22 августа исполняется десять лет со дня, когда Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). В этот день вступил в силу протокол о завершении переговоров, которые формально длились с 1993 года. Фактически же процесс сближения с ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предшественник ВТО, выполняло функции международной организации — прим. ТАСС) начался еще в 1970-е годы. ЦК КПСС именно тогда принял решение об интеграции СССР в мировую экономическую систему с целью создания недискриминационных условий для развития торговли. Это решение, впрочем, 20 лет блокировалось США.
Протокол не только самый большой по объему — несколько тысяч страниц, но и самый важный по охвату торговый договор современной России. В 2021 году он регулировал российские товаропотоки в объеме более $700 млрд, а это примерно половина всей нашей экономики. Под действие соглашений ВТО подпадает практически вся внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Они определяют рамки для экономической деятельности стран-участниц, основные из них — недискриминация и предсказуемость. ВТО заменила для России более 120 двусторонних торговых соглашений, которые были заключены еще СССР. В отличие от тех договоренностей, в ВТО есть система наблюдения за исполнением обязательств и система принуждения к их выполнению — это существенно повышает дисциплину в международной торговле.
Как и любой другой большой международный проект, в котором трудно разобраться, сближение с ВТО постоянно подвергалось общественной критике. Активисты осенью 2001 года публично сожгли чучело главного переговорщика — бывшего тогда министром экономического развития и торговли Германа Грефа, а уже после обретения членства было несколько энергичных попыток инициировать выход России из организации. Критики и 20 лет назад, и сейчас утверждают, что ВТО налагает на российскую экономику неприемлемые ограничения, хотя так и не ответили на вопрос, чем изоляция от ВТО помогла бы нашей экономике.
Не дремлют оппоненты и внутри ВТО. За 18 лет переговоры несколько раз прерывались, причем с высокими рисками не возобновиться, а весной 2022 года ЕС и другие западные державы даже обсуждали принудительное исключение России из организации. План не удался, а американский Минторг в рамках одной из антидемпинговых процедур недавно подтвердил, что США считают Россию членом ВТО.
Несмотря на то что с февраля 2022 года Россия покинула или приостановила участие в нескольких международных многосторонних институтах, она работает над новой стратегией участия в ВТО. А программа работы российской делегации на 12-й Министерской конференции организации в Женеве в прошедшем июне была насыщенной.
Причина вэтэошной истории успеха проста — торговля по правилам, какими бы они ни были, лучше торговли без правил. Эти правила обслуживают не столько участвующие в ВТО государства, сколько их компании, потребителей, производителей, перевозчиков, их товары и услуги. Они должны применяться одинаково ко всем, а в случае возникновения споров существуют специальные квазисудебные процедуры, с помощью которых можно добиться решения соответствующих проблем.
Универсальность права ВТО сделала эту организацию привлекательной для стран вне зависимости от их социально-экономического курса. Важно, что торговые соглашения, заключаемые вне ВТО, используют в качестве основы ее правила в отношении наибольшего благоприятствования, недискриминации или запрета на многие ограничения торговли. Поэтому даже в случае выхода из ВТО Россия не избавится от необходимости выполнять ее требования, зафиксированные в десятках торговых договоров с нашим участием — включая Договор о ЕАЭС.
Наибольшие опасения от участия в ВТО были связаны с неблагоприятными экономическими последствиями. Критики полагали, что обязательства по доступу на рынки товаров и услуг, которые Россия взяла на себя в ходе присоединения, создадут существенные проблемы для отечественной экономики. "Вступление в ВТО означает полный крах нашей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства", — заявлял лидер КПРФ Геннадий Зюганов в 2012 году. И к 2020 году, согласно данным КПРФ на 2018 год, потери нашей экономики должны были составить уже в 12–14 трлн рублей.
О хорошем
Однако краха не случилось, более того, он и не планировался. Условия присоединения были согласованы с необходимым запасом. Например, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары сейчас составляет 4,7%, а по условиям присоединения может быть почти в два раза выше — на уровне 7,1%. На сельхозтовары — 9,5% и 10,8% соответственно. Таким образом, российский рынок (и наших партнеров по ЕАЭС) может быть защищен более высокими пошлинами — если это было бы необходимо. Россия использует менее половины разрешенных объемов поддержки сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, негативно влияющие на конкуренцию) и демонстрирует серьезные темпы роста отечественного производства, а также экспорта практически всех базовых сельхозтоваров. Далеки от исчерпания ограничения по доступу на рынки услуг, включая банковские и страховые. Модель протекционистской экономики, реализованная в ходе присоединения, оказалась, таким образом, невостребованной. Этот запас может пригодиться в будущем, а может быть обменян в ходе многосторонних переговоров на встречные уступки.
Многочисленные изменения в законодательстве, вызванные присоединением к ВТО, принесли экономике серьезные позитивные эффекты. Были, по сути, заново написаны нормативные акты в сфере таможенного дела, технического регулирования, ветеринарных и фитосанитарных мер, регулирования внешнеэкономической деятельности, валютного регулирования, лицензирования и многих других. Условия регулирования стали проще, понятнее, разумнее. Неожиданно далеко зашла история с транспарентностью законодательства, предполагающая обязательную публикацию проектов нормативных актов в сфере экономики и их публичное обсуждение, открытость системы госзакупок и другие необычные и непривычные для стран с переходной экономикой правила. Россия стала образцом транспарентности, многие развитые члены организации так и не смогли взять предлагаемую нами планку. Не случайно Россия переместилась в начало мировых рейтингов простоты ведения бизнеса — это во многом следствие тех решений, которые были приняты в контексте присоединения к ВТО.
И главное — улучшение условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. У нашего экспорта появились серьезные инструменты защиты, а Россия стала одним из главных пользователей механизма разрешения споров ВТО — она участвует в восьми спорах в качестве истца, в 11 — в качестве ответчика и в 97 — в качестве третьей стороны.
Для того чтобы обслуживать участие в ВТО, нужны были специалисты. За решение этой задачи взялся ряд университетов в разных городах страны — сейчас они ежегодно выпускают несколько десятков аналитиков и переговорщиков. В сфере торгового права решена проблема импортозамещения — все споры и все переговоры успешно обеспечиваются российскими специалистами.
Некоторые беспрецедентные уступки, которые Россия выторговала в ходе присоединения, использованы не были. Это неизбежное следствие любых крупных торговых переговоров. В частности, так и не были в полном объеме реализованы программы промышленной сборки автомобилей, в соответствии с которыми в России должны быть созданы мощности с конечным уровнем локализации в 60%, научно-исследовательские центры и другие институты современного автопрома. Подвисли защитные пошлины на пассажирские самолеты — в отсутствие их конкурентного отечественного производства защищать было практически нечего. В условия присоединения России к ВТО был заложен серьезный потенциал национального промышленного развития. Если бы он был, как планировалось, реализован вовремя — не потребовались бы и многие из тех чрезвычайных мер, которые правительство вынуждено принимать сейчас в условиях радикального сокращения доступа к западной продукции авто- и авиапрома.
Резюмируя, ВТО стала хорошим стимулом экономического развития, расширения участия компаний в цепочках добавленной стоимости. По доле добавленной стоимости в экспорте Россия опередила страны Северной и Южной Америки, при этом стоимость собственных услуг в экспорте превысила 21%.
О проблемах
Но говорить о том, что все эффекты присоединение к ВТО были позитивны и соответствовали ожиданиям, было бы неправильным. ВТО на деле оказалась трудно управляемой и неповоротливой организацией, где согласование нужного вопроса может легко затянуться на годы, а некоторые страны начинают думать над тем, как ловчее нарушить свои обязательства еще до того, как они приняты. Члены ВТО не горели желанием прекратить дискриминацию России после ее присоединения к организации и сохраняли многие болезненные для нашего экспорта ограничения и запреты. Кроме того, в настоящий момент США блокируют работу апелляционного органа, что мешает завершить многие споры, в том числе уже выигранные Россией в первой инстанции — по антидемпинговой методологии и по третьему энергопакету с ЕС. Многосторонние переговоры по новым правилам торговли за десять лет членства России в ВТО увенчались значимым для нашей экономики успехом пока лишь трижды — речь идет о заключенных в ВТО соглашениях по упрощению торговых процедур, о запрете на экспортные субсидии в сельском хозяйстве и об ограничении некоторых рыболовных субсидий.
Хотя члены ВТО и поддержали необходимость реформы организации, включая ее переговорные и правоприменительную функции, вопрос о скорости и эффекте необходимых преобразований пока остается открытым — особенно в свете невиданных нарушений норм ВТО, предпринятых Западом в контексте украинских событий.
Новая проблема ВТО заключается в том, что в ее деятельность жестко внедрилась политика. Со времен создания ГАТТ страны пытались оградить торговлю от политики, справедливо полагая, что в противном случае торговые правила будут подчинены политическим, а это подорвет мир, который строится как раз на торговле.
Санкции против Крыма, ограничения на ввоз стали и алюминия в США, торговые войны с Китаем, включая навязанные Вашингтоном требования об обязательной закупке американских товаров, угрозы введения ограничений в торговле с ссылкой на защиту окружающей среды, законодательство ЕС против экономического принуждения со стороны третьих стран, предусматривающее возможность ответных мер на то, что показалось принуждением, — список принятых под давлением политиков торговых мер растет, а степень их соответствия нормам ВТО — пропорционально падает.
Принятые в связи с событиями на Украине торговые ограничения против России санкционеры оправдывают интересами национальной безопасности. Но эта уловка также едва ли выдержит серьезную правовую экспертизу. Неправовые действия крупнейших игроков в ВТО не могут не отразиться на будущем организации — оно будет тем туманнее, чем больше будет отход этих игроков от правил и чем дольше он будет продолжаться. Мы видим экономические последствия несоблюдения правил ВТО — рост цен на энергию и продовольствие, двузначные цифры инфляции, лихорадка валютных курсов. Это цена, которую мир уже платит за нарушения правил торговли. Если история продолжится, то многие страны наверняка активизируют сотрудничество в рамках региональных соглашений.
ВТО forever?
Теоретики тем временем рассматривают различные опции консолидации правил для торгующих на мировых рынках стран. Речь может идти о развитии системы так называемых плюрилатеральных соглашений (договор, открытый для присоединения других стран — прим. ТАСС), которые заключаются группой стран с одинаковой философией регулирования в рассматриваемом секторе или в вопросах о замене устоявшихся норм, о выработке поведенческих требований, адаптированных под новеллы технологического развития.
Однако вероятность создания чего-то принципиально нового вместо ВТО на повестке дня не стоит — мировая торговля должна хотя бы набрать запас прочности для столь масштабных экспериментов. Кроме того, никто ничего лучше пока и не придумал. Поэтому если западные политики откажутся от использования торговых ограничений в качестве средства давления и если будут предоставлены многосторонние гарантии торговой безопасности, то нельзя исключать, что в ВТО начнутся позитивные процессы.
Пока же более вероятен другой сценарий — сохранение женевской оболочки с разновекторной тягой ключевых групп внутри. ВТО может расколоться на два или несколько блоков и потерять часть своей глобальной универсальности. Но и в таком случае ВТО может сыграть позитивную роль для региональной экономики, продолжая функции создателя правил и арбитра.