Как Европа пытается наказать "неправильных" россиян с помощью виз
Денис Дубровин — о том, как ЕС обносит себя железным занавесом
Главы МИД ЕС не приняли глобального запрета на визы для россиян в среду в Праге. Но не стоит сильно обольщаться — они дали зеленый свет всем желающим сделать пересечение границ России с Евросоюзом максимально сложным. Теперь даже наличие действующей шенгенской визы в ближайшее время перестанет быть гарантией въезда в Европу.
Более всего пострадают дешевые автобусные маршруты через Финляндию и Прибалтику, тогда как наиболее дорогие маршруты в Западную Европу — через Дубай и Стамбул будут затронуты ограничениями в меньшей степени.
При этом усилия стран Восточной Европы по закрытию своих границ направлены не только на россиян, они также стремятся отсечь поток украинских беженцев. Но обо всем по порядку.
Разрушение санкционного мифа
Действия ЕС в визовой сфере окончательно разрушили тщательно культивируемый Брюсселем миф, что санкции Евросоюза направлены только против руководства России и ее элиты и не затрагивают население. Введение неизбирательных по определению визовых санкций, которые предпринимаются в попытке "наказать" всех россиян, окончательно закрывает эту тему.
Логика визовых санкций не отличается от логики санкций экономических — пострадать должны все россияне за неправильную, с точки зрения Брюсселя, политическую позицию и нежелание, вопреки прогнозам большинства евроатлантических аналитических центров, устраивать массовые беспорядки и протесты в России после введения западных санкций.
Стоит также отметить, что визовые ограничения также служат усилению информационной изоляции европейского общества от любой информации о том, что реально происходит на территории Украины и в РФ.
Неисполнительные решения
Следует отметить, что все достигнутые в Праге договоренности носят характер "политических решений", а не формальных постановлений Совета ЕС. Они не закреплены в письменной форме, большинство из них, за исключением мер предпринимаемых каждой из стран ЕС в индивидуальном порядке, потребуют доработки и уточнений. С одной стороны, это откладывает введение ограничений, с другой — порождает неопределенность, как будут выглядеть окончательные исполнительные меры.
Проанализировав весь имеющийся на данный момент объем информации, можно сформулировать ряд практических выводов.
На практике
Страны ЕС договорились полностью заморозить действие соглашения об упрощении визового режима между Россией и ЕС. Это означает, что визы станут примерно вдвое дороже (базовый консульский сбор за разовую шенгенскую визу может вырасти и вовсе с €25 до €80), их сроки выдачи увеличатся в разы, как и количество немотивированных отказов.
ЕС начнет процесс пересмотра уже выданных и еще действующих многоразовых виз, число которых достигает сегодня 12 млн. Этот процесс может занять достаточно продолжительное время, его механизм пока не определен. Новые, видимо, выдавать перестанут.
Министры подтвердили, что принимаемые отдельными странами ЕС меры по ужесточению пограничного контроля "соответствуют шенгенскому кодексу". Фактически это означает, что наиболее ретивые страны — Прибалтика, Финляндия, Польша — получат практически неограниченные возможности по созданию препятствий для въезда россиян в Шенген, независимо от наличия у них шенгенской визы.
Так, Польша, Эстония, Литва и Латвия прямо в Праге 31 августа распространили заявление, что они намерены "принять ряд мер, чтобы сократить число граждан РФ, въезжающих на территорию этих стран и в Шенген: "Пока такие меры не будут приняты на уровне ЕС, мы, как страны, граничащие с Россией и Белоруссией, рассмотрим возможность введения на национальном уровне временных мер запрета на выдачу виз или ограничения пересечения границы для российских граждан, имеющих визы ЕС, в целях решения проблем общественной безопасности". Таким образом, налицо формирование "клубов государств по интересам", стремящихся ограничить доступ в ЕС для россиян. Фактически въезд в пограничную страну ЕС с шенгенской визой другого государства, например в Эстонию с французской визой, может стать практически невозможным.
Предполагается, что национальные меры могут включать опросники на тему отношения туриста к специальной военной операции на Украине, о статусе Крыма и так далее. Изъятие валютных средств на границе, якобы в целях выполнения санкций Евросоюза о запрете ввоза наличной валюты в Россию, кроме средств "на личные нужды," также уже фактически разрешено, а впредь может использоваться максимально широко, учитывая, что объем суммы "на личные нужды" нигде не определен. На любые "эксцессы исполнителя", то есть грубое злоупотребление полномочиями местных чиновников, Брюссель отныне будет просто закрывать глаза, в крайнем случае отвечая, что все это компетенция национальных властей и их действия не противоречат шенгенскому кодексу.
Лазейка
Здесь важно отметить, что, давая карт-бланш восточноевропейским странам на введение ограничений на въезд, страны Западной Европы фактически отсекают последние относительно недорогие маршруты в ЕС — автобусами через границы Прибалтики и Финляндии. Которыми, кстати, по свидетельствам моих источников, пользуются и сотни беженцев с Украины, и их количество в таких автобусах зачастую превосходит число россиян. Существует версия, что именно эти люди, а отнюдь не граждане РФ являются главной мишенью для пограничных ограничений, поскольку они зачастую выступают прямыми проводниками крайне неудобной для местных элит информации об истинной ситуации на Украине.
При этом ведущие западноевропейские страны формально выступили против широких визовых запретов, и ни одна из них не заявила о намерении вводить дополнительные национальные ограничения на своих границах. Это означает, что наиболее дорогие маршруты в ЕС — через Стамбул и Дубай (дабы добираться не через восточноевропейские, более радикально настроенные государства) продолжат работу с минимальными нарушениями.
Разделяя людей
ЕС по традиции, видимо, намерен использовать свою санкционную политику для попыток фрагментации российского общества. Как заявил глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, шенгенские визы должны продолжать приоритетно выдаваться "конкретным группам россиян", несмотря на полную заморозку соглашения об упрощении визового режима с Россией. "Есть общее понимание, что это [решение] позволит предоставлять визы на индивидуальной основе, особенно для конкретных групп людей. Мы не хотим отрезать нас от тех россиян, которые против войны, от гражданского общества", — сказал он. Критерии определения "правильных россиян" ЕС еще предстоит определить, но еэсовцы вряд ли станут особенно заморачиваться, так что анкеты с вопросами уровня "чей Крым?" вполне могут появиться не только на КПП с колючей проволокой на границах отдельных стран, но и войти в обновленные списки документов на шенгенскую визу.
Впрочем, конкретно это изменение, скорее всего, потребует достаточно продолжительного времени — на процедурные решения, причем сформулированные достаточно аккуратно. Именно здесь Брюссель постарается не подставиться под обвинения в нарушениях прав человека.
Информационная война
Как я упоминал, готовящиеся в настоящий момент визовые ограничения являются в том числе и частью информационной войны против России. Институты ЕС и страны Восточной Европы серьезно настроены пускать в ЕС даже как туристов только "благонадежных и проевропейских русских", которые будут склонны рассматривать и освещать современную европейскую действительность в розовых тонах. И конечно, крайне нежелательны украинцы, которые могут рассказать о массированных обстрелах городов Донбасса ВСУ, которые прямо отрицает западная пресса.
Так же, видимо, новые русские тревел-блогеры, по мнению Брюсселя, не должны обращать внимание на отключение освещения на улицах городов Европы, холод или жару (смотря по времени года) в общественных зданиях, провалы на полках в супермаркетах и дыры в полотне автострад, а о ценах в магазинах писать только вскользь, с обязательным упоминанием о европейских зарплатах и полным игнорированием европейских налогов.
Европа продолжает обносить себя железным занавесом, не забывая говорить об изоляции России от мира.