В последнее воскресенье октября в России отмечается День работников автомобильного транспорта, или просто — День автомобилиста. С одной стороны — обычный профессиональный праздник, у нас такие случаются чуть ли не ежедневно. Например, в субботу страна отметит День инженера-механика и День тренера, а в воскресенье еще есть и День сурдопереводчика. При всем уважении к этим специальностям, но автомобилист — это самая распространенная профессия в стране и мире.
Согласно аналитическому докладу Владимира Гимпельсона и Нины Вишневской из Центра трудовых исследований НИУ "Высшая школа экономики", больше всего россиян — около 14% — заняты всего в двух профессиях. Причем первая профессия — водитель — остается самой массовой в России на протяжении последних 15 лет (вторая — продавец, третья — школьный учитель). Сегодня 7% россиян, или 5 млн человек, ежедневно колесят по дорогам, перевозят грузы или пассажиров на профессиональной основе. Всего же в РФ больше 50 млн граждан имеют водительские права, а для кого-то вождение — это в какой-то мере и смысл, и стиль жизни.
Такие разные
В советские времена существовало вполне серьезное разделение — в "любительских" документах даже специальный штампик ставили: "Без права работать по найму". Потом перестали. Но путаница наступила с принятием в 2012 году закона "Об образовании" — всех, кто имеет права, объявили профессионалами. На мой взгляд, это не совсем справедливо — настоящий водитель должен уметь или хотя бы знать очень многое.
Например, взял я здесь в руки "Профессиональный стандарт водителя грузового автомобиля", разработанный Министерством труда: книга из 65 страниц мелким шрифтом. Если честно, я не сумел прочитать и до половины, сломавшись на разделе "Необходимые навыки". Оставим в покое официальный документ; в конце концов, чиновники умеют любое живое слово превратить в мертвое, а обычное предложение — в кондовый, нечитаемый канцеляризм.
Но все-таки что есть профессия водителя? Интересная работа, полная незабываемых, романтических приключений (вспомните отличные фильмы: "Живет такой парень", "Дело Румянцева", сериал "Дальнобойщики"), или тяжкий, не слишком хорошо оплачиваемый и не самый почетный труд? Истина, как водится, где-то посредине.
В принципе, работа профессиональных водителей, как всем известно, подразделяется на несколько основных категорий. Личный водитель возит условного "начальника" (иногда семью), выполняет его поручения. Водитель-экспедитор осуществляет перевозку и доставку товаров (груза). Таксист транспортирует пассажиров. Водитель общественного транспорта управляет автобусом, маршрутным такси, трамваем или троллейбусом. Водитель грузового транспорта — развозит товары по городу или региону. Отдельно обычно выделяют дальнобойщиков — водителей большегрузного транспорта, которые перевозят грузы на большие расстояния по стране или за рубеж.
Немного особняком также можно обозначить водителя спецтехники — он не просто водит спецтранспорт, но и выполняет определенные действия, для которых этот транспорт предназначен (роет-копает и так далее).
Для работы в каждой из этих профессий надо соответствовать определенным требованиям, иметь права соответствующей категории или подкатегории — а их сейчас только для обычных машин (не считая спецтехники и разных мотоциклов) 13.
Плюс на минус
Теперь попробуем разобраться в достоинствах и недостатках профессии. К плюсам я бы отнес возможность путешествовать по разным городам и странам (но чаще их удается увидеть разве что "проездом"), довольно высокую зарплату (но далеко не для всех категорий), быстрое и доступное обучение (от трех месяцев в автошколе, экзамены и получение прав). При этом высокая востребованность профессии, ведь водители нужны всегда и везде. Думаю, любой обладатель прав самой распространенной категории В всегда сумеет устроиться на работу водителем — в такси, "личником" или в самый быстрорастущий сейчас сегмент по доставке товаров и продуктов на дом.
Среди недостатков отмечу высокую ответственность за пассажиров или грузы, весьма ненормированный рабочий день (а у дальнобойщиков и вовсе командировки могут продолжаться неделями, правда, и платят соответствующе). Часто — не самые комфортные условия труда (например, не на всех дорогах оборудованы теплые туалеты). Кроме того, сидячая работа с годами может привести к некоторым заболеваниям (если регулярно не заниматься физкультурой). Также стоит помнить, что работа водителем, особенно в такси и общественном транспорте, подразумевает большой человеческий поток и вероятность возникновения конфликтов. Работодатели зачастую обращают особое внимание на опыт и аварийную историю. Для работы по многим водительским специальностям (см. выше) придется получить полноценное средне-специальное (как минимум) образование.
При этом есть целый ряд качеств, необходимых для того, чтобы быть представителем этой профессии: ответственность, стрессоустойчивость, трудолюбие, а также способность сохранять концентрацию на протяжении долгого времени. Не помешает еще и умение разбираться в технике, ориентироваться на местности, хорошее пространственное воображение, способность принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях... Не менее важны эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Перспективы
Сейчас мир вокруг нас так быстро меняется, что часто возникает вопрос — а надолго ли вообще сохранится нужда в профессии водителя? Вдруг она скоро отомрет, как когда-то широко распространенные профессии кочегара, телеграфиста, машинистки… Тем более что вокруг только и разговоров, что про "автономный транспорт", "беспилотное такси".
Однако полноценный выход таких средств передвижения на дороги связан с решением множества проблем — законодательных, юридических, технологических, технических, психологических… Их так много, что сроки постоянно сдвигаются. Кто-то предрекает полное исчезновение профессии к 2035 году, другие — к 2050-му, третьи называют 2075 год. А по мнению выдающегося урбаниста, профессора Пенсильванского университета Вукана Вучика, профессия водителя полностью не исчезнет и абсолютного перехода на беспилотные авто никогда не произойдет.
Допустим, действительно, как прописано в прогнозе Минтранса, в 2025 году по трассе М-11 "Нева" из Москвы в Санкт-Петербург и обратно в опытном порядке пойдут первые беспилотные грузовики. Еще пара лет понадобится для того, чтобы рейсы стали регулярными. Но, к сожалению, таких шикарных трасс, как М-11, в стране очень и очень мало. Да и климат в наших регионах довольно разнообразный. Так что с большим трудом можно говорить о том, когда первые беспилотники пойдут из Якутска в Магадан или появятся на улицах Нарьян-Мара.
Поэтому в ближайшие десятилетия этой профессии исчезновение точно не угрожает. Ответственный, аккуратный и непьющий водитель за свое будущее может не волноваться — он всегда сможет найти себе работу. Кроме того, у части водителей появится возможность перейти на следующую ступень своего профессионального развития — например, логиста-планировщика.
Так что с праздником вас и нас, автомобилисты!