5 сентября 2022, 18:10
Мнение

Техосмотр вновь изменили: что нового ввели 1 сентября и чего ждать в ближайшей перспективе

Игорь Моржаретто — о сокращении числа критериев при прохождении техосмотра, увеличении цены и передаче системы в руки Росаккредитации

1 сентября в России в очередной раз изменили правила проведения техосмотра автомобилей. Пусть не кардинально, но стоит отметить, что процесс, стартовавший еще в 2011 году, никак не обретет законченный вид (тогда власти решили пересмотреть скомпрометировавшую себя коррупционную систему). В текущем году сентябрьские новшества не стали первыми и, как ожидается, не станут последними в череде корректировок правил прохождения ТО.

В начале лета 2022 года вступил в силу приказ Министерства транспорта, упростивший требования к производственно-технической базе операторов технического осмотра — их годом ранее очень сильно ужесточили, а теперь дали в некоторой степени "обратный ход".

С 1 сентября же, согласно постановлению правительства, сократили количество обязательных параметров для контроля при проведении техосмотра — с 82 до 55. Эта инициатива была совместно выдвинута Минтрансом и МВД РФ с целью "упрощения процедуры ТО и снижения нагрузки на бизнес".

При этом очередные шаги реформы прописаны в дорожной карте, утвержденной весной в правительстве по реформированию системы ТО в 2022–2023 годах. Так, на конец этого года запланировано появление новой методики по определению стоимости услуги: цена, как нам обещают, останется щадящей, но при этом будет учитывать и расходы операторов пунктов техосмотра. А к 2023 году контроль за системой проведения ТО должны передать государственной структуре — Росаккредитации.

Пока же попробуем разобраться, что же новое обозначилось в процессе получения диагностической карты с 1 сентября.

Кому нужно проходить техосмотр

Многие автомобилисты до сих пор не понимают, кому сегодня нужно проходить техосмотр, а кто от этой "почетной обязанности" освобожден. Поэтому напоминаю: с 2022 года освободили от прохождения ТО все автомобили, принадлежащие физическим лицам, если эти машины не используются для коммерческой деятельности. Причем действует это правило вне зависимости от возраста авто.

Но если владелец использует машину в коммерческой деятельности (например, в такси или при работе курьером), то придется диагностическую карту получать. Кроме того, она понадобится при смене собственника и любой перерегистрации машины в ГИБДД (здесь с оговоркой: если она старше четырех лет). Также техосмотр придется проходить в случае внесения изменений в конструкцию автомобиля: например, после установки газобаллонного оборудования. А еще диагностическая карта потребуется на машину старше пяти лет при въезде в некоторые страны — например, в Латвию. Впрочем, последнее сейчас, кажется, не очень-то актуальным.

После 1 сентября

Регламент проведения техосмотра в нашей стране развивался, можно сказать, волнообразно. Всего 12 лет назад в списке было свыше 1 тыс. пунктов, по которым оценивали исправность авто. Позже их количество резко урезали, затем снова увеличили, но уже не до столь высоких показателей. Так, до 1 сентября 2022 года их было 82, а после стало на 27 пунктов меньше — например, убрали некоторые дублирующие друг друга параграфы. Правда, сделали это как-то формально. Судите сами.

Например, теперь во время ТО не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Конечно, на техническое состояние авто эти предметы не влияют, но по Правилам дорожного движения они обязательно должны быть в автомобиле. За их отсутствие положен даже штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Еще один пункт либерализации — теперь операторы не будут придираться к разным подтекам и каплепадению жидкостей в районе двигателя, коробки передач и т.д. Не будет придаваться теперь какое-то значение, если на машине появились небольшие очаги коррозии.

Также из списка обязательных процедур пропала инструментальная проверка уровня шума выхлопной системы. Для замера этого показателя нужно было закупать довольно дорогостоящее оборудование. Теперь же — не нужно. Но пройти техосмотр, например, вовсе без глушителя или с нештатной выпускной системой все же не получится — это запрещают оставшиеся в списке пункты.

Многие же специалисты рекомендовали вычеркнуть пункт об устройствах, которые "ограничивают обзорность с места водителя". К их числу, например, относятся крепления для мобильных телефонов, видеорегистраторы, транспондеры для проезда по платным дорогам. В новом перечне этот пункт остался, и, чтобы избежать лишних проблем при проверке, лучше эти приборы предварительно снять перед ТО. Считаю, если грамотно их установить, то обзору они практически не мешают, даже наоборот — способствуют повышению безопасности. 

Аналогичная проблема наблюдается с установкой крепления для перевозки велосипедов или багажного кофра даже на штатные рейлинги. По уже, откровенно говоря, устаревшим правилам они приравниваются к категории "внесение изменений в конструкцию", поэтому ТО с ними не пройти без спецпроцедуры.

Без изменений остались разделы, касающиеся проверки, например, тормозной и рулевой систем, правильной регулировки света фар. Так что первосентябрьские новшества в ТО можно смело квалифицировать как незначительные и непринципиальные. На мой взгляд, шума было больше, чем дела. А действительно серьезные изменения стоит ждать позднее.

Повышение цен

Помимо корректировок в порядке проведения техосмотра, нынешней осенью планируется появление новой методики по расчету стоимости ТО. Над этим документом уже не первый год работают сотрудники Федеральной антимонопольной службы. Действующий вариант был придуман больше десяти лет назад уже несуществующей Федеральной службой по тарифам. Операторы пунктов техосмотра давно жалуются на слишком низкие тарифы.

