Фильм "Король Ричард": как Уилл Смит преследует американскую мечту
Тамара Ходова — о биографической драме, которая рассказывает об отце легендарных теннисисток — Винус и Серены Уильямс
"Трогательная драма о вере в лучшее" — так описывают фильм "В погоне за счастьем" с Уиллом Смитом и так же можно описать многие его проекты, только "трогательную" заменить на "душераздирающую" или "смешную". Один из самых успешных актеров современности испытывает слабость к духоподъемному, сентиментальному кино. При этом большинство его мелодраматических картин, таких как "Семь жизней" или "Призрачная красота", явно хлещут через край, тогда как комедийные, например "Правила съема: Метод Хитча", оказываются более удачными. В "Короле Ричарде", где Смит играет отца двух величайших теннисисток — Винус и Серены Уильямс, он явно старается надавить на комедийную часть, однако сценарий оставляет актеру небольшое пространство для маневра, а зрителю — для интерпретации.
Фильм Рейнальдо Маркуса Грина начинается со стремительного знакомства с его главным героем. Ричард Уильямс родился в Луизиане, переехал в Калифорнию, один раз услышал по телевизору, что теннисистка Вирджиния Рузичи получает $47 тыс. за матч, и предложил своей жене Орасин Прайс родить еще двух дочерей в дополнение к трем имеющимся, чтобы сделать из них великих теннисисток. Так на свет появились Винус и Серена, которых Ричард с женой тренируют сами с малых лет. Еще до их рождения он написал 78-страничный план по тому, как привести дочерей к успеху. Всю эту историю он выкладывает белым мужчинам в загородных клубах Лос-Анджелеса в надежде найти девочкам тренера. Понятное дело, его собеседники, обеспеченные белые мужчины средних лет, слушают эту душещипательную и странноватую местами историю с презрением или в лучшем случае с усмешкой. Однако даже самые далекие от спорта люди знают, что "безумец" Ричард был прав, и последующий фильм в течение двух с половиной часов рассказывает почему.
Фильм Грина, сценариста Криса Бауэрса, где Смит выступил одним из генеральных продюсеров (и это важная деталь), со старанием школьного отличника выполняет все требования формулы успеха. Во-первых, он смотрит на Уильямса как на визионера. Это всегда выгодная позиция, так как фильм старательно показывает неверие, скептицизм и критику со стороны зашоренного большинства, с которым приходится бороться гениальному герою, и тем самым вызывает у зрителей чувство праведного гнева.
Ведь мы, в отличие от персонажей, уже знаем, что Ричард окажется прав, а его работа принесет успех. Во-вторых, история семьи Уильямс — классическое воплощение американской мечты, когда бедные жители криминального Комптона (города в округе Лос-Анджелеса с плохой репутацией) благодаря многолетнему труду и вере в себя достигли материального благополучия и успеха в глазах общества. Более того, это история не очередного белого мужчины, а чернокожих людей из гетто, что делает ее в нынешние времена не просто духоподъемной, но и актуальной.
Посыл фильма самый простой — "верь в мечту, много работай, и у тебя все получится". Такая двумерная модель мира срабатывает в кинематографе всегда. Ведь часто в кино приходишь именно за самообманом, который убеждает тебя в том, что все твои попытки когда-нибудь оправдают себя. Особенно хорошо, когда подобные истории основаны на реальности, хотя она обычно оказывается гораздо сложнее, чем лозунги
Этот момент картина тоже не учитывает, предпочитая принять форму классического байопика, который воспевает своего главного героя. Травмированный нелегким детством в Луизиане во времена ку-клукс-клана, Ричард явно пытается решить какие-то свои собственные внутренние проблемы через детей (впрочем, в этом повинны все родители). Своевольный, поразительно упертый, эгоцентричный — эти качества делают Уильямса не самым простым человеком в общении и тем более в личной жизни. Однако фильм предпочитает сглаживать углы.
Смит вовсю старается отыграть неоднозначные стороны Ричарда в комедийном ключе, усердно имитируя его тяжелую походку и луизианский (судя по трейлеру) акцент. Полностью оценить его актерскую работу, правда, российскому зрителю не удастся из-за дубляжа. Вместе с Грином они, к счастью, не ударяются в мелодраму, большую часть времени выдерживая хороший драматический пафос, который под конец таки выдавит слезу у самых чувствительных. При этом спортивные сцены удаются режиссеру значительно хуже — он явно не понимает, как их снимать, поэтому предпочитает удерживать внимание на реакциях актеров. Но все-таки есть предел драмы, которую можно выжать из встревоженного лица Смита с зубочисткой во рту. Особенно в фильме на два с половиной часа.
На самом деле главный вопрос к "Королю Ричарду" — почему при наличии в семье Уильямс аж двух легендарных теннисисток (а это все равно что иметь двух Моцартов) в фильме рассказывается именно про их отца? Конечно, он провидец, талантливый тренер, который своей верой и упертостью помог достичь дочерям успеха, но все-таки того самого успеха достигли именно они.
Что они думали по поводу того, что у отца был готов на их счет план еще до рождения? Хотели они ему следовать и вообще когда-либо задумывались, действительно ли это их желание? Как себя чувствуют те, кто с четырех лет тяжело работает, чтобы достичь целей, поставленных в далеком будущем? Этого из фильма мы не узнаем.
Серена и Винус были хорошими, улыбчивыми, работящими девочками, которые всегда отвечали "да, папочка" на любые требования Ричарда. В фильме есть одна-единственная сцена, где Орасин (Онжаню Эллис), большую часть времени исполняющая роль терпеливой жены-помощницы, наконец-то ставит Ричарда на место, указывая ему на его эгоизм и делая поправку на реальность.
Получается, что "Король Ричард" как будто рассказывает об истории мужчины, который стоит за великими женщинами. Однако в нынешнем климате эти истории смотрятся странно. Но очень духоподъемно. Этого у них не отнять.