Сбер, VK и "Яндекс" обменялись активами: что стоит за сложной цепочкой сделок
Михаил Ханов — о том, в чем выгода для всех участников этого процесса
Хорошо известно, что ключевым стимулом для сильного изменения стоимости акций обычно выступают важные корпоративные новости компаний-эмитентов. В моменты их выхода отдельные бумаги способны очень сильно отклоняться от общей динамики фондового рынка.
Иногда значимые корпоративные события относятся сразу к двум предприятиям. И обычно это связано со слияниями и поглощениями при их участии. Такие ситуации зачастую выступают поводом для активизации спекулятивной торговли в паре-тройке акций. Хорошим недавним примером выступает весьма неоднородная среднесрочная динамика бумаг "Федеральной сетевой компании" — FEES, а также обыкновенных (RSTI) и привилегированных (RSTIP) акций "Россетей". В данном случае роль сыграло известие о предстоящем объединении компаний-эмитентов и последующее объявление коэффициентов будущей конвертации акций "Россетей" в бумаги "Федеральной сетевой компании".
Три компании — две сделки
Однако в конце августа 2022 года мы стали свидетелями планов сразу трех крупных российских предприятий совершить достаточно крупную и интересную цепочку взаимосвязанных сделок. Заметное изменение стоимости соответствующих акций не заставило себя ждать. Поэтому на указанном сюжете стоит остановиться подробнее.
Речь идет о намерении Сбера выйти из совместного предприятия с интернет-холдингом VK. В результате этой сделки ИТ-компания получит стопроцентную долю в сервисе доставки еды и продуктов Delivery Club. Указанный сервис в свою очередь она обменяет на медийные активы конкурирующей компании "Яндекс". К ним относятся "Яндекс.Новости" и "Яндекс.Дзен". Объявленная сделка между "Яндексом" и VK будет безденежной. К этому же ряду сделок можно отнести планы Сбера по продаже дочерней кредитной организации в Казахстане холдингу "Байтерек". Новость об этом вышла в тот же день, что и новость о планах VK и "Яндекса", — 23 августа 2022 года.
В течение недели с начала указанного торгового дня обыкновенные (SBER) акции Сбера подорожали на 3,2%, привилегированные (SBERP) прибавили в цене 2,6%, депозитарные расписки VK (VKCO) выросли на 1,8%, акции Yandex (YNDX) взлетели на 9,2%. Рублевый фондовый индекс Мосбиржи за тот же период повысился на 3,5%.
Таким образом, если ориентироваться на динамику указанных бумаг, главным "бенефициаром" предстоящего ряда сделок способна стать компания "Яндекс". По крайней мере, на это указывает явный недельный приток средств в акции указанной компании.
В более широком смысле от предстоящей смены контроля в ряде активов должны выиграть все участники процесса. По крайней мере, это вполне логично укладывается в рамки их изменившихся стратегий. Рассмотрим стратегические мотивы, послужившие предпосылками для объявленного ряда сделок.
Для Сбера — закономерный итог
Начать стоит со Сбера. Очевидно, что указанная кредитная организация была вынуждена пересматривать структуру активов в связи с тем, что она подпала под санкции со стороны США, Великобритании и Евросоюза. Продажа дочернего банка в Казахстане была обусловлена невозможностью продолжать деятельность в стандартном режиме на международной арене в изменившихся условиях. По-видимому, Сбер будет вынужден избавляться и от других иностранных активов.
Что касается раздела совместного предприятия с VK внутри страны, то такой финал вполне закономерен с точки зрения логики развития событий. Для банка партнерство с ИТ-компаниями в финансовом плане не имеет смысла, поскольку он и без того способен привлекать средства для реализации проектов на хороших условиях. В то же время в технологическом плане Сбер настолько наращивает собственные компетенции, что необходимость в сотрудничестве с отечественными интернет-гигантами отпадает сама собой.
Так или иначе, Сбер уже не впервые приходит к необходимости получения полного контроля над компонентами собственной экосистемы. В противном случае он готов исключать их из ее состава. Годом ранее Сбер прекратил сотрудничество с "Яндексом", продав свою долю в "Яндекс.Маркете" и одновременно выкупив долю в "Яндекс.Деньгах". Ну а летом 2022 года Сбер вышел из совместного предприятия с "Союзмультфильмом".
Надо добавить, что в финансовом плане очередной раздел совместного предприятия не станет для Сбера слишком крупной сделкой. Согласно экспертным оценкам, стоимость сервиса Delivery Club составляет порядка 30 млрд рублей. Для сравнения, годовая прибыль банка за 2021 год по МСФО составила 1,246 трлн рублей. Иными словами, "громкая новость" о разделе совместного предприятия не должна была оказать сильного влияния на среднесрочную динамику бумаг компании. Но это произошло.
Собственно говоря, разнообразные интернет-сервисы относятся к экосистеме банка, которая все еще представляет собой некий венчурный сегмент его деятельности. Указанная сфера по определению предполагает большую гибкость в принятии решений касательно запуска и сворачивания многочисленных проектов. К слову, по итогам раздела совместного предприятия с корпорацией VK в экосистеме Сбера останутся такие сервисы, как "Самокат", "Кухня на районе", "Ситидрайв" и др.
Для VK — усиление позиций в медиа и соцсетях
Для понимания стратегического интереса интернет-холдинга VK в предстоящей цепочке сделок надо учитывать, что он с недавних пор превратился в квазигосударственную структуру. Напомню, что в конце 2021 года компания Mail.ru Group сменила название и существенно изменила сложную структуру своих акционеров. В этом плане принципиальное значение имеет тот факт, что контроль над голосующей долей в VK теперь косвенно принадлежит российской сырьевой компании "Газпром", которая в свою очередь находится под контролем государства (государству по итогам 2021 года принадлежало 50,23% акций "Газпрома" — прим. ТАСС).
Для российских предприятий с прямым или опосредованным государственным участием характерен достаточно специфичный подход к бизнесу. В частности, они предпочитают уже существующие хорошие активы, а не запуск и развитие их с нуля. Кроме того, зависимые от государства компании нередко выполняют социальные функции, одновременно выступая инструментом реализации государственной политики.
С этой точки зрения живой интерес VK к медийным проектам "Яндекса" вполне объясним. Государство таким образом усиливает свое косвенное присутствие в новом массовом и популярном сегменте электронных СМИ, а также расширяет контроль над этой сферой.
Вместе с тем для квазигосударственных предприятий рост их рыночной капитализации зачастую не является ключевым приоритетом. Это вполне объясняет тот факт, что в настоящее время рублевые депозитарные расписки VK-гдр торгуются на Московской бирже почти в шесть раз дешевле уровня двухлетней давности. Впрочем, бумаги Mail.ru Group за десятилетие своего обращения на Лондонской фондовой бирже (LSE) также подешевели более чем в 2,5 раза в долларах США.
Для "Яндекса" — меньше регуляторных рисков
Для компании "Яндекс" возможность избавиться от собственных медийных активов представляется способом деполитизации бизнеса. Не секрет, что в условиях ужесточения режима внешних санкций риски различного рода претензий к "Яндексу" со стороны контролирующих органов выросли. Это в равной степени относится к отраслевой регуляции сферы СМИ как внутри страны, так и за ее пределами.
Между тем "Яндексу" было бы крайне нежелательно полностью сворачивать планы международной экспансии. С этой точки зрения отказ от информационных сервисов "Яндекс.Новости" и "Яндекс.Дзен" выглядит и стратегически верным, и очень своевременным решением. Приятным дополнением станет тот факт, что потенциально рисковые активы будут попросту обменяны на перспективный политически "нейтральный" проект Delivery Club.
Согласно экспертным оценкам, сервис доставки еды и продуктов пока убыточен. Иными словами, он потребует от "Яндекса" серьезных усилий в части улучшения рентабельности. Между тем сервисы "Дзен" и "Новости" были прибыльными. В частности, "Яндекс.Дзен" генерировал порядка 4–5% от годовой выручки ИТ-холдинга. Стоит повториться, что ключевым мотивом для предстоящего обмена активами со стороны "Яндекса" выступает не финансовая сторона дела, а необходимость сокращения потенциальных регуляторных рисков.
Надо признать, что "Яндексу" удается далеко не все, за что он берется. Например, сервис бесплатных объявлений (аналог Avito), как говорится, "не взлетел". Через некоторое время неудачный проект "Яндекс.Объявления" был тихо закрыт и забыт. Впрочем, подобная модель бизнеса доказала свою эффективность. "Яндекс" продолжает искать и тестировать новые ниши и возможности. Что же касается улучшения финансовых показателей Delivery Club, то этому может поспособствовать усиление рыночной доли "Яндекса" в соответствующем сегменте.
В последнюю неделю августа вышло сообщение о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила компании VK приобрести сервисы "Новости" и "Дзен", а "Яндексу" — сервис доставки еды Delivery Club. Их ходатайства были одобрены с некоторыми вполне ожидаемыми предписаниями. Очень похоже, что столь сложная цепь сделок по обмену активами будет закрыта до конца 2022 года