31 МАЯ, 16:00

Аварийность, или Девять лет улучшений: как далека РФ от нулевой смертности на дорогах

МОРЖАРЕТТО Игорь
Партнер аналитического агентства "Автостат"

Игорь Моржаретто — о проблемах, которые не дают достичь поставленной цели по ДТП в России

Недавно были подведены очередные итоги аварийности на российских дорогах — в течение последних девяти лет продолжается снижение основных показателей дорожно-транспортных происшествий. Причины такой тенденции ясны: ужесточились наказания для нарушителей, усилился контроль, действуют меры воспитания и пропаганды, сами дороги стали лучше, а автомобили безопаснее. Тем не менее итоговые цифры все же говорят, что мы еще далеки от поставленной цели — добиться нулевой смертности на дорогах.

Так, в 2021 году в стране было зарегистрировано 133 тыс. (-3,1% относительно 2020 года) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14 874 (-5,8%) человека и получили ранения 167 856 (-4,2%). Таким образом, и уровень социального риска (количество погибших в авариях на 100 тыс. жителей) у нас пока высок — 10,2 человека. Планируется, что к концу десятилетия он опустится до четырех человек на 100 тыс. населения. Но это все равно много.

Информационно-аналитический обзор "Дорожно-транспортная аварийность в РФ за 2021 год" — это объемный документ, подготовленный в Научном центре БДД МВД страны: 126 страниц, десятки таблиц, диаграмм и графиков. На мой взгляд, мы, как участники дорожного движения, должны знать основные показатели.

"Портреты" аварий

Согласно статистике, в РФ меньше всего ДТП регистрируется зимой и весной — меньше (и медленнее) поездок. Рост аварийности начинается в мае. Самые тяжелые в этом смысле месяцы — с июля по октябрь, а пик приходится на август (поехали в отпуск и расслабились?). Самый аварийный день недели — пятница. Наиболее аварийно опасное время суток — с 17 до 20 часов: происходит более четверти (27%) всех ДТП. Самыми опасными регионами по уровню социального риска считаются Калмыкия и Тува: шанс попасть и погибнуть в аварии выше всего — 30 человек на 100 тыс. населения.

Самыми распространенными видами ДТП в России являются: столкновение транспортных средств (почти 45% всех аварий), наезд на пешехода (27%) и съезд с дороги (11%). Девять из десяти происшествий в 2021 году произошли из-за нарушений правил дорожного движения водителями, а каждая десятая авария случилась по вине пешехода.

Если попытаться составить "портрет" водителя — виновника ДТП, то получается, что зачастую это мужчина в возрасте от 30 до 40 лет (на их долю приходится почти треть всех аварий) с немаленьким водительским стажем — в среднем порядка 15 лет (около половины всех аварий). Посчитал, что "я все знаю, все умею, я очень опытный"? Но дорога расслабленности (расхлябанности) и излишней самоуверенности не прощает.

Любопытно, что почти полностью с "портретом" водителя-виновника совпадает и "портрет" погибшего в ДТП: мужчина в возрасте от 30 до 40 лет (мужчин на дорогах гибнет в три раза больше, чем женщин, при том, что в общей численности населения РФ женщин больше в 1,2 раза). Почти половина жертв ДТП (44%) являлись водителями, немногим более четверти — их пассажирами (27%) или пешеходами (26%).

В информационно-аналитическом обзоре также отмечается, что три четверти всех аварий произошли на территории городов. Наиболее опасными являются участки федеральных автодорог, которые проходят через населенные пункты. А таких территорий у нас много — мне, например, сразу вспоминаются Клин и Солнечногорск в Московской области, Покров и Петушки во Владимирской.

Основными видами нарушений в 2021 году со стороны водителей, которые стали причинами ДТП, являются: неправильный проезд перекрестка (17% от общего количества), превышение скорости (16%), нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части (12%), неправильный выбор дистанции (10%), нарушение правил проезда пешеходных переходов и выезд на полосу встречного движения (по 9%).

Бичом нашей страны по-прежнему остается пьянство; причем число желающих сесть за руль "под градусом" хоть и сокращается, но все же остается большим. В прошлом году с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения (или с его признаками — когда водитель отказался от освидетельствования) произошло каждое восьмое ДТП (всего 476 тыс. правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами водителями с признаками опьянения). В результате погибли 3 866 и ранены 20 796 человек. Это существенно меньше, чем даже в ковидный 2020 год (со всеми его самыми строгими ограничениями практически повсеместно), но показатель не может не печалить.

