25 сентября в Италии пройдет голосование на досрочных парламентских выборах, объявленных после отставки "правительства лучших" во главе с Марио Драги. Пока почти бывший премьер проводит "прощальный круг вальса" в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее ООН, где собирает щедрые поощрения и похвалы, на Апеннинах идут последние предвыборные баталии. Россия заняла в них центральное место.
Парадоксально, что на фоне обвинений в попытке Москвы влиять на волеизъявление итальянцев кандидаты во власть сами втягивают Россию, манипулируя общественным мнением и зачастую дискриминационно используя имена иностранных политических лидеров. Помимо президента РФ Владимира Путина предвыборным козырем стал венгерский премьер Виктор Орбан.
Россия повсюду
Начать надо с того, что ряд политических сил сразу безапелляционно обвинили именно Россию в падении кабинета Драги. Хотя, на мой взгляд, очередной правительственный кризис рано или поздно был неминуем и стал результатом исключительно внутриполитической динамики. Тем не менее партии, подорвавшие правящее большинство, сразу записали в пропутинские. Поводом послужило отчасти то, что именно эти партии — "Движение "5 звезд" и "Лига" (давно никак не связанные между собой) — не приветствуют отправку оружия на Украину и призывают к более активной роли Италии в налаживании переговорного процесса. Так, само по себе спорное утверждение, что "те, кто подорвал кабинет Драги, действует в интересах Путина", превратилось в предвыборный лозунг и аргументом в борьбе за электорат.
В итальянской политике давно все смешалось и мало объяснимо. Старые лекала — правые, левые — с их традиционными убеждениями давно не подходят для политической идентификации. Судя по высказываниям, одной из самых русофобских партий стала Демократическая, которая формально является наследницей итальянского коммунизма. Ее перекосы давно вызывают отторжение даже у самых преданных сторонников левых взглядов. Например, Демпартия, председателем которой является бывший премьер-министр Энрико Летта, разместила плакаты, на которых предлагается выбирать между "благом" — Европой и "злом" — Путиным. Эти лозунги вызвали немало насмешек в социальных сетях и сразу породили множество мемов, отнюдь не в пользу Демпартии.
Разумеется, совершенно неслучайно за две недели до голосования американские спецслужбы, по своему обыкновению через утечку в СМИ, распространили информацию о том, что Россия якобы с 2014 года потратила €300 млн на финансирование партий в 20 странах. Хотя Италия, как потом заверяли власти, в докладе не фигурировала, как и конкретные партии, на которые начали открыто намекать местные СМИ. При этом специалисты спецслужб усмотрели в данном эпизоде явное вмешательство в предвыборный процесс именно со стороны США. Так, бывший глава аналитического отдела спецслужбы Италии (Служба информации и безопасности демократии, SISDE) Альфредо Мантичи считает, что расчет Вашингтона мог быть не только на то, чтобы подорвать доверие к определенным партиям, но и иметь рычаг дальнейшего давления на них в случае их победы на выборах.
"Верю", "готовы", "выбирай"
Наблюдатели отмечают, что для нынешней предвыборной кампании основные партии выбрали достаточно примитивные посылы и лозунги. Избирателям предлагается "верить" в лидера партии "Лига" Маттео Сальвини, "видеть готовность" лидера "Братьев Италии" Джорджи Мелони стать первой в истории страны женщиной во главе правительства и "выбирать" между "светлым будущим", которое обещают демократы и их союзники, и "забвением".
Собственно, особой интриги эти выборы не несут. Практически все опросы общественного мнения отдают победу правоцентристской коалиции в составе партий "Братья Италии", "Лига" и "Вперед, Италия". Причем первая, скорее всего, выйдет внутрикоалиционным лидером и сможет предлагать кандидатуру премьера (предполагается Мелони). Поэтому основная борьба сводится в предвыборном нарративе к противоборству Мелони с лидером Демпартии Леттой: единственная неизвестная в этой ситуации — это то, какая из двух партий — "Братья" или Демократическая — наберет в единоличном зачете наибольшее число голосов. При этом никакие альянсы между двумя антагонистами невозможны. В случае, если демократы вырвутся на первое место (по опросам, они идут ноздря в ноздрю с партией Мелони), они могут претендовать на какие-то места в правительстве. Если же правоцентристы преодолеют 40-процентный барьер, то вопросов о будущем составе правительства возникнуть не должно.
Однако приход правоцентристов к власти во главе с "Братьями Италии" (занимает самый правый фланг) как будто пугает Европу. Дело, видимо, в том, что Мелони позиционирует себя прежде всего как "патриот", а в ЕС политику отстаивания большего суверенитета характеризуют как националистическую, и она не приветствуется. Неслучайно Рим тыкают носом в недопустимость сближения с критикуемой ЕС венгерской линией Орбана, с которым и у Мелони, и у Сальвини сложились отношения взаимного уважения.
Мелони вполне прагматично признала, что Италия одна в поле ЕС не воин и она хотела бы это изменить, заполучив больший вес для своей страны в Евросоюзе. Явно, что этим методом не станет отказ от антироссийских санкций. Думаю, она понимает, что Италия не может позволить себе изоляцию от коллективного Запада, что непременно случится при малейшем отходе государства от общей антироссийской линии. С этой точки зрения действительно может быть интересен союз с Венгрией Орбана, но одновременно национализм Мелони близок и польской ультранационалистической линии.
За ней также тянется шлейф стереотипа, что ее партия стала наследницей Итальянского национального движения, которое было основано в 1946 году на обломках фашизма. Германская Социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца не постеснялась открыто выступить в пользу Демпартии и предупредить об опасности прихода "постфашистов".
Сальвини считается в правоцентристской связке слабым звеном из-за своих прошлых заявлений в пользу РФ и российского президента. И это тоже стало аргументом для пропаганды политических противников из левого крыла. Хотя сейчас лидер "Лиги" открещивается от "пророссийского прошлого", как и лидер "Движения "5 звезд" экс-премьер Джузеппе Конте, которого тоже уличают в пророссийских симпатиях.
В отношении России у Мелони подчеркнуто просевероатлантическая позиция. "Братья Италии" всегда поддерживали направление оружия на Украину и, видимо, не собираются отказываться от поддержки Киева. В связях с РФ лидер "Братьев" замечена не была, хотя когда-то и бывала в российском посольстве, но всегда сохраняла осторожность в заявлениях по поводу санкций. На самом деле у некоторых сложилось мнение, что в Вашингтоне на нее давно если не поставили, то дали ей благословение. Вопрос остается только в том, насколько союзники по коалиции — "Лига", всегда отстаивавшая необходимость сотрудничества с РФ, и "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони смогут смягчить антироссийскую линию.
Безрадостное будущее
Кто бы ни вышел победителем в предстоящих выборах, в нынешней ситуации сложно сказать, что выгоднее с точки зрения сохранения популярности — войти во власть или остаться в оппозиции. Победивший получит страну, которую ожидают довольно туманное экономическое будущее, серьезная социальная напряженность и проблемы, требующие срочного решения. И если сейчас возросшие в разы цены на энергоносители, рекордная за последние 40 лет инфляция, а также предстоящий энергодефицит используются в качестве тем предвыборных дебатов, то с 26 сентября они для кого-то превратятся в серьезный вызов, требующий практического решения. Наследие Драги, который преподносился как спаситель нации, тоже пока неоднозначно. Кроме того, в Италии, как и во всем мире, сохраняется еще эхо пандемии COVID-19.
Сенатор от "Братьев Италии" Лучо Малан заверил, что при сохранении поддержки Украины партия будет больше уделять внимания диалогу и посредничеству для поиска урегулирования конфликта. Но на данном этапе с трудом представляется, чтобы США и Брюссель ослабили свою хватку и Италия приобрела необходимую ей самостоятельность.
Борьба за страну на Апеннинском полуострове началась не вчера: США, кажется, всегда доставляли немало беспокойств близость и взаимная привязанность русских и итальянцев, укоренившиеся в веках. Из всей Западной Европы, находившейся под американским протекторатом, только в Италии была сильнейшая Компартия. Крепкие экономические связи, в том числе газовые контакты, также были установлены еще в советские времена. Притяжение русских и итальянцев признается повсеместно. Эту связь народов и сейчас все же не удается разорвать даже в момент чудовищной антироссийской риторики местных властей и СМИ. Неслучайно в Италии гораздо меньше случаев дискриминации русских, чем в части других европейских стран, а попытки "отмены культуры" наталкиваются на жесточайший и решительный протест. Думаю, это сохранится и впредь, но политическое сближение (а отдаление тоже началось далеко не в 2022 году) на данном этапе маловероятно.