Дело в том, что техосмотр считается государственной услугой, а стоимость устанавливают региональные власти, причем, судя по всему, делают они это раз и словно навсегда — в некоторых регионах цены не индексировали по десять лет и более. К примеру, в Москве оформление карты официально не может стоить дороже 720 рублей, в Московской области — 710 рублей, в Орловской — 300 рублей, а в Ненецком АО — 1,1 тыс. рублей. В среднем по стране прохождение ТО оценивается в 500 рублей, что не покрывает растущие расходы операторов на аренду помещений, закупку оборудования и его обслуживание, зарплату специалистам и т.д. Операторы уже не раз просили привязать цену к стоимости нормо-часа на СТО: в Москве, к примеру, это около 2,5–3 тыс. рублей. А по регламенту длительность проведения техосмотра одной легковой машины составляет полчаса. Считайте сами.

Сейчас же сообщается, что в ФАС разработали проект новой методики, которая, как обещают, позволит скорректировать цены хотя бы с учетом инфляции. Если же методика вступит в силу этой осенью, то, по оценкам специалистов, тарифы на ТО вырастут на 70% — регионы смогут проиндексировать тарифы на уровень инфляции за все годы, когда стоимость услуги не менялась. Со следующего же года методика заработает в полную силу и позволит при определении цен учитывать все затраты операторов.

Верхний размер платы каждый регион будет устанавливать самостоятельно с учетом множества параметров, включая затраты самих пунктов ТО и уровень доходов населения. При этом местные власти смогут рассчитывать предельные тарифы на техосмотр на основании методики только с 2023 года. Тут важно выдержать баланс между желанием операторов хоть что-то заработать на проведении техосмотра и платежеспособностью местных автомобилистов. Слишком высокие цены водители просто не потянут, и тогда стоит ожидать, что в ход снова массово пойдут липовые диагностические карты, как это было до начала реформирования системы в 2011 году.

Сейчас методика находится на регистрации в Минюсте; документ должен вступить в силу через десять дней со дня его опубликования. Кроме того, корректировку цен ТО должны еще одобрить региональные власти. Так что ждем.

Нужно ли возить с собой карту ТО

В Правилах дорожного движения определен список документов, которые водитель обязан иметь при себе. Так вот, диагностическую карту с результатами техосмотра возить с собой не надо. Российский госавтоинспектор проверит информацию о наличии или отсутствии карты с помощью планшета. При этом за отсутствие техосмотра в принципе, если он необходим, водителю грозит штраф — 2 тыс. рублей.

Новая нянька

После всего этого ожидается еще один этап реформы техосмотра — передача контроля за операторами ТО в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию). После того как система техосмотра больше десяти лет пробыла "под крылом" Российского союза автостраховщиков, вдруг выяснилось, что для страхового сообщества — это "непрофильная деятельность".

Законопроект о передаче разработал сенатор Андрей Кутепов — его работу сразу же раскритиковали со всех сторон, но, видимо, для Росаккредитации это все-таки более "профильная деятельность". В ведомстве демонстрируют оптимизм и готовность возложить на себя новые обязанности, причем без существенного увеличения штата (во что мне, честно говоря, верится с трудом). У Росаккредитации совместно с МВД РФ уже разработан и дальнейший план реформы на ближайшие два года: например, обещают цифровизировать все процедуры и не увеличивать размер платы на аккредитацию операторов (сегодня это 49 тыс. рублей). Сейчас вопрос времени по передаче полномочий рассматривается в аппарате правительства — с учетом поступивших предложений от органов исполнительной власти.

Параллельно с этим МВД собирается модернизировать за 35 млн рублей Единую информационную систему техосмотра (ЕАИСТО), куда загружаются данные со всех пунктов ТО и где формируются электронные диагностические карты. Кажется, к работе именно этого софта всегда было больше всего претензий.

На мой взгляд, передача системы никаких ощутимых изменений не принесет. В любом случае по Правилам дорожного движения ответственность за техническое состояние автомобиля несет только водитель, а не некая проверяющая организация. Так, мораторий на проведение техосмотра действовал весь прошлый год (в связи с борьбой с последствиями коронавируса), а с этого года ТО и вовсе отменили для частных машин. И что же, оправдались ли увещевания некоторых о том, что число аварий увеличится, так как за машинами станут хуже следить, или на трассы и вовсе выйдут развалюхи? Нет, аварийность, как назло, снижается. 

Как все начиналось

Если коротко по истории появления системы техосмотра в нашей стране, то в 1970-е годы прошлого века, когда началась массовая автомобилизация, она вовсе отсутствовала в стране. Каждый автовладелец обслуживал свою машину самостоятельно, как мог. Чтобы хоть как-то контролировать состояние автопарка, в МВД и придумали систему ТО.  

По мне, так и дальше стоило бы сократить количество машин, для которых ТО обязателен. Оставить в списке разве что общественный транспорт и машины, которые перевозят опасные грузы. В остальных случаях за состоянием авто, как прописано в ПДД, пусть следят сами водители. Другой вариант: доверить проведение техосмотра СТО — приехал на техобслуживание, а заодно еще соответствующую пометку о прохождении техосмотра получил. Так, может, и число желающих пройти это самое техобслуживание вырастет, а значит, и в целом состояние нашего автопарка улучшится — оно ведь зависит как раз от качественного технического обслуживания, а не от технического осмотра.   

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru