к любой правде, если мы хотим быть в курсе. Зачастую то, что для ребенка видится как катастрофа, взрослому легко исправить.

Так, можно посмотреть на ситуацию с другой стороны, "переписать" воспоминания и оценить ситуацию иначе, вернув ребенку достоинство или показав возможность компенсировать ошибки. Если же ситуация действительно угрожает жизни и здоровью (а травля именно такова, причем не только для жертв и агрессоров, но и для свидетелей происходящего), то взрослым важно действовать сообща, налаживать взаимоотношения с администрацией школы и между родителями, если это возможно. В противном случае стоит подумать о смене учебного заведения.

Гипотеза 3. Ребенок демонстрирует не свою тревогу, а чью-то из семьи.

Например, бабушка волнуется, потому что, по ее воспоминаниям, в ее детстве школа была неким филиалом ада на земле, она не желает внуку такого же зла, но на рациональном уровне не осознает этого. Дети чувствительнее взрослых в том, что касается чужих эмоций, поэтому может быть важно поговорить всем членам семьи о том, что для них значит школа, какие есть убеждения относительно образования.

Обратная ситуация: у родителей был положительный школьный опыт, и им трудно понять, какие могут быть страхи у ребенка, "ведь в нашем детстве все было весело и круто!". Тем важнее отделить один опыт от другого, увидеть факты, а не представления о том, как должно быть.

Гипотеза 4. Ребенок высокочувствительный, и ему трудно справляться с эмоциями.

У людей с рождения есть способы саморегуляции, но все детство мы учимся новым способам у родителей. Психологи используют термин "ко-регуляция" (совместная регуляция): близкий взрослый замечает сигналы (плач, жесты, движения тела), интерпретирует их (пора спать, кушать, менять подгузник), действует вовремя и адекватно ситуации, удовлетворяя потребности малыша. Когда появляется речь, ребенок может обозначить словами то, что его беспокоит.

Не всегда удается распознать именно эмоции — они нужны для быстрой и грубой оценки реальности, и она может быть неверной. Задача состоит в том, чтобы научиться распутывать цепочку, которую запускает эмоция, и выбирать действия осознанно. Например, отвращение нужно, чтобы держаться подальше от подозрительных предметов и еды, ведь они могут навредить. Вдруг оно возникает при виде каши, которую приготовил любимый дед. Вслед за первой эмоцией приходит вторая, социальная — вина, ведь дедушка так старался! Также может последовать гнев из-за того, что испытываешь эту вину. Или страх, что за отказ есть будешь наказан. Это моментальное переключение даже взрослым трудно порой отследить. В семье ребенок адаптируется к определенным сигналам и, скорее всего, уже знает, безопасно ли обратиться к дедушке и попросить убрать пенки, или надо терпеть и молча есть нежелаемую кашу, а, может, следует позвать на помощь кого-то из родственников.

Эмоциональная система ребенка "настроена" на близких, а в школе появляются новые значимые люди с другой системой координат. Растерянность и неопределенность — не самые приятные переживания, поэтому следует учиться распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Для начала достаточно будет просто их назвать (начиная с базовых: страх, отвращение, любопытство, гнев, печаль, радость; затем можно добавить социальные — стыд, вина, зависть) и понять, как и в каких ситуациях они появлялись, какие функции выполняли. Дальше оценить реальную интенсивность эмоции в той или иной ситуации от 0 до 10, а также желаемую. Например: перед публичным выступлением испытывать страх — абсолютно нормально, он может быть на 4–5 баллов. А страх на 9 баллов парализует и не дает нормально выступить. Таким образом, эмоция адекватна ситуации, а ее интенсивность — нет.

Гипотеза 5. Ребенок привык к безусловной поддержке и вниманию.

В школе много детей, и значимые взрослые не всегда оказываются рядом. Можно обратиться к народным сказкам, например: у осиротевших девочек были куколки-помощницы от мамы. Эту мудрость вполне можно применить для ребенка (в психологии используют термин "переходный объект") — это может быть игрушка, амулет или какой-нибудь другой небольшой предмет, который поможет чаду ощущать вашу поддержку вдали от дома. Так, в стрессовых для него ситуациях в школе можно будет достать этот переходный объект и сосредоточиться на нем, вспомнить все добрые слова, которые говорили дома, "отогреться" — это дает силы двигаться дальше и справляться с вызовами, которые ребенок учится преодолевать в одиночку.

Эти гипотезы, конечно, не являются исчерпывающими. Каждая ситуация индивидуальна, но, пожалуй, ключевыми пунктами все равно будут: проверка фактов; эмоциональная поддержка; поиск альтернатив, если школьный опыт для ребенка пока невыносим.