Кто последний на Луну? Как "Соглашения Артемиды" ставят под вопрос договор о космосе
Михаил Котов — о юридических тонкостях в космическом пространстве
Франция подписала разработанные США "Соглашения Артемиды" по освоению Луны. В этот некий союз теперь входит двадцать самых разных стран от Румынии до Австралии. При этом некоторые из этих государств не имеют даже обычной космической программы.
Давайте попробуем разобраться в целях этих соглашений, чем они привлекательны и почему в них не участвуют Россия и Китай…
Закон — везде закон
Даже если улететь на миллионы километров от Земли, то найти территорию или пространство, где не будут действовать какие-либо законы, очень сложно. Все началось еще в 1958 году, когда лишь несколько космических аппаратов смогли преодолеть земное притяжение. Уже тогда специалисты США и СССР задумались о правовом вакууме в космическом пространстве, о том, что он способен привести к реальным "звездным войнам". В течение почти десяти лет юристы из разных стран готовили первый вариант закона о космосе. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, стал краеугольным камнем "внеземного" права. Его провели через процедуру согласования ООН и приняли (ратифицировали) 109 государств, в том числе и те, кто еще даже не планировал начало своей космической программы.
Считается, что именно благодаря этому договору космос не стал ареной для холодной войны, которая велась на Земле. Благодаря договору о космосе стало невозможным размещение в космическом пространстве ядерного или любого другого оружия массового уничтожения, а также установка его на Луне, любом другом небесном теле или на рукотворной станции.
Есть в договоре и еще один важный пункт, касающийся владения небесными телами. В документе прописано, что отчуждение и владение какой-либо частью или небесным телом целиком невозможно. То есть страна, компания или отдельный человек не могут объявить своей собственностью, например, Марс или часть Луны. Построить орбитальную станцию и владеть ей — легко, запускать научные космические аппараты — пожалуйста, а вот купить или просто присвоить себе естественное небесное тело нельзя.
Кстати, из этого следует, что любой бизнес по продаже звезд, планет или лунных участков не более чем мошенничество. За красивыми словами о праве собственности не стоит юридического подкрепления, а сертификаты на владение не более чем красивые куски бумаги.
Противоречия начались с Луны
Договор этот, правда, небольшой и содержит мало подробностей и разъяснений (как, впрочем, и большинство подобных правоустанавливающих документов). Поэтому ряд пунктов приводит к разной трактовке, дополнительным вопросам и противоречиям. К примеру, касаемо того же запрета на владение. Если поставить на Луне завод для выработки водорода и кислорода из водяного льда, который обнаружили на полюсах, можно ли будет продавать результаты его деятельности, кто будет получать доход?
Ситуация напоминает мне диалог из мультфильма "Каникулы в Простоквашино":
— Вот ты, дядя Фёдор, сам посуди, вот если мы холодильник напрокат берём, он чей?
— Государственный.
— Правильно, дядя Фёдор!
— А мороз, который он вырабатывает, чей?
Ответ на этот вопрос применительно к космосу должно было дать более полное Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, подготовленное ООН в 1979 году. Однако в отличие от договора о космосе этот документ не получил популярности (его подписали всего несколько небольших стран).
Американское соглашение вразрез с общепринятым
Наличие водяного льда в районе полюсов Луны было открыто в конце 1990-х годов — появилась возможность добывать на Луне водород и кислород, что является экологичной и достаточно эффективной топливной парой. И пусть хранить водород не так удобно, как, к примеру, гелий, это все равно дает прекрасные перспективы для будущего освоения спутника Земли. Многие государства заявили о создании автоматических и пилотируемых программ для исследования Луны.
В 2020 году 45-й президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ о возможности коммерческой добычи полезных ископаемых в космосе. То есть, согласно этому документу, добывать полезные ископаемые можно как на Луне, так и на других космических телах (например, подтащить к Земле астероид, состоящий из драгоценных металлов, распилить его и продать). "Космическое пространство является с юридической и физической точки зрения уникальным пространством для деятельности человека, и Соединенные Штаты не рассматривают его в качестве всеобщего достояния", — отмечается в документе. Также в американском указе сказано, что администрация Штатов будет противодействовать любым попыткам со стороны любого другого государства или международной организации трактовать соглашение о Луне 1979 года "как отражающее или каким-либо иным образом выражающее обычное международное право".
Таким образом США просто торпедировали предлагаемое Организацией Объединенных Наций соглашение и предложили его заменить на возможность коммерческой работы в космосе. Ведь для развития космических программ требуются большие инвестиции, а "Соглашения Артемиды" стали тем самым удобным способом их привлечь — обещанием возможности совместной добычи полезных ископаемых.
Уже сейчас понятно, что программа, в которую входит как пилотируемая высадка, так и последующее создание лунной базы, будет стоить гораздо больше, чем планировалось изначально. Даже большой американский бюджет вряд ли в состоянии ее потянуть. Вот и требуется создавать новые альянсы в обход нормальной схемы взаимодействия через ООН — под разговоры о будущих прибылях, как ожидается, потекут не только государственные, но и частные инвестиции. "Соглашения Артемиды" подписали пока Австралия, Бахрейн, Бразилия, Канада, Колумбия, Франция, Израиль, Италия, Япония, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Польша, Румыния, Сингапур, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и США.
Вообще "Соглашения Артемиды" — это яркий пример эрозии международного права под напором США. Решения такого уровня явно должны приниматься не одним государством (и даже не группкой), а обсуждаться и выноситься на голосование в ООН, особенно с учетом того, насколько широко американские юристы толкуют договор о космосе. Но в таком случае придется договариваться с Россией и Китаем, а это влечет за собой серьезное обсуждение возможных проблем, создаваемых соглашениями, и уступки. США ведут очень хитрую стратегию — продавливают "Соглашения Артемиды" как продолжение договора о космосе (при этом толкуя его с выгодой в свою сторону).
Альтернатива, основанная на правилах
Естественно, РФ и КНР (да и некоторые другие страны) ситуация с "Соглашениями Артемиды" не может устраивать. Москва и Пекин продолжают последовательно стоять на позициях оригинального договора о космосе, показывая приверженность принципам развития научной космонавтики.
Серьезных же и проработанных предложений по альтернативному развитию космоса (с интересными для инвесторов со всего мира проектами) никто не предлагает.
Для того чтобы организовать полноценный альянс, недостаточно того, что есть сегодня между Россией и Китаем по линии космоса. Все ждут, во-первых, реальных результатов по проекту создания автоматической лунной станции, который был анонсирован в июне 2021 года. Во-вторых, необходимо создать согласованную и удобную программу развития Луны с возможностью для входа в нее других государств и частных инвесторов. Собственно, такие предложения были в дорожной карте проекта автоматической лунной станции, пора их претворять в жизнь. Делать это нужно без промедления, иначе на Луне могут начать появляться частные закрытые территории.
Впрочем, нельзя сказать, что у США с "Артемидой" пока получается что-то кроме громких заявлений и сбора сторонников. Сверхтяжелая ракета SLS все еще не готова, и даже ее первый тестовый запуск постоянно переносится. Пока так и не совершила свой первый орбитальный полет многоразовая ракета-носитель Starship от компании SpaceX, которая должна стать основой для лунного посадочного модуля. Соответственно, под большим вопросом сегодня находятся и итоговые сроки как первой миссии, так и создания самой лунной базы.