Медсправки для водителей: как сделать систему проверки здоровья эффективнее
Игорь Моржаретто — о новшествах в сдаче экзаменов на права для автошкол, а также привычных медицинских справках и их цифровых альтернативах
С сегодняшнего дня в силу вступают сразу два важных приказа: от МВД — устанавливает новый порядок взаимодействия Госавтоинспекции с автошколами, и Минздрава — "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств".
Больной, на выход!
Согласно первому приказу, автошколы, например, должны теперь будут предоставлять в экзаменационные подразделения ГИБДД список учащихся не позднее чем за десять дней до начала водительской практики — пока курсанты только изучают теорию. Удобно, что уведомления можно привезти непосредственно в участок, отправить по почте или по интернету — через личный кабинет на "Госуслугах". В ГИБДД проверят: нет ли среди кандидатов в водители тех, кто лишен прав, допустим, в другом регионе; или тех, кто имеет медицинские противопоказания на управление автомобилем. В случае каких-либо сомнений также могут проверить организацию, которая выдала медицинскую справку претенденту в автомобилисты. Если же обнаружат левого курсанта, то информация тут же направится в автошколу, что будет означать отчисление.
Кроме этого, еще в ходе учебного курса школа теперь обязана выслать заявление с указанием количества сдающих на права лиц, чтобы в ГИБДД заранее назначили дату экзамена. Это очень удобно, так как до внесения этих поправок во многих регионах ученики понятия не имеют, когда придет их час сдавать экзамены (иногда ждать приходится по месяцу и больше). К сожалению, о пересдачах в документе ни слова. Впрочем, процедура известная: запишись через сайт "Госуслуг" и жди…
В целом, большинство алгоритмов были и раньше прописаны в документах МВД; их только подкорректировали в соответствии с новым регламентом по приему экзаменов на права, который вступил в силу весной 2021 года.
Но лично у меня, других экспертов и автомобилистов остался еще один важный вопрос: почему до сих пор сохраняется сложная и долгая процедура проверки законности выдачи медицинской справки? Была же давным-давно нам обещана система, когда уполномоченный офицер ГИБДД набирает на клавиатуре фамилию кандидата и тут же получает ответ из базы данных о состоянии его здоровья.
Кто остался без справки?
Три года назад в Минздраве решили при получении медсправки обязать водителей сдавать анализы для выявления рисков заболеваемости алкоголизмом (маркер CDT) и наличия психоактивных веществ (амфетамина, барбитурата, каннабиноида, кокаина и т.д.). При выявлении этих триггеров человека в обязательном порядке планировалось отправлять на дополнительную комиссию в наркологический диспансер. Как тогда объясняли, изменения разработали, чтобы изначально "оградить наркозависимых и алкоголиков от доступа к управлению транспортными средствами".
Дело, безусловно, благое. Однако многих оскорбил столь общий подход — мол, чиновники всех априори записали в алкоголики и наркоманы. Пусть даже потенциальные. Кроме того, изменения не только усложняли и затягивали процесс получения справки, но и вели к удорожанию медосмотра в несколько раз (стоимость этих двух анализов оценивается в 7–12 тыс. рублей). В канун вступления в силу приказа обеспокоенные водители по всей стране выстроились в очереди, чтобы заранее запастись нужными справками. Также резкую критику эта инициатива Минздрава вызвала и у президента страны. В итоге вступление в силу документа несколько раз переносили, а затем существенно переработали. Сейчас при стандартной проверке здоровья для "чистых" автомобилистов никаких дополнительных тестов проходить не надо.
Впрочем, по новому приказу, если у нарколога во время осмотра кандидата на получение медсправки возникнут какие-либо подозрения в этой сфере, то он обязан того сразу отправить на сдачу лабораторных анализов. Причем в приказе имеется целый ряд описанных признаков: неадекватность поведения, заторможенность, сонливость или, наоборот, перевозбуждение, покраснение кожи лица, сужение или расширение зрачков, неустойчивость в позе Ромберга, дрожащие руки или банально запах алкоголя изо рта, а также следы от многочисленных инъекций. Такую проверку придется пройти в обязательном порядке и тем, кто намерен вернуть свои права — если их отобрали за вождение в состоянии алкогольного опьянения или при отказе от медосвидетельствования.
Впрочем, и до этого документа нарколог при возникновении подозрений был обязан направлять водителей на дополнительные анализы. Здесь скорее проблема в другом: далеко не всегда водитель реально попадает на прием к врачу при получении справки. Эта процедура по-прежнему имеет весьма формальный подход, а в интернете полно предложений оформить справку и вовсе без посещения медицинского учреждения (ее привезет курьер, только заплатите).
Чтобы прекратить подобную практику, в приказе Минздрава уточняется, что у медсправки теперь будет новая, более защищенная форма. В справку вновь будут вносить все заключения врачей-специалистов, заверенные их личными печатями, а также данные о лабораторных и инструментальных исследованиях (если они будут проводиться). К тому же медицинский регистратор обязан впредь проверять штампы специализированных организаций (наркологических и психоневрологических диспансеров) и только после этого выдавать окончательный документ.
