16 сентября 2022, 15:35
Мнение

Москва — Пекин: внешнеполитический тандем набирает обороты

Андрей Низамутдинов — о том, что значит для мирового сообщества встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина в Самарканде

Серия встреч президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде стала, без преувеличения, одним из главных международных событий осени. В Вашингтоне с тревогой отметили "глубину связей" между Россией и Китаем, в Брюсселе с грустью констатировали: Пекин "стоит на стороне" Москвы.

Президент РФ Владимир Путин (слева) и председатель КНР Си Цзиньпин (справа). Александр Демьянчук/ ТАСС
Президент РФ Владимир Путин (слева) и председатель КНР Си Цзиньпин (справа)

Эмоциональные оценки, прозвучавшие из западных столиц, можно понять: лидеры РФ и КНР подтвердили готовность возглавить движение за формирование справедливого и многополярного миропорядка в противовес продвигаемой Западом идее однополярного мира и "порядка, основанного на правилах".

Факторы интереса

"Двусторонка" в Самарканде 15 сентября (помимо нее были еще трехсторонняя встреча с участием президента Монголии и дружеское общение Путина и Си "на ногах", как говорят дипломаты) стала второй в этом году очной встречей российского и китайского лидеров. До этого они виделись в феврале на открытии зимней Олимпиады в Пекине, о чем не преминул упомянуть Си Цзиньпин, назвав при этом Владимира Путина "дорогим и давним другом".

Стоит упомянуть и о том, что для председателя КНР поездка на саммит ШОС стала первым зарубежным турне после более чем двухлетнего перерыва, вызванного пандемией COVID-19.

Наконец, не будем забывать и кардинальные изменения международной обстановки, а также вызовы, с которыми столкнулись наши страны. Россия проводит специальную военную операцию на Украине и вынуждена противостоять "адским санкциям", введенным против нее странами Запада. У Китая отношения с тем же Западом, прежде всего с США, обострились из-за проблемы Тайваня. Из-за пандемии заметно замедлились темпы роста китайской экономики, а совсем скоро должен состояться съезд Компартии, в рамках которого должны быть определены задачи и перспективы развития страны и, как ожидается, продлены полномочия Си Цзиньпина.

Все эти факторы в сумме объясняют, почему встреча российского и китайского лидеров, обычно и так вызывающая большой интерес со стороны, на этот раз привлекла к себе особое внимание политиков, экспертов и журналистов во всем мире.

Мир в эпоху перемен

Встреча Путина и Си оправдала связанные с ней ожидания: она подтвердила стратегический характер отношений между двумя странами и совпадение их позиций по ключевым международным вопросам.

Мир стремительно меняется, но неизменным остается только одно: дружба между Китаем и Россией, наши добрые в полном смысле этого слова отношения стратегического всеобъемлющего партнерства, и мы продолжаем укреплять эти отношения
Владимир Путин

При этом лидер РФ назвал российско-китайское межгосударственное взаимодействие "образцовым" и подчеркнул: "Внешнеполитический тандем Москвы и Пекина играет ключевую роль в обеспечении глобальной и региональной стабильности".

Попытки создания однополярного мира приобрели в последнее время абсолютно уродливые очертания и абсолютно неприемлемы для подавляющего числа государств на планете
Владимир Путин

По его словам, РФ и КНР совместно выступают "за формирование справедливого, демократического и многополярного миропорядка, базирующегося на международном праве и центральной роли ООН, а не на каких-то правилах, которые кто-то придумал и пытается навязать другим, не объясняя даже, что это такое".

Перед лицом невиданных за всю историю колоссальных перемен нашего времени в мировом масштабе мы готовы с российскими коллегами показать пример ответственной мировой державы и сыграть руководящую роль, чтобы вывести столь быстро меняющийся мир на траекторию устойчивого и позитивного развития
Си Цзиньпин

Он добавил, что Китай "готов работать вместе с Россией, оказывать взаимную поддержку по вопросам, затрагивающим ключевые интересы друг друга, углублять деловое сотрудничество в торговле, сельском хозяйстве и других областях".

Взаимные интересы

Лидеры двух стран с удовлетворением констатировали, что в условиях санкций и внешнего давления, которому подвергаются и РФ, и КНР, торгово-экономическое сотрудничество между ними продолжает крепнуть и может выйти на рекордные высоты.

Согласно приведенным ими цифрам, по итогам прошлого года объем двусторонней торговли вырос более чем на 35%, превысив $140 млрд. В текущем году тенденция сохраняется: по данным Главного таможенного управления КНР, с января по август товарооборот двух стран вырос на 31,4% в годовом выражении и уже достиг $117,2 млрд.

Этот рост во многом объясняется тем, что Россия в условиях введенных против нее Западом санкций, в том числе ограничений на поставки энергоносителей, сумела достаточно быстро переориентировать экспортные поставки в страны Азии, прежде всего Китай. В частности, увеличились поставки по газопроводу "Сила Сибири". Достигнуты договоренности о прокладке новой трубы из Владивостока на север Китая, близятся к завершению переговоры по строительству газопровода "Сила Сибири — 2" мощностью 50 млрд кубометров газа в год, что, по словам вице-премьера Александра Новака, может стать фактической заменой для России газопровода "Северный поток — 2".

В свою очередь, китайские производители активно заполняют ниши, освободившиеся на российском рынке после ухода западных, японских и южнокорейских компаний. Заметно увеличивается доля китайских товаров в таких сегментах, как автомобили, смартфоны, электроника, бытовая техника и т.д. Правда, некоторые крупные производители из КНР, широко представленные на международных рынках, все же вынуждены осторожничать, опасаясь вторичных санкций со стороны США и ЕС. В России, по словам Путина, с понимаем относятся к существующим в Китае вопросам и озабоченностям на этот счет. Одним из вариантов решения проблемы может стать постепенный уход от доллара и увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах. Эта идея, кстати, активно поддерживается и продвигается Пекином, причем не только в отношениях с РФ, но и с другими зарубежными странами.

Запад обеспокоен

Заявления, прозвучавшие в ходе встречи лидеров РФ и КНР, вызвали на Западе существенную тревогу. В Вашингтоне "обеспокоены глубиной связей КНР с Россией" и выравниванием их позиций, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. А по словам координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби, Вашингтон пытается объяснить Пекину: "Сейчас не время для ведения любых дел с господином Путиным, как будто ничего не происходит".

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель не без горечи констатировал наличие "политического сотрудничества и очень серьезного сближения" между Китаем и Россией и высказал мнение, что, формально придерживаясь нейтралитета, Пекин на самом деле поддерживает российскую спецоперацию на Украине.

И главный европейский дипломат, и чиновники из Вашингтона не упустили случая лишний раз пригрозить Китаю "изоляцией от международного сообщества, которое в основном осудило" российскую СВО. При этом, правда, они предпочли не упоминать, что возглавляемая США коалиция стран, которые ввели санкции против России, "практически не нашла поддержки за пределами Европы, Японии и Австралии". На это указал среди прочих руководитель исследовательского отделения вашингтонского Института Куинси Саранг Шидор. "Большинство государств Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии решительно сопротивляются давлению, направленному на присоединение к возглавляемой США коалиции против Москвы", — отметил он. К упомянутым им регионам следует добавить и Латинскую Америку, где многие страны тоже отказались встать на сторону западной коалиции.

Как заметил в интервью изданию Atlantico французский политолог Гийом Лаган, Китай "лишь притворяется, что сохраняет нейтралитет в отношении украинского конфликта, а на самом деле он встал на сторону России". Подобную позицию он объясняет наличием у Пекина и Москвы "общей цели: поставить под сомнение доминирование Запада, причем США в первую очередь". По мнению эксперта, для России сближение с Китаем — это "один из способов избежать эффекта западных санкций", а китайская стратегия "состоит в том, чтобы заручиться поддержкой Москвы в противостоянии с Америкой, используя при этом ресурсы, которые может предоставить российская территория".

Шанхайский дух

На самом деле искать какие-то скрытые мотивы в данном случае бессмысленно: и Москва, и Пекин совершенно открыто заявляют о том, что их не устраивает придуманный Западом "порядок, основанный на правилах". Более того, так же прямо они говорят о готовности возглавить движение за формирование многополярного мира, основанного на международном праве, и вывести этот мир на траекторию устойчивого развития. И это у них получается, если судить по той же ШОС, которая уже сегодня представляет 40% населения мира и 30% его ВВП и в которую выстроилась очередь кандидатов на вступление.

Один из ведущих российских китаеведов Юрий Тавровский объясняет это "шанхайским духом", основные составляющие которого — равноправие и уважение к национальным интересам партнеров. По его мнению, именно такой подход делает ШОС моделью будущего мироустройства, которая постепенно, без насилия и давления, будет вытеснять диктат западного "порядка, основанного на правилах".

Тот же самый "шанхайский дух" пронизывает и отношения России с Китаем, и самаркандские встречи лидеров двух стран стали тому очередным красноречивым подтверждением. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru