Москва — Дубай — Марс: каковы перспективы у космического соглашения между Россией и ОАЭ?
Михаил Котов — о том, в каких проектах Роскосмос и EIAST могут вместе принять участие
Во время проведения Всемирного астронавтического конгресса в Дубае Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) подписали межправительственное соглашение об исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Зачем каждой из сторон такое соглашение?
Перенимая опыт
Объединенные Арабские Эмираты только-только делают свои первые шаги в освоении космического пространства. Достаточно сказать, что еще 15 лет назад в стране не было ни специалистов по космонавтике, ни своей программы, ни даже космического центра. Лишь в феврале 2006 года Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, вице-президент и премьер-министр ОАЭ, а также правитель Дубая, учредил Эмиратский институт передовой науки и техники (EIAST). Но за это время Объединенным Арабским Эмиратам удалось уже запустить своего космонавта к Международной космической станции.
Как так получилось? Все просто — специалисты из ОАЭ купили у России место на корабле "Союз" и подготовку к полету. При этом из 4 тыс. человек, преимущественно военных, отобрали девять кандидатов. Затем в РФ — в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина — из них выбрали двух "финалистов".
Так, в сентябре 2019 года летчик Хаззаа аль-Мансури побывал на Международной орбитальной станции, правда, как "участник космического полета". Ведь за несколько месяцев подготовки (хоть они и включали в себя более 1,4 тыс. часов обучения и более 90 курсов) сделать настоящего космонавта было невозможно — этой профессии обучаются годами.
Почти сразу после этого удачного полета Эмираты отдали новый набор космонавтов на обучение в США — в Центр имени Линдона Джонсона. Сейчас там проходят подготовку к полетам два космонавта из первого набора и еще два новых претендента. Интересный поворот на 180 градусов? Но логика ОАЭ понятна — они хотят получить максимум информации о процессах подготовки, чтобы впоследствии подобрать для себя наиболее удобный вариант. Наверняка если бы была возможность, то Объединенные Арабские Эмираты отправили бы своего космонавта обучаться и в КНР.
В любом случае ОАЭ показывают, что всегда готовы к новым предложениям и спокойно перейдут туда, где предложат более интересный вариант.
Так, во время подписания соглашения обсуждалась возможность для делегации из Объединенных Арабских Эмиратов приехать в Россию, чтобы ознакомиться с наработками по перспективной орбитальной станции — РОСС. Ведь если будет реализован вариант с ее размещением на полярной орбите, то это может оказаться уникальным, не имеющим аналогов опытом.
Приборы и аппараты
В 2017 году Космический центр Мухаммеда бен Рашида поставил серьезную цель — за 100 лет основать на Марсе первое поселение Объединенных Арабских Эмиратов. Если продолжать работать в этом направлении, то арабам нужно развиваться еще в огромном количестве самых разных отраслей. Опыт, накопленный нами в освоении космоса, при работе с многомодульными "Миром" и Международной космической станцией, может оказаться просто незаменимым. К тому же такой уникальной структуры, как Институт медико-биологических проблем РАН, нет более ни в одной стране мира. С 1963 года здесь собирается весь опыт пребывания человека в космосе и связанные с этим медицинские, технические и психологические проблемы. Это один из лучших способов для ОАЭ наверстать отсутствие длительного опыта пилотируемых полетов.
Отдельно во время встречи проговаривалось и возможное участие ОАЭ в российских научных проектах, таких как лунные станции "Луна-25", "Луна-26", "Луна-27". Обычно такой тип сотрудничества подразумевает установку приборов страны на станцию государства-партнера. По такому принципу Россия сотрудничает с NASA (США), ESA (ЕС), CNSA (КНР) и другими.
Так, на "Луне-25" и последующих станциях предполагается наличие европейских научных приборов. На рентгеновской обсерватории "Спектр-РГ" стоит немецкий рентгеновский телескоп eRosita. А, например, российские приборы размещены на европейском аппарате Trace Gas Orbiter, работающем на орбите Красной планеты. На "Луну-25" ОАЭ уже вряд ли успеют — она должна стартовать в 2022 году, а вот на следующие — вполне возможно.
Взаимный интерес
Но чем подобное сотрудничество может быть интересно России? В первую очередь, банально деньгами. Российский космический бюджет проигрывает и Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, и Китайскому национальному космическому управлению, и даже Европейскому космическому агентству. Коммерческие заказы — это один из самых лучших способов поправить ситуацию.
Объединенные Арабские Эмираты тоже всеми силами показывают, что заинтересованы в сотрудничестве. Они пригласили российскую делегацию на авиашоу в Дубай и с ходу предложили в следующем году увеличить российское космическое присутствие на выставке. В общем, пока это сотрудничество выглядит очень перспективно. А уж как оно будет развиваться и выльется ли в какие-то серьезные проекты — узнаем уже в самом ближайшем будущем.