В мыльной опере "Санкции ЕС против России" близится к завершению шестой акт, по ходу которого на авансцене оказалась Венгрия. Из-за нее участники слегка затянувшегося действия пока не смогли достичь консенсуса, необходимого для принятия Евросоюзом решения об эмбарго на поставки российской нефти. Послы 27 стран надеялись завершить дискуссии на эту тему еще неделю назад, но до сих пор "в товарищах согласья нет". Ожидается, что теперь этим займутся министры иностранных дел на заседании Совета ЕС, которое в понедельник, 16 мая, состоится в Брюсселе.
Европа не может отказаться от российского газа, но уже отказалась от российского угля и хочет отказаться от российской нефти. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен еще 4 мая обнародовала проект шестого пакета санкций, в который хотят включить нефтяное эмбарго. С тех пор содержимое пакета подвергли ревизии, поскольку оно не понравилось восточноевропейским странам, сильнее других зависящим от российского сырья. В итоге в ЕС Венгрии и Словакии посулили отсрочку с запретом на закупку нефти в РФ до конца 2024 года, а Чехии — до середины того же года.
Но и такой план не устроил Венгрию, которая хочет сохранить поставки российской нефти по трубопроводам (при запрете на перевозку морскими танкерами) и вдобавок получить от Евросоюза финансовую компенсацию предстоящих затрат, связанных с переходом на другие источники сырья. Как заявил один из брюссельских чиновников, в данном случае время и деньги — это "сообщающиеся сосуды". Для венгерского премьер-министра Виктора Орбана важно и то и другое.
Отсрочка и перезарядка
Для лидеров же Евросоюза важно еще и единство всех членов блока по вопросу о санкциях, о чем открыто говорил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Предлагались различные компромиссы (исключение нефтяного эмбарго из шестого пакета, отказ от российской нефти отдельно каждой страной, освобождение Венгрии от этой повинности), но все они не нравятся Брюсселю, поскольку могут быть расценены как "проявление слабости" союза.
По сведениям газеты Politico, рассматривается и такой вариант, как выплаты Венгрии с помощью механизмов новой энергетической стратегии Евросоюза, о которой должно быть объявлено 18 мая. Она предусматривает "поэтапный отказ блока от российских ископаемых видов топлива задолго до 2030 года", а ее название REPowerEU можно перевести как "Перезарядка ЕС".
Аналитик по рынку нефти Джулиан Ли, пишущий для агентства Bloomberg, призывает Евросоюз реалистично смотреть на вещи и не пытаться навязать нефтяное эмбарго Восточной Европе. По его словам, ЕС "должен понять, что сокращение поставок российской нефти до нуля и невозможно, и ненужно". "Этого не произойдет", — полагает Ли, ранее работавший в лондонском Centre for Global Energy Studies.
Он также напоминает, что и раньше Запад делал исключения для своих союзников при введении санкций против третьих стран. Так поступили, в частности, США в 2012 году, когда установили запрет на импорт иранской нефти. Компании из Японии, Южной Кореи, Индии, Турции, ЮАР и еще ряда государств были выведены из-под вторичных американских санкций. Несмотря на ограничения, на время им дали возможность продолжать закупки определенных объемов нефти из Ирана.
Ультиматум Орбана
Венгрия сейчас тоже добивается отсрочки, причем длительной. Страна получает 65% потребляемой нефти по южной ветке трубопровода "Дружба", построенного еще во времена СССР. Ее крупнейшему Дунайскому НПЗ в Сазхаломбатте потребуется от двух до четырех лет и не менее €500 млн, чтобы перестроить производство под другое сырье. Еще €200 млн придется вложить в увеличение мощности трубопровода, идущего в Венгрию с побережья Адриатического моря в Хорватии.
Цена бензина подскочит в стране примерно в полтора раза, предупредил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто. В аналогичной ситуации окажется соседняя Словакия, где Братиславский НПЗ, принадлежащий, кстати, дочернему предприятию венгерской компании MOL, почти полностью зависит от российского сырья.
Премьер-министр Виктор Орбан сравнивает запрет на поставки российских энергоносителей с "атомной бомбой" для венгерской экономики и говорит, что для его правительства это красная черта. В Брюсселе, видимо, четко понимают, что его угрозы наложить вето на шестой пакет санкций, если тот останется без изменений, не пустые слова. Не случайно председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поспешила на консультации с Орбаном в Будапешт, а президент Франции Эмманюэль Макрон, председательствующей сейчас в ЕС, звонил ему по телефону. Венгерский премьер чувствует, что может позволить себе жесткий торг: на недавних парламентских выборах его партия "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз" одержала убедительную победу, и он останется на посту премьера еще на четыре года.
Опросы показывают, что сегодня его подход к нефтяному эмбарго разделяют три четверти граждан страны, в том числе 92% сторонников ФИДЕС и больше половины тех, кто голосовал на выборах за оппозицию. Орбан уже не раз заявлял по поводу событий на Украине, что "венгры не должны расплачиваться за эту войну". Кроме того, он утверждает, что в марте на встрече в Версале лидеры ЕС условились самостоятельно решать, как поддерживать "энергетический баланс" своих стран в свете отказа от российских угля, нефти и газа, и если сейчас их подход меняется, то об этом надо договариваться тоже на основе консенсуса. Следующий саммит ЕС с участием Виктора Орбана должен состояться в конце мая.
Комментируя нынешний ультиматум венгерского премьера Брюсселю, политолог Ботонд Феледи отмечает, что Орбан хочет "побольше выжать из этой системы". В руководстве ЕС, видимо, по-прежнему надеются, что если Будапешту будут предложены достаточные финансовые стимулы, то он поддержит шестой санкционный пакет. "Орбан очень прагматичен, все дело в бизнесе", — сказал лондонской Financial Times один из европейских чиновников.
За спиной у Венгрии
Венгрия — не единственная, кто хотел бы получить отсрочку от эмбарго и компенсацию издержек. Просто в отличие от других она говорит об этом открыто и достаточно громко. "Словаки и чехи отчасти прячутся за спинами венгров, у них общая проблема — обеспечение безопасности поставок [энергоносителей]", — процитировала европейского дипломата Financial Times.
Например, из Братиславы в последнее время доносятся противоречивые заявления. Сначала президент Зузана Чапутова заявляет, что словацкие власти разочарованы негативным отношением Венгрии к шестому пакету санкций, а затем, в тот же день, вице-премьер, министр экономики Рихард Сулик требует предоставить республике трехлетний переходный период для присоединения к нефтяному эмбарго.
Словом, хочется и невинность соблюсти, и капитал приобрести. На этом фоне позиция Венгрии вызывает все-таки большее уважение.
Посчитаем по осени
Реагируя на уже действующие санкции и готовясь к новым, Россия переориентирует поставки нефти из Европы в Азию. И уменьшает добычу. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт нефти из РФ на мировой рынок составляет около 8 млн баррелей в сутки (б/с). В апреле он сократился в среднем на 1 млн б/с, а во второй половине года может сократиться на 3 млн б/с.
Тем не менее благодаря повышению цен на нефть доходы России от ее продажи уже выросли в этом году на 50%, сообщило МЭА. По его сведениям, ежемесячно РФ зарабатывала на торговле нефтью и нефтепродуктами около $20 млрд, а поставки осуществлялись в основном в Китай и Индию (которые рассчитывают, что теперь российское сырье будет доставаться им с приличным дисконтом).
Телеканал NDTV передал со ссылкой на свои источники, что индийские компании хотят покупать у России нефть менее чем за $70 за баррель, чтобы компенсировать риски, связанные с западными санкциями. Это значительно ниже цены на нефть марки Urals, фиксировавшейся в мае.
Легко предположить, что точно так же будет вести себя и Китай, который, как в былые времена, может чувствовать себя мудрой обезьяной, наблюдающей с горы за битвой двух тигров в долине.
Кто выиграет, а кто в результате проиграет, наверное, надо будет считать по осени.