8 июля 2022, 09:55
Мнение
Санкции в отношении России

В салонах и на заводах: какие машины предлагает российский рынок

Игорь Моржаретто — о состоянии авторынка на начало июля 2022 года

В России вторую неделю подряд фиксируется рост продаж автомобильной техники (по данным агентства "Автостат"). С 27 июня по 3 июля было продано 12 194 машины. Это вроде бы совсем немного, но уже на 20% больше, чем за предыдущую неделю, которая также показала некоторый прирост — 10%. Да, показатели пока говорят, что падение продаж за год составило аж 82%, но в июне по сравнению с маем они все же выросли — на 13%. Так что есть робкая надежда, что складывается некая тенденция и наш авторынок начал потихоньку подниматься.

А что вообще сейчас можно найти в салонах дилеров?

В поисках "автоклада"

Совсем недавно была опубликована целая серия снимков, сделанных с помощью дронов: несколько больших площадок в Подмосковье, заполненных новыми автомобилями Kia, Hyundai, Haval, Geely, Mercedes-Benz и так далее. По подсчетам экспертов, в логистических терминалах вокруг Москвы сейчас находится порядка 30 тыс. автомобилей различных марок. Много это или мало? Конечно, мало, потому что здесь, похоже, сосредоточены все запасы новых автомобилей в стране. Если выбросить их на рынок одномоментно, их хватит не более чем на месяц. При том, что часть машин, по некоторым моим сведениям, продавать нельзя: запретили импортеры. На самом деле, как заверяют в Ассоциации российских дилеров (РОАД), дефицит в России сохраняется практически у всех марок, ведь производство остановлено или работает с большими перебоями, а официальных поставок нет. По данным большинства иностранных брендов, стоковых запасов хватит на два-три месяца. В первую очередь речь о массовых моделях: Kia, Hyundai, Renault, Skoda, Volkswagen. Причем если в случае с корейскими производителями хотя бы просматриваются перспективы (как сообщают мои источники, определены новые логистические пути по доставке комплектующих для сборки на предприятие Hyundai в Санкт-Петербурге; заработал, пока пусть и не в полную силу, калининградский завод "Автотор"), то с европейскими и японскими марками — полная неясность. Когда возобновится сборка? Возобновится ли вообще? Или автомобили поедут к нам по импорту? Последнее — вряд ли: в мире наблюдается дефицит новых машин (говорят о примерно 10 млн штук), и можно предположить, что производители постараются сначала удовлетворить спрос в своих странах.

Тем не менее "живые" машины разных марок в салонах наших дилеров есть. Без проблем можно найти, например, популярный хетчбэк Kia Rio X (только вот цена кусается — от 1 724 000 рублей за автомобиль с мотором 1,6 л и механической коробкой передач; хорошо укомплектованный вариант на автомате потянет уже на 2–2,3 млн рублей; за Sportage просят в среднем 2,9–3,4 млн рублей).  

Пока есть запасы и лифтбеков Volkswagen Polo. Только надолго ли их хватит? Такую машину можно найти и в Москве, и в Сургуте, только имейте в виду — цена за простейшую комплектацию с механикой стартует от 1,7 млн рублей. Французская компания Renault официально из России ушла, но машины нашей сборки у дилеров пока есть. И тоже стоят не дешево: популярный кроссовер Duster с передним приводом и двигателем 1,6 л обойдется минимум в 1,7 млн рублей, а вариант 4х4 с мотором 2 л и механикой дешевле, чем за 2,3 млн рублей, мне найти не удалось.

Не так давно в автосалонах начала появляться облегченная Lada Granta. Дилеры отмечают, что спрос на нее даже превышает предложение. Цены на седан стартуют от 678 тыс. рублей, универсал можно будет купить за 705 тыс., а лифтбек — от 698 тыс. За июнь завод в Тольятти собрал всего 7,5 тыс. таких машин, но уже в июле готов увеличить производство Lada Granta на 30%, до 10 тыс. штук. В этом же месяце начнется сборка внедорожника Niva Legend, а с августа — и Niva Travel. Всего во втором полугодии, как пообещал президент "Автоваза" Максим Соколов, в Тольятти выпустят порядка 100–120 тыс. автомобилей. Есть в салонах дилеров в достаточном количестве и "УАЗы": "Патриот" за 1,7–2 млн рублей с механической коробкой, "Хантер" и микроавтобус-"буханка" (официально — "УАЗ СГР") — по 1,4–1,7 млн.

Интересно, что практически все дилеры уже перестали нагружать автомобили дополнительными опциями. Разве что сигнализацию (абсолютно лишнюю) поставят или за набор ковриков попросят доплатить (но уже по вменяемым ценам). Кого-то прижали производители или импортеры (решай: или новые машины в салоне, или доп. опции), но в большинстве случаев торговцы сами поняли — их золотое время прошло. Сейчас уже скорее на рынке правит не дефицит машин, а дефицит покупателей, напуганных ростом цен.

Кстати, на днях на рассмотрение Государственной думы РФ внесли поправки к КоАП, которые вводят санкции за навязывание продавцами дополнительных услуг, в том числе при покупке автомобилей. Штраф за это нарушение может составить аж две цены этих самых опций. Жаль, что этот законопроект не появился хотя бы года полтора назад. Но, может быть, он позволит решить другую проблему — принуждение к приобретению дополнительных страховок при покупке автомобиля в кредит.

Цена имеет значение

Как подсчитали эксперты аналитического агентства "Автостат", в марте 2022 года машины в России подорожали в среднем на 35–45%: тогда цены на машины подняли 26 брендов. В апреле и мае стоимость автомобилей продолжала расти, но уже не такими поражающими темпами: курс рубля укрепился, а спрос упал. И вот потрясающая новость: те компании, которые продолжают работать на российском рынке, в течение июня не повышали цены на свои автомобили. За месяц удорожание новых машин не было зафиксировано ни у одного из автопроизводителей (из числа тех, кто продолжает публиковать информацию о ценах на своих сайтах). А в начале июля китайские компании Haval и Geely и вовсе снизили цены на некоторые свои автомобили в РФ. Причем заранее не один из этих производителей о корректировке стоимости и причинах не сообщал.

Haval понизил стоимость практически всех своих машин на нашем рынке. Исключением стали только кроссовер Dargo, который поступил в продажу лишь месяц назад, и большой внедорожник H9. Например же, минимальная цена на обновленный кроссовер Haval F7 теперь составляет 2 569 000 рублей (еще месяц назад она равнялась 2 749 000 рублей), на самый популярный в России Haval Jolion — от 2 029 000 (в июне — 2 179 000). 150–180 тыс. рублей — неплохая экономия. Это при том, что есть еще и разные скидки (например, по программе трейд-ин).

Конкуренты не дремлют: кроссовер Geely Tugella подешевел сразу на 100 тыс. — с 3 549 990 до 3 649 990 рублей. Можно, конечно, возмущаться, что просят 3,5 млн за китайский автомобиль (пусть и созданный в партнерстве и на агрегатах Volvo), но таковы сегодня реалии рынка.

Интересная ситуация с Chery. Компания официально не снижала цены в прайс-листах, но прописала под ними сумму прямой скидки, которая применяется по умолчанию. Так, на популярный в России Tiggo 7 Pro в комплектации Prestige она составляет 220 тыс. рублей. Вроде по прайсу положено 2 779 000, а просят 2 559 000 рублей.

Вообще в течение года ситуация на рынке будет меняться, причем в лучшую сторону, уверен глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Министр считает, что цены будут снижаться не только за счет укрепления курса рубля (который по сравнению с февральским отличается почти в два раза), но и за счет насыщения рынка и роста конкуренции. Вслед за этим и ценники на автомобили будут снижаться, хотя процесс этот, очевидно, не будет резким. Очень бы хотелось… Лично я не вижу причин для снижения цен на "Лады" (которых у дилеров пока очень мало) или Toyota (производство и ввоз которых неизвестно когда восстановятся). А вот про "китайцев" — верю. И даже вижу, как между производителями из Поднебесной постепенно обостряется конкуренция. Хотя бы потому, что только они в этом году радуют нас премьерами новых моделей, причем все чаще.

Exeed LX: друг горожанина

О новом, премиальном бренде Exeed (по сути — суббренде компании Chery) мир узнал всего четыре года назад. Тогда в Китае впервые показали "младшую" модель LX. Россияне же сначала познакомились с более крупным TXL, а затем и флагманским VX. Теперь же на наш рынок вышел Exeed LX — и стал чуть ли не главной автомобильной премьерой в России этой весной.

За внешний вид модели отвечала международная команда дизайнеров: автомобиль получился хорош, хотя каких-либо уникальных черт в нем нет. В целом внешность у LX актуальная, современная — как и у других моделей бренда, главная стилистическая доминанта заключается в зауженных светодиодных фарах (уже в базе), соединенных светящейся полосой. Точно так же и габариты на корме авто связаны светодиодной нитью.

Салон ничем не уступает внешнему виду. В первую очередь за счет двух дисплеев диагональю 12,3 дюйма, объединенных в одно целое. Одна претензия — можно было бы рамки экранов сделать тоньше. Ниже расположили оригинальный сенсорный блок управления климатической установкой с парой крутилок и встроенными указателями температуры, на которые можно вывести также и другую информацию, например время. Ручку управления АКП рычагом назвать никак не получится — по последней моде она выполнена в виде миниатюрного тумблера-флажка (но пользоваться им удобно). Также салон радует подбором материалов (приятных на ощупь) и качеством сборки. Понравилась и система кругового обзора с четкой картинкой; в автомобиле есть встроенный видеорегистратор, который расположен под зеркалом заднего вида.