Подобные ДТП традиционно чаще всего случаются в мае (45,8 тыс.), а также в выходные и праздничные дни — в 2021 году больше всего "пьяных аварий" было зафиксировано 2 и 9 мая. А наиболее "популярным" временем для "ДТП подшофе" стали часы с 22 до 5 утра. Это результаты тяги на "ночные подвиги" и отсутствия тех, кто мог бы прервать, вразумить, задержать нерадивого водителя?

В девяти из десяти случаев пьяным водителем являлись в 2021 году мужчины, чаще всего в возрасте от 30 до 39 лет за рулем довольно старой машины (от 10 до 15 лет).

Каршеринг не для всех

С недавних пор в статистике ГАИ появились новые разделы, которые посвящены аварийности среди новых видов транспортных средств: например, каршеринга (краткосрочная аренда автомобиля). В прошлом году количество ДТП с участием каршеринговых машин увеличилось на 41% (891 случай), число погибших — на 137% (64 человека), раненых — на 47% (1 133 человека). Половина всех аварий произошла в Москве, четверть — в Санкт-Петербурге. Причем в каждом седьмом случае водитель был пьян. В ситуации с этим видом транспорта меня также беспокоит то, что в 30 ДТП водители каршеринга не имели прав; еще в 13 авариях виноваты были водители, лишенные удостоверения; а шесть ДТП спровоцировали водители в возрасте до 18 лет, которые в принципе не могли быть допущены за руль автомобиля. Это говорит о том, что по-прежнему существует большая проблема с допуском к аренде автомобилей "не тех" людей.

В целом же на фоне общего количества аварий показатели по случаям с каршерингом не столь велики (меньше процента), но тенденция — налицо. Тем более что парк таких машин в крупных городах все растет. В столице их насчитывается порядка 30 тыс. штук — в прошлом году совершено больше 50 млн поездок.

Автомобилист или велосипедист

Горожан все активнее призывают пересесть на велосипеды в силу их экологичности, пользы для здоровья, а порой и скорости (например, в сравнении со стоянием в пробках). Но вот с точки зрения безопасности движения на велосипеде — все еще есть существенные проблемы в РФ. Сразу оговорюсь, виноваты в этом не только автомобилисты, но и сами велосипедисты, которые в большинстве своем не знают, что в Правилах дорожного движения им посвящена целая глава.

В 2021 году в стране зарегистрировано 4 795 ДТП с пострадавшими велосипедистами, в которых погибли 308 и получили ранение 4 504 человека. Аварийность с участием велосипедистов, конечно, носит сезонный характер — больше всего с мая по сентябрь.

Кстати, на днях в Санкт-Петербурге прошел суд, который может стать показательным. Государственный орган обязал велосипедиста оплатить ущерб, который был причинен в результате столкновения с машиной. Некий молодой человек, изрядно выпив, решил покататься по родному городу на двухколесном средстве передвижения с педалями: Ленинский проспект он пересекал по пешеходному переходу, но на красный сигнал светофора (не спешившись), где его и сбил автомобиль. В результате столкновения велосипедист упал на капот, разбил лобовое стекло и помял крышу машины. Сам он практически не пострадал. Сотрудник ГИБДД, который приехал на место происшествия, установил, что ПДД нарушил именно велосипедист, а водитель автомобиля двигался согласно правилам. Теперь ответчик обязан уплатить 208 тыс. рублей за ремонт авто и еще 12 тыс. за судебные расходы.

По статистике аварийности, в 51% аварий с велосипедистами виноватыми оказываются все же водители автомобилей, но в 49% — сами велосипедисты. Разница невелика, а результат печален.

Электрические новинки

Еще один важный момент, особенно с приходом тепла в наши регионы, — на улицах появляется все больше людей на СИМ (средствах индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем). Они стремительно ворвались в нашу жизнь, их много, и они разные — электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электроскейты и так далее. Сегодня в законе не прописано, к какой категории участников дорожного движения их отнести, — там вообще нет понятия "СИМ" и правил пользования ими, соответственно, тоже. При том, что одни разновидности и модели СИМ имеют технические характеристики, по формальным признакам соответствующие мопеду (если электродвигатель имеет мощность от 250 Вт и до 4 кВт), а другие ближе к велосипеду с электродвигателем (при мощности до 250 Вт). В случае аварии с маломощным СИМ его водитель чаще всего записывается в протоколе как пешеход. Если самокат оснащен электродвигателем мощностью больше 0,25 кВт, считается, что им управляет водитель (к которому требований больше). Но ни номеров, ни каких-либо табличек с характеристиками у СИМ зачастую нет.

Совсем недавно сотрудники столичной Госавтоинспекции провели рейд по проверке соблюдения ПДД велосипедистами и другими пользователями средств индивидуальной мобильности. Выявлено было почти 4,5 тыс. нарушений — из них 3,4 тыс. случаев приходится на курьеров. Наверное, у нас в службы доставки берут исключительно отважных и бессмертных людей…

Правда, статистика показывает, что это не так. В прошлом году было зарегистрировано 672 (+68% по отношению к показателям 2020 года) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+186%) человек, в том числе один ребенок. Ранения получили 704 (+67%) человека (133 ребенка). Но это не полная статистика, потому что во многих авариях человек на СИМ был записан как пешеход, который совершил наезд (!) на другого пешехода. В 2021 году таких ДТП было 483 (+46%), в которых погибли 11 и были ранены 509 человек. А сколько таких "наездов" не были зарегистрированы?

Кроме того, в прошлом году, по официальным данным, случилось 189 ДТП с участием мощных СИМ, "схожих по характеристикам с мопедом с электродвигателем", в которых погибли девять человек и получили ранения 195 человек.

Теперь же просуммируем эти данные. Получается, что в прошлом году нам стало официально известно о 1 344 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых погибли 40 человек и еще 1,4 тыс. получили травмы. Как вам кажется, это достаточный повод для того, чтобы оперативнее внести статью об этих СИМ в ПДД? Определить, что это такое, кто имеет право ими управлять и где их место (на проезжей части или тротуаре)? С какой скоростью можно ехать? Нужны ли права для мощных электросамокатов?

Сегодня в статистике ГАИ в качестве причин аварий, например, с электросамокатами называются такие нарушения, как передвижение по проезжей части (32%), невыполнение требований знаков и разметки (14%), пересечение проезжей части вне пешеходного перехода (11%), езда в состоянии алкогольного опьянения (5% — опережают велосипедистов и отстают только от нетрезвых водителей мототранспорта). Кстати, как указано в обзоре, в половине аварий виновник ехал на мощном самокате, который мог развивать скорость свыше 60 км/ч, и в большинстве случаев безо всякой защиты.

В ГИБДД по этому случаю делают вполне конкретные выводы: "Аварийность с участием пользователей СИМ имеет прогрессивную динамику роста всех основных показателей ввиду растущей популярности подобных средств передвижения… И можно предположить, что улично-дорожная сеть населенных пунктов в большинстве случаев не готова к появлению новой категории участников дорожного движения. В связи с тем, что дороги населенных пунктов остаются неприспособленными для пользователей СИМ, отсутствует техническое регулирование производства, ввоза и обращения таких технических средств, не определен их правовой статус в качестве категории участников дорожного движения, движение СИМ остается неупорядоченным". Вопрос настолько остро уже стоит, что явно нужно начинать вводить положения касательно СИМ в закон, а то их будто и вовсе нет.

Пассажир и пешеход

Немаловажно, конечно, сказать и еще о двух категориях участников дорожного движения, которые страдают от ДТП больше всего, — это пассажиры и пешеходы. В прошлом году произошло 47,9 тыс. аварий, в которых погибли 4 тыс. и ранены 62,6 тыс. человек среди пассажиров. Думаю, эти цифры могли бы быть существенно меньше, если бы люди, например, пристегивались — в каждом десятом случае пассажир пренебрег ремнем безопасности. Аналогичный вопрос стоит и касательно детских кресел.

С пешеходами ситуация немного лучше — девятый год подряд снижается аварийность с их участием. Тем не менее в прошлом году было зарегистрировано 35,7 тыс. ДТП, связанных с наездами на пешеходов, в которых погибли 3 767 и ранены 33 тыс. человек. Помните, пешеход не всегда прав! Действительно, в 67% случаев виновниками были водители транспортных средств, но более чем в трети — сами пешеходы. А что приносит больший ущерб для каждого — помять бампер машины или собственные кости, — думаю, разница очевидна.

Как мы видим, цифры аварийности сокращаются, но проблемы еще есть. И есть регионы, в которых они выражены острее, — сегодня в списке отстающих 36 субъектов РФ. Ответственные органы, конечно, продолжат работу над тем, чтобы наши дороги становились все более безопасными. Но нужно всегда помнить, что здесь очень многое зависит от каждого из нас. Все еще сомневаетесь? Тогда перечитайте этот текст еще раз…

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru