Вкладываться в золото еще не поздно? Реальные ценности биржевых торгов
Михаил Ханов — об инвестиционной индустрии сегодня на фоне пандемии COVID-19, спецоперации на Украине и западных санкций
Начало второй недели марта 2022 года стало временем новой активизации агрессивного спроса на целый ряд биржевых товаров. Происходящие на торгах события вышли далеко за рамки интересов инвесторов и спекулянтов. Шутка ли, если спотовые цены на природный газ в Европе в моменте выросли в 20 раз в сравнении с уровнем годичной давности. Одновременно с этим фьючерсы на нефть сорта Brent ненадолго приблизились к отметке $140 за баррель. В тот момент они находились на расстоянии всего лишь 6% от своего рекордного значения, установленного в 2008 году. В русле общей тенденции также наблюдался неравномерный рост цен на металлы и зерновые. Например, контракты на алюминий, медь, никель и палладий также обновили свои исторические максимумы.
Как мы видим, радикальное обострение глобальных геополитических рисков наконец заставило участников биржевых торгов вспомнить про реальные ценности, к которым относятся энергоносители, пищевое сырье и промышленные металлы. Столь масштабный и одновременный рост стоимости поставочных фьючерсов на биржевые товары указывает на то, что мы имеем дело не просто со спекулятивным всплеском цен, но и с реальным оживлением мирового физического спроса на них.
Собственно говоря, мы наблюдаем реализацию давно назревавшей тенденции, зародившейся после того, как мировая экономика была снята с "ручного тормоза" по мере ослабления опасений в связи с пандемией COVID-19. Экономисты, отраслевые эксперты и представители инвестиционной индустрии начали всерьез говорить о начале нового сырьевого суперцикла еще в середине 2021 года.
Однако в настоящее время покупка подорожавших сырьевых фьючерсов и специализированных ETF (биржевой фонд — готовый портфель, в котором собраны ценные бумаги по какому-либо сектору, товару и т.д.) уже может стать запоздалым шагом. Сильно возросшая волатильность способна легко "отобрать" деньги у инвесторов и спекулянтов даже в том случае, если они открывают позиции в направлении явных среднесрочных и долгосрочных трендов.
"Цифровое золото"
К слову, интерес к такому новомодному инструменту инвестирования, как криптовалюты, явно переживает среднесрочный упадок. Энтузиасты указанного вида активов именуют биткойн не иначе как "цифровое золото". Однако с середины прошлого года мы наблюдали двукратный рост стоимости самой популярной в мире децентрализованной цифровой валюты и ее последующий спад к исходному уровню.
Таким образом, биткойн явно не в состоянии исполнять такую фундаментальную роль золота, как надежный способ сохранения капитала и его покупательной способности. Между тем 7 марта 2022 года североамериканская криптобиржа Coinbase в одночасье заблокировала более 25 тыс. криптовалютных счетов, связанных с российскими физическими и юридическими лицами. Предлогом для их заморозки стало "введение правительствами ряда стран санкций против отдельных лиц и территорий".
Оставим в стороне юридическую сторону указанной ситуации. В данном случае мы говорим о факте, указывающем на то, что использование анонимных децентрализованных и формально независимых криптовалют все же не дает гарантии сохранности средств при попытке их конвертации в другие виды активов, в том числе и в фиатные валюты. Уязвимость криптовалют парадоксальным образом обусловлена их нематериальной формой.
"Бумажное" и физическое золото
Текущий взрывной рост долларовых цен на ключевые виды сырья будет неизбежно транслирован в стоимость большинства товаров и услуг в мировом масштабе. Инфляция в США без того составила 7,5% в годовом выражении в январе 2022 года. Однако на фоне нынешних реалий она вполне способна превысить двузначную отметку 10%.
Как обычно, в подобных ситуациях перед более или менее состоятельными людьми встает вопрос о том, в каких защитных активах можно сохранить свой капитал до того момента, когда экономические и политические потрясения утихнут. В таком случае они неизбежно вспоминают про "бумажное" и физическое золото.
В настоящее время на российских и зарубежных биржах имеется достаточно богатый выбор инструментов, позволяющих "вложиться" в желтый металл. Конечно, такие маржинальные инструменты, как фьючерсы и опционы на золото, предназначены лишь для спекулянтов. Но многочисленные ETF на золото без "зашитого" в них "плеча" выступают неплохим инструментом для сохранения покупательной стоимости денег в моменты явного ускорения инфляции. К слову, держатели подобных инструментов, торгуемых на Московской бирже в рублях, оказались автоматически застрахованы от состоявшегося резкого ослабления курса национальной валюты. Это связано с тем, что мировые цены на золото котируются в долларах США.