По словам главного внештатного нарколога Минздрава Евгения Брюна, это позволит избежать фальсификации справок. Ведь прежняя форма не требовала фиксации осмотра и лабораторных исследований, и, значит, недобросовестные организации могли выдавать справки без осмотра врачами-специалистами. Кроме того, считает профессор, добавляется ответственность за выдачу таких "серых" справок.
Хотелось бы верить, что мой скепсис не оправдается и новые меры действительно будут работать. Тем не менее за последние 30 лет ужесточение контроля за "правильностью" выдачи медицинских справок ни к чему не привели. Даже существенные штрафы для медиков и медицинских учреждений никого не испугали. Думаю, дело здесь не в том, что врачам якобы лень осматривать кандидата или они в принципе халатно относятся к своим обязанностям. Просто на всех уровнях есть понимание, что эта процедура не более чем формальность, констатация факта, что человек в эту минуту по некоторому количеству параметров вроде бы как здоров. У меня был близкий товарищ, который год назад получил справку и поменял права, а полгода назад его не стало из-за рака. Но медицинская справка, где записано, что он здоров, продолжает действовать (выдаются сроком на два года).
Между прочим, в большинстве стран Европы бессмысленность выдачи такой "бумажки" давно поняли и от этого процесса отказались. В Германии, например, для получения прав достаточно предъявить справку от окулиста о состоянии зрения (ее получают в обычном магазине "Оптика" за €5). А уполномоченный офицер полиции проверит, нет ли вашей фамилии в базе данных лиц, которые не должны быть допущены к управлению автомобилем по причине наличия каких-либо заболеваний, несовместимых с вождением авто.
В России подобные инициативы пока что высказывают лишь эксперты. А чиновники продолжают предлагать ужесточения контроля за теми людьми, которые не имеют права водить машину, но по каким-то причинам имеют водительские права.
Технологические возможности
Прошлым летом МВД и Минздрав совместно разработали (и даже разместили на regulation.gov.ru) проект поправок к закону "О безопасности дорожного движения", суть которого в необходимости создания новой федеральной информационной системы, где будут храниться электронные медицинские справки, необходимые для обмена и получения водительских прав.
За десять лет (срок, через который необходимо менять права) у водителя может обнаружиться заболевание, которое является противопоказанием для вождения. Но в ГИБДД об этом не узнают до следующей замены прав, что создает угрозу безопасности движения. Сегодня выявление таких граждан происходит по большей части случайно. Например, при ДТП следователь может запросить данные о здоровье водителя и неожиданно выяснить, что у того — эпилепсия… Так, за последние четыре года подразделения ГИБДД на основании решения судов аннулировали порядка 17 тыс. прав у водителей, имевших противопоказания. Поэтому МВД и Минздрав совместными усилиями решили создать соответствующую информационную базу, а также ввести новый порядок отстранения от руля людей с разными заболеваниями.
Если врач при оказании медпомощи или во время медосмотра обнаруживает у водителя заболевание, которое является противопоказанием для вождения, его направят на "внеочередное медицинское освидетельствование" к врачу-специалисту. Если тот подтверждает заболевание (список утвержден постановлением правительства №1604), медучреждение оформляет электронное сообщение и передает его в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), откуда данные сразу попадают и в ГИБДД. Ведомство, в свою очередь, автоматически приостанавливает действие водительских прав — управление автомобилем в таком случае предусматривает штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей согласно ст. 12.7 КоАП. Если позднее заболевание не подтвердится (или человек излечился), то ГИБДД, получив от клиники электронное заключение, восстановит действие прав. В некоторых случаях водителю могут предложить поменять права — например, если выяснится, что у него ухудшилось зрение (нужна специальная отметка).
Говорят, система ЕГИСЗ уже запущена, клиники к ней постепенно подключаются. МВД больше десяти лет просило предоставить допуск к сведениям о больных водителях у Минздрава, но в ответ получало отказы из-за невозможности раскрывать врачебную тайну. Хотя речь шла не о конкретных диагнозах и методах лечения, а только о фактах —состоит ли тот или иной человек в соответствующей базе или нет. В прошлом году, видимо, ведомства сумели договориться — прописывалась необходимая поправка в закон "О персональных данных", которая разрешала обрабатывать "сведения о здоровье граждан в целях обеспечения безопасности движения". Таким образом, в ГИБДД через систему межведомственного электронного взаимодействия должны поступать "сообщения о наличии или отсутствии заболеваний".
В завершение я бы подчеркнул три момента. Первый: наличие такой базы и допуск к ним специально уполномоченных сотрудников ГИБДД — актуальная необходимость, если хотим снизить аварийность на дорогах. Второе: отстранять от управления машиной одним легким росчерком пера врача с точки зрения коррупционных рисков — неверная модель регулирования вопроса. Третье: из-за того что законопроект "завис" (по не известной мне пока причине), сотрудникам ГАИ приходится в десятидневный срок (видимо, вручную) изучать на предмет подлинности медицинские справки, обзванивая поликлиники…