8 августа 2022, 16:20
Мнение
Санкции в отношении России

Новый этап в "Автовазе" как новая реальность российского автопрома: чего ждать от Lada

Игорь Моржаретто — о планах в Тольятти и Ижевске

Новый глава компании "Автоваз" Максим Соколов на встрече с главой Удмуртии Александром Бречаловым и коллективом ижевского завода 4 августа обрисовал первые, пока еще общие черты будущей концепции развития предприятия и планы по использованию производственных площадок в Тольятти и Ижевске. Несмотря на многие трудности, вызванные прежде всего санкционной политикой против РФ и нарушением логистических цепочек из-за пандемии COVID-19, эти намерения внушают оптимизм.

Уже не автогигант

Волжский автозавод по традиции в СМИ часто продолжают именовать "автогигантом", хотя этому титулу он давно уже не соответствует. Крупный автозавод, самый большой в стране, но не гигант. Это при рождении, в начале 1970-х годов, он был даже по мировым меркам крупнейшим предприятием, способным выпускать до миллиона автомобилей в год. Правда, таких показателей в Тольятти никогда не достигали: рекорд — около 800 тыс. авто, из которых 40% отправляли на экспорт. Но и это было давно.

Крупнейшему предприятию отрасли пришлось несладко — несколько раз завод стоял в шаге от банкротства и недружественного поглощения. Спасало обычно государство беспроцентными ссудами, льготными кредитами, госзаказами или, например, высокими таможенными пошлинами для конкурентов (в том числе подержанных иномарок).

По-настоящему современным, конкурентоспособным автозаводом, стоит признать, получилось стать только с помощью именитого зарубежного партнера — компании Renault. Да и это было непросто, ведь завод был построен под специфическую советскую, высоко монополизированную, командно-административную экономику нерыночного типа. Тем не менее с приходом сильного иностранного инвестора предприятие начало оживать: появились новые интересные модели, обозначились перспективы для развития. При этом "Автоваз" позиционировался как часть крупнейшего мирового автомобильного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

В феврале этого года ситуация в очередной раз коренным образом изменилась. Сегодня "Автоваз" — чисто российское предприятие, причем с большой долей государственного участия. Из-за разрыва логистических цепочек (и отношений с иностранным партнером) "Автоваз" простоял без работы практически всю весну. Только в начале июня заработала одна из ниток конвейера, на которой началась сборка упрощенной модели Granta Classic 22.

Это не только новый этап в жизни автомобилестроительной компании, но и в какой-то мере новая реальность в жизни всего отечественного автопрома. Российский авторынок в целом очень зависит от работы (или же простоя) этого завода.

С опорой на собственные силы

В августе предприятие заработало с графиком пятидневной рабочей недели (ранее это было в лучшем случае четыре дня в неделю). С двух конвейерных ниток бесперебойно сходят две модели — Granta Classic 22 и Niva Legend Classic 22; причем практически каждую неделю появляются (или восстанавливаются?) новые комплектации. К примеру, уже с конца июля в продаже появилась Granta с кондиционером, а к концу лета обещают автомобиль с подушками безопасности (из-за санкций не было возможности получать необходимые комплектующие). В первые дни августа дилеры марки стали продавать ежесуточно более чем по тысяче автомобилей, что соответствует докризисным показателям. Это машины всего модельного ряда "Автоваза" — как и те, что только сошли с конвейера, так и остававшиеся на складах. Также удалось дособрать почти тысячу автомобилей Largus и 1,8 тыс. Vesta. В результате доля марки на российском рынке сегодня достигает рекордных 32%.

За счет появления в продаже недорогих, доступных автомобилей (антикризисная версия седана без подушки безопасности и АБС сейчас стоит 678,3 тыс. рублей; "упрощенная" Lada Niva — 806,9 тыс. рублей) в целом начала меняться и ситуация на рынке — настолько, что многие эксперты заговорили о грядущем снижении цен в сфере в целом. Чему я склонен верить.

Правда, цены на автомобили в более привычной комплектации от "Автоваза" пока не радуют. Универсал Largus по официальному прайс-листу завода стоит 1,3–1,5 млн рублей; обновленную Lada Vesta планируется продавать за 1,63–1,8 млн рублей. Но дилеры, видимо, учитывая дефицит моделей, стали накручивать цены. Например, один из столичных салонов предлагает Vesta NG в полной комплектации с вариатором (и целой россыпью разных опций) за 2,6 млн рублей. Увы, последствия дефицита современных моделей, думаю, в той или иной степени будут сказываться еще долго — как минимум до весны следующего года.

На "Автовазе", по словам Максима Соколова, рассчитывают, что во втором полугодии 2022 года на заводе соберут порядка 100–120 тыс. автомобилей; а в следующем объемы производства могут увеличить до 400–500 тыс. машин (в зависимости от потребностей рынка).

Как отметил в беседе директор предприятия, на конвейере уже к концу лета появится вторая Niva — Travel (пока в упрощенном варианте). Осенью же Largus станет первой моделью с АБС, подушками безопасности и другими привычными современному человеку опциями. В начале следующего года к такой комплектации планируется вернуть все авто из Тольятти, включая Vesta (производство которой, как обещают, возобновится в первом квартале 2023 года — причем это будет обновленная модель).

При этом недавно Максим Соколов заявлял, что в Тольятти работают над созданием некого кроссовера на базе Vesta — интрига пока сохраняется, глава "Автоваза" не поделился никакой более информацией на этот счет. Но подтвердил, что каких-либо юридических проблем с тем, чтобы продолжить выпуск лицензионных (теперь) моделей Renault (Logan, Sandero, Duster), нет. Хотя пока не удалось просчитать экономику этого производства: как будет построена логистика по доставке необходимых комплектующих и во сколько это обойдется; сколько придется платить роялти французской компании за использование лицензии… В общем, пока нет понимания, насколько это будет выгодно покупателям и предприятию, завод сосредоточился на выпуске собственных моделей — по которым тоже насущных вопросов достаточно. Тем не менее ответы на них уже видны на практике (в ситуации с теми же подушками безопасности). Сложнее обстоят дела с поставками электронных элементов систем безопасности, но и АБС, как уверяет глава "Автоваза", тоже снова появится на машинах Lada. 

А вот Lada XRAY, скорее всего, в скором времени окончательно исчезает с российского рынка и из модельного ряда "Автоваза". Модель так и не стала популярной — за пять лет выпущено всего чуть более 160 тыс. машин. О завершении производства говорили уже давно, и нынешний кризис хетчбэк вряд ли перенесет — заводу выгоднее сосредоточиться на других, более востребованных авто.

Например, на Vesta — лидере модельного ряда (который, как я уже отметил, теперь будет производиться в Тольятти). Окончательное решение о переносе производства из Ижевска принял совет директоров АО "Автоваз" на прошлой неделе. В четверг, 4 августа, с конвейера в Ижевске сошла последняя Lada Vesta NG — красный универсал SW Cross. Затем завод отправился в простой (впрочем, он и так стоял с начала апреля и до июля). Как отмечает руководитель предприятия, решение это не политическое, а сугубо экономическое: мощности головного завода в Тольятти недозагружены, и нет смысла выпускать автомобили на двух площадках — дешевле сконцентрировать все массовое производство на одной. Тем более что двигатели, коробки передач и целый ряд узлов и так выпускали в Тольятти, а потом везли за 600 км в Ижевск (а логистика в сегодняшних реалиях еще дороже, чем обычно). Так, со следующего года Vesta будет выпускаться на конвейере, где до недавнего времени собирали Renault Logan и Sandero.

Жаркое лето в Ижевске

Конечно, коллектив завода "Лада-Ижевск" отнесся к идее переноса производства Vesta без энтузиазма. В конце июля одна из профсоюзных организаций Ижевского автозавода даже направила открытое письмо президенту страны, где говорилось, что "решение "Автоваза" перенести сборку автомобилей из Ижевска в Тольятти оставляет три тысячи сотрудников завода не у дел".

По-человечески персонал автозавода понять можно: потеря работы — не самая лучшая перспектива. Тем не менее письмо подписали только около тысячи работников Ижевского автозавода из 3,6 тыс. Всего же, как было сказано неофициально в ходе встречи, речь может идти о сокращении примерно 1,5–2 тыс. человек, когда весь коллектив компании насчитывает порядка 42 тыс.

При этом Ижевск — это отнюдь не моногород, а крупнейший промышленный центр Южного Урала. Как было отмечено во время встречи, сегодня потребность в рабочей силе в республиканской столице составляет порядка 19 тыс. человек; из них около 10 тыс. по профилю, который может устроить нынешних работников завода. Больше всего вакансий имеется на крупнейших оборонных предприятиях (например, на заводах концерна "Калашников"), где готовы предложить работу бывшим сотрудникам "Лада-Ижевск", причем без потерь в зарплатах и с погашением трат на переобучение (берет на себя руководство республики и администрация города). При этом "Автоваз" обязался выплатить всем работникам, которые решат уволиться по соглашению сторон, компенсацию в размере от пяти до семи средних заработных плат (в зависимости от стажа работы).

К повышению эффективности производства и снижению себестоимости продукции стремится любая компания, "Автоваз" здесь не исключение. Площадку в Ижевске с самым современным оборудованием и налаженной логистикой никто закрывать не собирается: будут производить часть комплектующих для Vesta (цех штамповки, производство пластика, сохраняются также сервисные подразделения). По словам руководства, на базе завода хотят создать индустриальный парк "Лада-Ижевск", куда собираются привлечь резидентов — производителей самой разной продукции (не только для "Автоваза"). Аналогичный опыт уже есть в Тольятти, что дало более 2,5 тыс. новых рабочих мест.

Кроме этого, на площадке "Лада-Ижевск" планируется развернуть проект по выпуску нового автомобиля — того самого электрического универсала Lada e-Largus. Это, наверное, была самая главная автомобильная новость в России на прошлой неделе.

Lada на электротяге

Пока Lada e-Largus — это, конечно, не серийная машина, а только прототип. Причем продемонстрировано было не полноценное авто, а электрифицированная платформа. Впрочем, кузов всем и так хорошо знаком по популярной модели — на электрической версии, как уточнил Максим Соколов, будет ровно такой же.

Пусть сейчас это только концепт-кар, но уже понятно: в Ижевске будет организовано производство со сваркой и окраской кузовов, а также окончательная сборка электромобилей. Причем, видимо, в ближайшее время. Откуда такая уверенность? Просто в этом случае "Автоваз" пошел по пути, который прошли (или проходят) многие ведущие мировые автоконцерны, когда электромобиль создается на базе уже существующей машины.

Выбор именно Largus понятен — модель популярная (в 2021-м — не в самом лучшем — году было продано свыше 60 тыс. штук), глубоко локализированная в нашей стране и существует сразу в двух вариантах: пассажирском и грузовом. К тому же длинная колесная база (больше 2,9 м) позволяет разместить вместо бензобака довольно емкую электрическую батарею; а под капотом — электромотор и еще одну батарею.

Представляется, что e-Largus — это стопроцентный электромобиль. Правда, о его конструкции автор проекта Олег Груненков рассказал очень скупо — мол, еще не до конца отработаны все системы. Например, пока даже не определено, какой будет батарея: никель-кобальт-магниевой или литий-железо-фосфатной. Отмечается, что машину приводит в движение один электромотор (но какой?) с простым редуктором и собственной системой охлаждения (привычной коробки передач нет, как на всех современных электромобилях). Привод, как и раньше, предусмотрен только на передние колеса. Зарядный разъем европейского стандарта CSS расположат под бывшим лючком бензобака по правому борту. Вместо привычного гидроусилителя руля поставят электрический, как на моделях XRAY. Салон претерпит минимальные изменения по сравнению с обычным автомобилем: вместо рукоятки КПП — джойстик, на приборной панели — новые показатели (остаток заряда батареи и т.д.).

В целом показанный концепт e-Largus — почти готовый автомобиль, ведь для перевода на электротягу ему не требуется серьезных изменений кузова. Все главные достоинства модели сохраняются: хорошая грузоподъемность, вместимость, высокий клиренс… Выпускать будут как пассажирскую версию электрического Largus (на пять и семь мест), так и грузовой вариант. Запас хода на одной зарядке (в зависимости от версии), как обещают, составит от 250 до 350–400 км. Например, для коммерческого варианта в городских условиях достаточно будет запаса хода в 250 км, и важно, что сохранится грузоподъемность в 800 кг.

Точная дата запуска е-Largus в производство пока не известна, но, согласно плану, собрать первую промышленную партию должны уже в следующем году. Пока, конечно, рано говорить об объемах производства электрического универсала, но в Ижевске можно выпускать несколько десятков тысяч e-Largus ежегодно. Причем власти республики уже начали работу по поддержке электрификации региона: с прошлого года здесь отменен транспортный налог для владельцев "электричек"; установлены десять зарядных станций (в этом году откроют еще три), а осенью одно из предприятий республики (и, как рассказал Бречалов, один из будущих резидентов индустриального парка), "ИКСЭл-Сарапул", должно начать производство современных зарядных станций.

Между прочим, первый электромобиль, произведенный в Ижевске, пообещал купить сам глава республики. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru