Почти сбывшаяся мечта: войдет ли Южная Осетия в состав России
Гулия Леваненкова — о том, насколько реалистичны планы о воссоединении народа в одном государстве
В Южной Осетии неоднократно говорили о стремлении войти в состав России. За последнее десятилетие высшие должностные лица страны, кандидаты в президенты не раз заявляли о таких инициативах. Однако до практических шагов не доходило. Сейчас геополитическая ситуация складывается таким образом, что у Республики Южная Осетия впервые за многие годы появился реальный шанс на воссоединение с Россией.
О проработке юридических шагов на прошлой неделе заявил президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, который баллотируется на второй срок. После президентских выборов в республике может состояться референдум, на котором жители выскажут свое мнение. После него станут известны перспективы вхождения небольшой закавказской республики в состав мощного северного соседа. Россия, кстати, на протяжении последних 14 лет является единственным гарантом безопасности и социальной стабильности республики.
Маленькая, но гордая республика
Республика Южная Осетия — это частично признанное государство в Закавказье, его окружают хребты Большого Кавказа. На севере граничит с Россией, на западе, востоке и юге — с Грузией. Название республики и ее столицы Цхинвала стало известно всему миру в 2008 году. Тогда Грузия вторглась на эти земли и штурмовала город. В течение пятидневной войны погибли более 1 тыс. человек, из которых 72 — российские военнослужащие.
История противостояния длится уже давно. Еще в 1920 году, как считает Южная Осетия, грузинские националисты совершили геноцид по отношению к южным осетинам. Всего в период геноцида были истреблены около 21 тыс. человек, сожжено более 100 осетинских селений, более 50 тыс. человек стали беженцами, перейдя через перевалы на Северный Кавказ. В 1990 году республика провозгласила свою независимость. А в 1991–1992 годах конфликт между Грузией и Южной Осетией перерос в открытое вооруженное противостояние.
В 2008 году Южную Осетию фактически спасла Россия, которая приняла решение провести операцию по принуждению Грузии к миру. 8 августа в республику для защиты проживающих там российских граждан и в помощь миротворцам Россия ввела около 10 тыс. военнослужащих и сотни единиц военной техники. Российские войска буквально за считаные дни остановили агрессию. Как отмечал тогда президент РФ (ныне — зампредседателя Совета безопасности РФ) Дмитрий Медведев, мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило.
Новый этап югоосетинской государственности начался 26 августа 2008 года после признания Россией суверенитета республики. Позже независимость Абхазии и Южной Осетии признали еще несколько партнеров РФ — Никарагуа, Венесуэла, Науру, Сирия. Однако Тбилиси отказывается это сделать.
Россия не только стала гарантом безопасности, разместив военную часть на ее территории, но и обеспечивала восстановление и социально-экономическое развитие республики. Бюджет Южной Осетии почти на 90% состоит из помощи, которую выделяет РФ: деньги идут на выплаты зарплат, восстановление и строительство инфраструктуры. Российские инвесторы пусть и неохотно из-за санкций, но приходят и начинают работать в республике. В большинстве населенных пунктов практически не осталось следов разрушительной войны. Но на окраине Цхинвала еще стоит несколько домов, где видны следы обстрелов, а в центре города как напоминание о войне 2008 года решили сохранить оторванную башню танка, которая пролетела несколько десятков метров, пробила козырек здания и застряла в крыльце дома.
Все эти годы Южная Осетия и Грузия живут в состоянии холодной войны. Цхинвал и Сухум постоянно обвиняют Грузию в блокировке возможностей донесения позиции республик до мирового сообщества, в препятствовании перемещения граждан. Кроме того, Грузия и Южная Осетия до сих пор не могут провести делимитацию границ, хотя реалии таковы, что республика развивается вне зависимости от южного соседа.
После подписания соглашения с РФ в 2008 году единственной платформой диалога между Сухумом, Цхинвалом и Тбилиси остаются Женевские дискуссии. Однако и там Грузия отказывается подписывать документ о неприменении силы. А между тем угроза сохраняется, учитывая то, как Грузия семимильными шагами стремится в НАТО, на ее территории регулярно проходят военные учения альянса. И инцидент в августе 2019 года с незаконным строительством Грузией блокпоста на югоосетинской территории возле приграничного села Уиста в очередной раз доказал напряженность отношений.
РФ и Южная Осетия не раз выражали недовольство и по работе биолабораторий в Грузии. Подобные лаборатории были обнаружены и на Украине в ходе специальной военной операции.
Путь на север
О необходимости интеграции с Россией говорил почти каждый югоосетинский лидер. Перед прошлыми выборами в 2017 году бывший президент Леонид Тибилов также заявлял о необходимости проведения референдума по вопросу вхождения Южной Осетии в состав РФ. Тогда же был создан политсовет республики, где было принято решение разработать документ, который подпишут Тибилов и Бибилов. Причем не как кандидаты, а как действующий президент и спикер парламента. Предполагалось, что, кто бы из них ни стал президентом, сразу после выборов он обязуется провести референдум по данному вопросу. Но до практических шагов инициативу довел только Бибилов.
Бибилов — герой войны 2008 года. После организовал с нуля МЧС Южной Осетии. В 2012 году создал крупнейшую политическую партию Южной Осетии "Единая Осетия". До избрания президентом с июня 2014 года занимал должность председателя парламента. Руководит страной с 2017 года. На выборы в 2017 году шел с разработанной программой "Пять шагов в Россию", которая направлена на объединение Республики Южная Осетия с Республикой Северная Осетия — Алания в составе РФ. Он заявлял, что считает вхождение республики в состав России целью и стимулом своей жизни.
Если ранее заявления Бибилова в основном были рассчитаны на внутреннюю аудиторию, то с учетом изменившейся геополитической ситуации его инициатива имеет все шансы на реализацию. Тому пример — республики Донбасса, которые вскоре после признания РФ независимости заявили, что рассматривают возможность вхождения в ее состав. Вряд ли сейчас уже можно себе представить какие-то санкции, которыми Европа и США могли бы "наказать" Россию за вхождение в ее состав данных территорий.
Выборы-2022
Если говорить о грядущих выборах, то Бибилов также будет принимать в них участие. За высший государственный пост помимо Бибилова поборются вице-спикер парламента Александр Плиев, лидер политической партии "Ныхас" Алан Гаглоев, депутат Гарри Мулдаров и бывший депутат Дмитрий Тасоев.
Как и все президентские кампании на протяжении последних десяти лет, нынешняя протекает не без проблем, в связи со взаимными обвинениями кандидатов. Бибилов ранее даже обратил внимание на нечестную игру со стороны некоторых потенциальных выдвиженцев.
Югоосетинские эксперты заявляли, что трудно давать оценку этой предвыборной кампании из-за большого количества участников гонки (в ЦИК поступили документы от 15 кандидатов). Хотя такая тенденция наблюдается уже последние несколько кампаний. Специалисты отмечали общую напряженную политическую обстановку в стране, а также отсутствие у кандидатов четких предвыборных программ.
На данный момент ярко выраженным лидером является Бибилов, в том числе в свете последнего заявления. Надо отметить, что кандидаты Мулдаров, Плиев и Гаглоев поддержали его инициативу о вхождении в РФ. При этом Мулдаров подчеркнул, что в настоящее время расценивает заявление Бибилова как предвыборный пиар.
Референдум
Первым серьезным юридическим шагом на пути к РФ является проведение плебисцита. С учетом настроения в республике в его итогах вряд ли есть смысл сомневаться, но его проведение необходимо, чтобы закрепить и получить реальную картину поддержки этой инициативы среди населения небольшой Южной Осетии (проживает около 54 тыс. человек, большинство из которых имеет также российское гражданство).
Подготовка и проведение референдума могут занять до двух месяцев, эксперты называют вероятными сроками май-июнь. Все юридические процедуры, говорят в Цхинвале, будут завершены уже после выборов президента, намеченных на 10 апреля. Спикер парламента Южной Осетии Алан Тадтаев отмечал, что все необходимые правовые и юридические основания для вхождения в состав РФ у республики есть: референдумы, которые проходили ранее, дают право заявлять, что народ Южной Осетии всегда был с Россией и стремился в состав РФ.
Есть две возможные формы вхождения в РФ: после воссоединения Южная Осетия станет самостоятельным регионом в составе РФ или же единым субъектом с Северной Осетией. Единый субъект может получить название Осетия-Алания, говорил Бибилов. Глава Северной Осетии Сергей Меняйло заявлял, что наличие границ никогда не оказывало влияния на желание жителей Южной и Северной Осетии быть единым народом.
Мнение Грузии
Грузия ожидаемо заявила, что не приемлет разговоры о проведении референдума в Южной Осетии по вопросу вхождения в состав России. Понятно, что Грузия и ее западные покровители, скорее всего, не признают результаты плебисцита, как это было и с Крымом в 2014 году: несмотря на убедительные итоги референдума, большинство стран отказались признавать Крым частью РФ (за воссоединение проголосовали 96,7% и 95,6% жителей Крыма и Севастополя соответственно).
Мнение РФ и Абхазии
В Абхазии, которая находится в схожем положении, поддержали стремление братской республики. Однако отметили, что для самой Абхазии вопрос вхождения в состав РФ неактуален.
В РФ, как и в Абхазии, уважительно отнеслись к инициативе. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль считает идею референдума в Южной Осетии по вопросу вхождения в состав России выражением мнения народа и относится к ней с уважением. Однако Москва, уточнил Песков, никаких действий на этот счет не предпринимала.
В Совфеде не увидели никаких правовых препятствий для запуска процедуры вхождения Южной Осетии в состав РФ. Объединение Южной Осетии и Северной Осетии соответствует национальному законодательству обоих государств и принципам международного права, посчитала сенатор от Крыма, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди. Зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов рассказал, что "готовы все правовые механизмы для того, чтобы этот процесс запустить". Председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников уточнил, что Южная Осетия и Абхазия вправе провести референдум и для проведения всех юридических процедур сейчас подходящий момент.