Главный недостаток, почему, по моему мнению, Exeed LX пока недотягивает до места в "королевском" премиум-классе, — отсутствие системы полного привода. Понятно, что большая часть покупателей выбирает передний привод, но, по моему твердому убеждению, опция 4х4 должна присутствовать на внедорожнике. Не помешала бы и широкая линейка моторов — на выбор. В нашем же случае имеем безальтернативную пару из 1,5-литрового турбомотора мощностью 147 л.с. (210 Нм крутящего момента) и коробки-вариатора. Хотя такая парочка обещает отличный разгон при скромном расходе топлива: до сотни за 10,5 с при потреблении в среднем 8,1 л топлива на 100 км; максимальная скорость — 185 км/ч. Между прочим, двигатель официально рассчитан на заправку 92-м бензином.

На что бы я точно не рассчитывал на этом кроссовере, так это на внедорожные подвиги: передний привод, дорожный просвет в 185 мм, простенькая пластиковая защита двигателя. Съехать с асфальта, конечно, можно, но недалеко, и желательно, чтобы покрытие было твердым и сухим. Основной его ореол все же — город и хорошие трассы.

Итак, что имеем? Один мотор, одна коробка, передний привод и всего две комплектации. Базовая Luxury (от 2 540 000 рублей) — более чем достаточная: светодиодные фары и круиз-контроль, двухзонный климат-контроль, полный "теплый" набор (включая обогрев руля, лобового стекла и заднего дивана), электрорегулировка передних кресел, задний парктроник и камера, бесключевой доступ и дистанционный запуск, четыре подушки безопасности.

Кому этого мало — есть комплектация Prestige за 3,2 млн рублей (возможно, год назад меня бы возмутила эта цифра, но, повторюсь, теперь у нас иная реальность, а одноклассники от именитых марок стоят куда дороже).

Great Wall Poer: восточный пикап

С формальной точки зрения пикап — небольшой грузовик. Но, несмотря на первоначальное утилитарное назначение, в целом ряде случаев (и в целом ряде стран) пикапы из категории коммерческого транспорта перешли в транспорт для удовольствия и для приключений. К числу таких модных средств передвижения можно смело отнести и новый комфортабельный Great Wall Poer.

Солидные габариты (в длину рамный пикап почти 5,5 м при ширине 2 м) тут сочетаются с классическим, сдержанным дизайном. А салон выглядит весьма богато: двухцветная экокожа, рулевое колесо с подогревом и кнопками управления разными функциями (правда, оно регулируется только по высоте), девятидюймовый сенсорный дисплей медиасистемы. Рядом с модным электронным рычагом АКП — шайба, позволяющая выбрать режимы движения, и кнопки управления системой блокировки. К качеству материалов и сборки нет никаких претензий — все панели подогнаны идеально, и швы на месте. Кузов (1520 х 1520 мм) с широким откидывающимся бортом, который способен выдержать до 150 кг нагрузки, не уступает. Странно, но по документам грузоподъемность этого пикапа составляет смешные 375 кг: при таком большом кузове и при том, что задняя ось официально выдерживает нагрузку свыше 1,1 т. Но для горожанина такие характеристики вполне подходят, ведь можно спокойно заезжать в центр, например, Москвы, не обращая внимания на знаки "Ограничение массы в 2,5 т". Такая маленькая, но очень полезная восточная хитрость.

Под капотом для российского рынка расположился двигатель-турбодизель объемом 2 л и мощностью 150 л.с. В паре с ним работает единственная для модели коробка передач: восьмиступенчатый гидромеханический автомат. На асфальте, надо сказать, пикап себя ведет, как и положено большой заднеприводной машине с рессорной подвеской сзади и торсионной спереди, спокойно и вальяжно. Разгоняется бодро, но не рекордно. Управляется хорошо. При этом потребляет солярку очень умеренно — я уложился в паспортные 9,5 л. Полный привод известной компании BorgWarner автоматически (если надо) подключит переднюю ось. Но есть еще и возможность включить полный привод вручную; имеется и понижающая передача, и блокировка заднего дифференциала (правда, только в топовой версии). После вылазки на бездорожье, а затем и по изрядно разбитому асфальту у меня появилось ощущение, что пробить эту подвеску практически невозможно.

Хотя цена мне показалась не совсем гуманной (4–4,2 млн рублей, в зависимости от комплектации), Great Wall Poer присутствует у дилеров. И цена у них — ровно такая, какая значится в прайс-листе производителя; но примерно на миллион рублей меньше, чем просили за машину дилеры на пике ажиотажа, в марте. Причем Poer по многим показателям ничуть не хуже своих именитых японских одноклассников: по комфорту, проходимости, грузоподъемности (реальной), ходовым качествам в целом. Главное — если очень нужно — машины есть в свободной продаже, чего не скажешь о конкурентах.

Так что, похоже, российский рынок помалу, но оживает. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru