Глобальная налоговая революция: что ждет IT-гигантов
Михаил Ханов — о том, как международное соглашение о налогообложении "приземлит" цифровые платформы
Едва ли кто-то всерьез возьмется спорить с тем, что текущая пандемия COVID-19 нанесла мощнейший удар по международной торговле и по глобальной логистике. Мы стали свидетелями того, что физические поставки товаров через границы государств на некоторое время попросту остановились. В какой-то момент на земле остро не хватало стоянок для грузовых и пассажирских самолетов, которые большую часть своего жизненного цикла находятся в состоянии полета. Негативные последствия этих событий наблюдаются до сих пор в форме назревающего энергетического кризиса и острой нехватки электронных компонентов для сборки автомобилей и иных потребительских товаров.
Сложившаяся за несколько десятилетий система международного разделения труда дала серьезный сбой. Сейчас можно констатировать, что вполне объективный процесс глобализации мировой экономики в сегменте материального производства если и не поставлен на паузу, то серьезно замедлился.
Доткомам на пользу
Одновременно с этим новые реалии породили феномен по-настоящему глобальных бизнесов и сервисов, которые лишь выиграли от большого количества физических ограничений, связанных с пандемией коронавируса и со всеми прочими попутными проблемами реального сектора. Речь идет о таких высокотехнологичных IT-гигантах, как Amazon (AMZN), Alphabet (GOOG), Alibaba (BABA), Apple (AAPL), Facebook (FB), Microsoft (MSFT), Tencent (TME) и многих других.
В данном случае мы имеем дело с некой новой формой по-настоящему транснациональных предприятий, способных вести бизнес практически по всему миру, в том числе и без физического присутствия в конкретных странах. Они уже давно сумели безнадежно потеснить по размеру рыночной капитализации такие крупные и "заслуженные" бизнесы, как The Procter & Gamble Company (PG), Toyota Motor Corporation (TM), Exxon Mobil Corporation (XOM), NIKE, Inc. (NKE), The Coca-Cola Company (KO). Для этого нового класса компаний даже появилось собственное наименование: доминирующие цифровые платформы. Их можно назвать настоящими доткомами (компании, чьи бизнес-модели полностью основываются на работе в интернете). Рухнувшие в свое время надежды на их появление все же реализовались, но намного позднее и в несколько иной форме.
Так или иначе, но влияние доминирующих цифровых платформ настолько возросло, что начинает угрожать стабильности политического строя отдельных стран. Чего стоит хотя бы пресловутая роль социальных сетей на президентских выборах в США 2020 года. Это значит, что с точки зрения государств цифровые платформы должны быть поставлены под строгий контроль. Пока что многочисленные правила и ограничения в части их деятельности принимаются на уровне национальных законодательств.
Уровнять под один налог
Но в финансовом плане эта тенденция уже приняла международный (читай — наднациональный) характер. Уже с 2023 года ожидается вступление в силу глобального соглашения по налогообложению транснациональных корпораций. Необходимость такого шага оправдывается тем фактом, что физические границы государств фактически не имеют значения при функционировании цифровых платформ.
Надо признать, что для введения глобальной схемы налогообложения IT-гигантов имеются весьма веские основания. С формальной точки зрения цифровые платформы не скрываются в офшорах и юрисдикциях с низким уровнем налогообложения. Они скорее органично присутствуют на их территории, так же как и на территории любого иного государства.
В реальности же североамериканские цифровые корпорации уже в течение десятилетий придерживают полученную за рубежом прибыль на счетах иностранных филиалов. В данном случае игра стоит свеч. Например, в СМИ приводились данные о том, что компания Apple сумела добиться эффективной ставки налога на прибыль на территории Ирландии всего лишь в 1,9% против действующей в США ставки налогообложения в размере 35%.
В 2020 году налоговая служба США обвинила компанию Facebook в том, что она недоплатила $9 млрд налогов за счет схемы с применением холдинговых компаний в Ирландии. История закончилась их закрытием и выводом из указанной страны в США миллиардов евро доходов. Эти события стали катализатором для ускорения процесса урегулирования этой проблемы в мировом масштабе.
Вполне очевидно, что введение глобальной системы налогообложения цифровых компаний отвечает интересами США. Так сложилось, что родоначальниками и представителями указанной отрасли в основном выступают североамериканские компании. В случае анонсированного выравнивания условий глобальной игры у них пропадет стимул к регистрации подразделений за пределами Соединенных Штатов и к уплате налогов в иных юрисдикциях.
Кроме того, становится понятно, что под новую схему глобального налогообложения могут подпасть не только представители IT-индустрии, но и транснациональные компании традиционного типа, функционирующие в сфере реализации физических товаров и оказания материальных услуг.
Соответствующие межгосударственные соглашения должны быть подписаны до конца следующего года. Указанную инициативу уже поддерживают более 130 стран, или более двух третей всех признанных ООН государств. Это значит, что она, скорее всего, уже не получит обратного хода и будет реализована в срок.
Детали соглашения
Министры финансов и управляющие центральными банками "Большой двадцатки" в середине октября 2021 года одобрили детализированный план реформирования правил налогообложения международных групп компаний (МГК).
Обратим внимание на то, что указанная формулировка не выделяет класс цифровых платформ в качестве эксклюзивного объекта налогообложения. Параметры предстоящей глобальной налоговой реформы описаны в двух унифицированных концепциях, получивших название Pillar 1 и Pillar 2.
Pillar 1 предполагает, что часть прибыли крупнейших МГК будет перераспределяться в пользу стран сбыта вне зависимости от факта их физического присутствия на территории конкретной страны. Это вполне логично в отношении интернет-сервисов. Например, пользователи популярного онлайн-кинотеатра могут располагаться в нескольких десятках стран мира. Это значит, что предоставляющая сервис компания будет получать большую часть прибыли за пределами страны регистрации бизнеса и физического расположения ее инфраструктуры.
Вместе с тем положения Pillar 1 будут применяться не только к сфере автоматизированных цифровых услуг, а к любым МГК, за исключением представителей добывающей отрасли и регулируемых финансовых услуг. Предполагается, что под новое регулирование подпадут компании, реализующие потребительские товары, в том числе через дистрибьюторов или посредников, а также предприятия, работающие по модели франчайзинга, включая рестораны и отели.
На первых порах новая схема налогообложения будет действовать в отношении МГК с годовым мировым оборотом более €20 млрд. Таким образом, она будет обкатываться на крупнейших международных группах компаний.
Стоит также отметить закрепленный в Pillar 1 вполне справедливый принцип частичного распределения налогов на прибыль МГК пропорционально доле ее выручки в соответствующей стране.
Pillar 2 устанавливает новую эпохальную норму, согласно которой минимальная ставка налога на прибыль для международных групп компаний составит 15%. В случае, если в отдельных юрисдикциях эффективная ставка налога окажется ниже указанной нормы, конечная материнская компания будет обязана уплатить дополнительный налог, компенсирующий образовавшуюся разницу. При реализации указанного принципа у транснациональных компаний должны пропасть стимулы для оптимизации налоговых платежей в форме миграции в более выгодные юрисдикции.
Как мы видим, мир фактически стоит на пороге небывалой налоговой революции, которая должна состояться уже через год с небольшим. В отличие от многих иных мировых тенденций, Россия на этот раз не останется в стороне. Министр финансов РФ Антон Силуанов уже заявил о том, что РФ планирует подписать соответствующее международное соглашение в 2022 году. Согласно предварительным оценкам, российский бюджет должен выиграть от такой налоговой реформы.