16 сентября 2021, 08:32
Мнение

Вместе выгоднее и легче: какие проекты бизнес и государство запускают в Арктике

Александр Долгов — о решении проблемы нехватки инфраструктуры в удаленном регионе

Перед Арктическим регионом уже долго и остро стоит проблема нехватки инфраструктуры. Для исправления ситуации в последнее время здесь запускается значительное количество проектов, направленных на решение этой задачи. При этом активно применяются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП): концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, а также формы квази-ГЧП (аренда с инвестиционными обязательствами, специальный инвестиционный контракт и т.д.). Проекты касаются различных сфер: ЖКХ, энергетика, транспорт, образование и мн. др.

Сейчас чаще всего государство и бизнес взаимодействуют в рамках концессии (концессионного соглашения). Бизнес (частное лицо, или концессионер) создает или реконструирует объект, а затем сам же и использует, как правило, оказывая определенные услуги потребителям. Например, компания может построить дорогу, а затем взимать плату за проезд. Вторая сторона (публичный партнер, или концедент) может при необходимости помогать концессионеру. Например, она может взять на себя часть затрат на создание объекта. После того как действие соглашения заканчивается, объект, как правило, возвращается публичному партнеру. Это может быть Российская Федерация, субъект или муниципальное образование. При этом действующее законодательство допускает и другие модели того, как могут регулироваться отношения сторон.

Например, Минвостокразвития в 2021 году запустило для Дальнего Востока и Арктики новый механизм поддержки проектов — "Дальневосточная и арктическая концессия". Он позволяет бизнесу полностью компенсировать затраты на создание объекта. Чтобы получить помощь, проекты проходят отбор по специальным критериям, в том числе это соотношение бюджетных расходов к частным. По отобранным проектам государство обязуется компенсировать расходы на создание объекта в срок до 20 лет. Важно отметить, что возможность компенсации концедентом всех затрат на создание объекта до сих пор являлась одним из спорных моментов, в частности, ФАС придерживалась позиции, что при полной компенсации за счет государственных средств вместо заключения концессионного соглашения должна проводиться госзакупка. Кроме того, запуску новых проектов поспособствуют инфраструктурные бюджетные кредиты.

От слов к делу

Одной из ключевых сфер для развития любой территории остается ЖКХ. В современном мире люди не могут вести достойную жизнь без постоянного доступа к горячей и холодной воде, электричеству, а также без качественного сбора, переработки и утилизации мусора. И для Арктической зоны это особенно актуально. При этом бюджет и возможность внедрения современных технологий у властей часто ограничены.

Один из знаковых арктических проектов ГЧП в сфере ЖКХ — это реконструкция системы холодного водоснабжения и водоотведения Архангельска, реализуемая на основе концессионного соглашения. Оно было заключено в 2018 году и рассчитано на 49 лет. Объем инвестиций в проект составляет более 12 млрд рублей. Город Архангельск (концедент) передал компании ООО "РВК-центр" (концессионер) объект для реконструкции, после которой последняя будет оказывать услуги водоснабжения потребителям. Архангельская область, ставшая третьей стороной соглашения, устанавливает тарифы, по которым эта услуга предоставляется.

Примеры успешных проектов есть и в других направлениях сферы ЖКХ. А учитывая интерес как частных инвесторов, так и представителей власти, стоит ожидать, что в будущем их станет еще больше.

Реализуются также важные проекты в сфере энергетики. Например, в 2018 году было заключено концессионное соглашение для строительства дизельных электростанций и электрической сети в селах Мужи и Шурышкары Ямало-Ненецкого автономного округа. Оно действует до конца 2032 года и предполагает объем инвестиций порядка 500 млн рублей.

В плане перспектив развития энергетики в Арктике стоит также обратить внимание на возобновляемые источники — ветер, солнечная энергия, энергия растительной биомассы, морских волн и приливов. Здесь привлечение частных инвесторов поможет эффективнее внедрять современные технологии. Кроме того, если обеспечить дешевую транспортировку энергии, Артика сможет не только удовлетворять собственные нужды, но и стать значимым поставщиком для других регионов.

Безусловно, важнейшим направлением развития Арктики является транспорт. Удаленность населенных пунктов влечет дополнительные издержки при перевозке оборудования и материалов для предприятий, а также затрудняет перемещение самих людей. При развитии транспорта речь идет не только об автомобильных дорогах, но и о ж/д, воздушном, а также водном сообщении. Кроме того, популяризация Северного морского пути и развитие инфраструктуры поможет привлечь иностранных пользователей, которым нужна альтернатива Суэцкому каналу.

Один из интересных транспортных проектов — участок автомобильной дороги Коротчаево — Красноселькуп с мостом через реку Пур. Протяженность моста — 1 км, а длина всего участка дороги — более 2,6 км. Соглашение подписано в 2018 году и рассчитано на 15 лет. Объем инвестиций в проект — более 9 млрд рублей. А благодаря грамотному структурированию проекта и последующему высокому спросу на дорогу Ямало-Ненецкий автономный округ как концедент также получает прибыль.

Конечно, для повышения качества жизни нужны и проекты в сфере образования. Государственно-частное партнерство здесь набирает популярность. Такие проекты, как "Школа 800" в Нижнем Новгороде, позволяют убедиться, что взаимодействие государственной и частной сторон может ускорить переход к мировым стандартам образования. Так, частные инвесторы, как правило, эффективнее могут устанавливать современное оборудование, а также использовать новые методики обучения и организации учебного пространства. Конечно, при реализации образовательных проектов в Арктике стоит иметь в виду в основном школьное и дошкольное образование. Поскольку создавать крупный научный центр в настолько удаленном районе нецелесообразно.

Примером такого образовательного проекта может служить создание детских садов в Салехарде. В таких проектах объем финансирования, как правило, небольшой. Например, на строительство детского сада №2 ушло чуть более 780 млн рублей. По условиям соглашения частный партнер построил объект и теперь осуществляет его техническое обслуживание.

Закономерно развитие образования поможет повысить квалификацию местных работников. А это позволит им в дальнейшем способствовать развитию Арктики в разных секторах экономики.

Очевидно, что Арктическая зона обладает огромным туристическим потенциалом. Но нужно, чтобы люди могли доехать и качественно провести время не только на природе, но и в населенных пунктах. Во-первых, важно, чтобы местные жители могли комфортно отдохнуть непосредственно там, где живут. Во-вторых, многие туристы будут так или иначе посещать крупные города и поселки Арктики как минимум для пересадки. И важно, чтобы у них была качественная инфраструктура для отдыха, в том числе длительного. Это позволит им пользоваться услугами местных предпринимателей и тем самым вкладываться в экономику региона.

Поэтому государственно-частное партнерство также может применяться для улучшения городской среды и развития туристической инфраструктуры. Например, в рамках проекта "Новый Мурманск" планируется создать культурно-деловой центр на территории недействующего судоремонтного завода. Он будет включать в себя музей Арктики, крытый тематический парк-мост и т.п. Ожидается, что концессионное соглашение заключат в 2022 году, а сам объект сдадут в эксплуатацию в 2025 году. Общий объем инвестиций должен составить более 16 млрд рублей. "Новый Мурманск" должен стать точкой притяжения местных жителей, а также привлечь российских и иностранных туристов.

Так что можно уверенно сказать, что государственно-частное партнерство является очень востребованным инструментом при реализации инфраструктурных проектов в Арктике.