Но максимально консервативным и надежным способом сохранения капитала от инфляции все же выступает покупка физического золота. "Бумажное" и обезличенное золото обеспечено абстрактным драгоценным металлом в удаленном защищенном хранилище. В то же время физическое золото всегда обеспечено самим собой. Согласно оценкам историков, желтый металл играет роль универсальной ценности уже около 5 тыс. лет. К слову, текущий шквал внешних санкций в отношении РФ способствовал быстрому положительному решению давно назревавшего вопроса об отмене НДС при покупке физическими лицами золота в слитках.
С формальной точки зрения фьючерсы на золото по итогам 2021 года подешевели на 3,5%. Фактически же они в течение всего прошлого года находились в состоянии незначительного движения. Временная потеря интереса к желтому металлу была связана с надеждами на то, что мировая экономика выйдет на траекторию устойчивого роста по мере ослабления последствий пандемии коронавируса.
Однако наметившееся с начала 2022 года обострение ряда геополитических рисков вновь подогрело спрос на золото. А после начала специальной операции РФ на Украине фьючерсы на этот металл стремительно приблизились к своему историческому максимуму — $2 082 за тройскую унцию. Одновременно с этим мы наблюдаем и рост мировых цен на другие драгоценные металлы, такие как серебро, платина и палладий. Впрочем, активизация спроса на них в значительной мере связана с ростом промышленного потребления, в том числе и в оборонной сфере. В настоящее время функция монетарного металла фактически остается лишь за золотом.
Если вложиться в золото
Рискнем предположить, что вкладываться в "бумажное" и физическое золото на срок от полугода до нескольких лет пока еще не поздно, в отличие от инвестиций в иные биржевые товары. Это связано с тем, что текущие высокие цены на сырье, скорее всего, будут очень нестабильными. Но золото, в отличие от многих других коммодитис, все еще не реализовало имеющийся потенциал для роста долларовой стоимости. Это не гарантированный, но весьма вероятный сценарий. Кратко перечислим ключевые факторы в пользу такого соображения.
В настоящее время основной мировой резервной валютой по-прежнему остается доллар США. Мировые цены на золото также устанавливаются в этой валюте. В условиях резкого ускорения долларовой инфляции физическое золото остается последним убежищем для капиталов.
Физическое серебро не подходит на эту роль по причине относительной дешевизны. Это неизбежно означает слишком высокие дополнительные затраты на его приобретение и хранение. Что же касается платины или палладия, то их цена слишком нестабильна для того, чтобы эти металлы исполняли роль инструмента сохранения капитала. Еще в большей степени это относится к алмазам или иным драгоценным камням. Именно поэтому физическое золото выступает одним из ключевых компонентов резервов Центробанков во всем мире.
Не секрет, что естественный баланс спроса и предложения на мировом рынке золота теряет свое значение в моменты серьезного усиления экономической и геополитической неопределенности. Одновременно с ростом спроса на указанный металл в качестве убежища от риска неизбежно активизируется и инвестиционный интерес к нему. В настоящее время мы как раз переживаем такой период. Он способен затянуться на срок от нескольких месяцев до нескольких кварталов.
С макроэкономической точки зрения текущие неурядицы в мире укладываются в подтверждаемую практикой теорию десятилетних экономических циклов, завершаемых очередным закономерным кризисом. Напомним, что на выходе из кризисов 1998 и 2008 годов мы наблюдали серьезный устойчивый рост мировых цен на золото. В частности, с октября 2008 года по август 2011 года этот металл подорожал c $718 до $1 917 за тройскую унцию, или почти в 2,7 раза.
Не стоит забывать и про предстоящее восстановление статуса физического золота в качестве "мировых денег" в рамках реформы нормативов Банка международных расчетов, известной как "Базель III". Новые нормативы достаточности капитала сделают этот металл в его физической форме более привлекательным активом для коммерческих банков.
С технической точки зрения во фьючерсах на золото продолжает развиваться долгосрочный растущий тренд. В ближайшие дни или недели они способны обновить свой исторический максимум и сдвинуться существенно выше. Пока что техническими целями для фьючерсов на золото выступают уровни $2 090 и $2 100 за тройскую унцию. После того как указанные близкие отметки будут превышены, контракты на золото уже не будут иметь формальных технических препятствий для дальнейшего роста.