На этой неделе в Липецкой области был дан старт первого в РФ серийного производства электромобилей. Evolute — новая российская автомобильная марка.
Родилась она еще полгода назад, когда был подписан специнвестконтракт (СПИК) между Минпромторгом РФ, правительством Липецкой области и компанией "Моторинвест". У последней, между прочим, уже имеется серьезный актив: автосборочный завод в промзоне "Рождество" (примерно 70 км от областного центра) и опыт производства — с 2014 года здесь небольшими партиями собирали автомобили Great Wall и Changan. СПИК в этом проекте предусматривает выпуск "экологически чистого транспорта на тяговых двигателях" (электромобилей, если в переводе с бюрократического на простой русский), причем по полному циклу, со сваркой и окраской. Все необходимое оборудование уже есть. Как ожидается, инвестиции в проект за 11 лет должны превысить 13 млрд рублей; на заводе будут трудиться более 2 тыс. человек.
Пока же 150 работников методом крупноузловой сборки собирают белые седаны Evolute i-Pro — до 60 штук в день. Машинокомплекты приходят из Китая, здесь устанавливают подвески, силовую установку, аккумуляторную батарею, задний бампер, колеса и навешивают шильдик с буквой Е. А также вносят небольшие изменения под специфические требования нашего рынка. Например, под капотом устанавливают дополнительный обогреватель, который работает на дизельном топливе, — как на столичных электробусах, только не такой мощный. Первые такие 150 седанов уже отправились к дилерам. Тем временем сварочный и окрасочный цеха завода "Моторинвест" готовы к работе — от отверточной сборки предприятие уже совсем скоро перейдет к полноценной.
Среди первых заказчиков электромобилей значится энергохолдинг "Русгидро", который собирается использовать эти машины в каршеринге по Приморскому краю. Но, безусловно, наряду с корпоративными клиентами среди покупателей будут и частники, ведь цена вполне доступная: 2 млн рублей (с учетом скидки по госпрограмме). Первые машины отправились к дилерам марки в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже и в самом Липецке.
Чуть позже (но уже до конца этого года) на заводе начнут собирать кроссоверы Evolute i-JOY и минивэны i-VAN (созданные также на базе китайских моделей Dongfeng). Они будут стоить дороже — примерно по 2,5 млн рублей (с учетом скидки по госпрограмме). Вслед за этим планируется освоить здесь же выпуск и зарядных станций.
Согласно проекту, уже в 2023 году линейка автомобилей Evolute будет состоять из пяти машин. В перспективе завод сможет выпускать до 100 тыс. авто в год. Правда, пока не понятно, будет ли в стране такой спрос на электромобили. Думаю, в связи именно с этим в СПИКе прописано обязательство: "…выпустить за десять лет 242 тыс. "зеленых" авто пяти разных моделей". Причем к концу срока действия СПИКа уровень локализации электромобилей Evolute должен достичь фантастических 5 тыс. баллов по системе Минпромторга.
Напомню, что максимально локализованная у нас модель — это Lada Granta — 4,6 тыс. баллов. Локализация сама по себе вещь, безусловно, полезная, но добиться таких рекордных показателей при столь небольших тиражах будет очень сложно. Да и нужно ли? Как мне кажется, важнее в этой ситуации найти надежных партнеров — в первую очередь в том же Китае. Между прочим, КНР — мировой лидер по выпуску электромобилей.
Китай как электромобильный рекордсмен
Портал Elements недавно опубликовал данные по продажам электромобилей в мире: в прошлом году всего было продано 6,8 млн "зеленых" машин; из них более 3,5 млн (51,7%) — в Китае. В тройку лидеров также вошли Германия (696 тыс., доля — 10,2%) и США (631 тыс.; 9,3%). За десять лет объемы продаж электрокаров в мире выросли колоссально: от 55,4 тыс. в 2011 году — до почти 7 млн в 2021-м. При этом в прошлом году в КНР продали больше электромобилей, чем во всем остальном мире за весь 2020 год.
Отчего же рынок электрокаров в Поднебесной растет так стремительно? Во-первых, во всем "виноваты" привлекательные цены. В стране "экологически чистые" модели в среднем всего на 10% дороже авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), тогда как в других странах разница составляет порядка 30–50%. В КНР действуют многочисленные меры господдержки. Во-вторых, по данным опросов общественного мнения, количества имеющихся в стране зарядных станций уже достаточно для внутригородских поездок. То есть в пределах крупных городов и пригородов можно не волноваться по поводу "обсохшего" аккумулятора.
Китайский рынок автомобилей на новых источниках энергии в ближайшие годы будет расти быстрыми темпами, прогнозирует исследовательская группа International Data Corporation (IDC). В 2022 году весь китайский авторынок способен вырасти на 8% — до 23 млн машин. При этом продажи электромобилей и гибридов увеличатся почти в полтора раза и достигнут 5 млн штук. Дальше ожидается, что этот показатель ежегодно будет расти на треть, чтобы к 2026 году подойти вплотную к отметке в 15–16 млн авто (что, между прочим, составит более половины от предполагаемого общего объема реализации новых автомобилей).
Электрокары в РФ
Напомню, в прошлом году правительство РФ утвердило Концепцию развития электротранспорта в России. Документ рассчитан на период до 2030 года. Задача поставлена такая: уже к 2024-му выйти на производство не менее 25 тыс. "зеленых" машин в год, к 2030-му в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств и создать 144 тыс. зарядных станций. Признаться, это достаточно скромная по мировым меркам задача (см. выше).
Вроде бы электромобиль — перспективный вид городского транспорта на альтернативном топливе. Свежие итоги продаж показывают: интерес к этой технике в мире и в РФ растет. За семь месяцев 2022 года россияне купили 1 415 новых электромашин, что на 37,5% больше, чем за тот же период прошлого года (и это на падающем авторынке).
Одновременно аналитики зафиксировали снижение цен: в период с марта по май электрокары — новые и подержанные — подешевели на 17% и 11% соответственно. Здесь, правда, стоит учесть, что в марте цены на авто в целом довольно сильно взлетели. Сегодня электромобиль с пробегом в России предлагают купить в среднем за 4,4 млн рублей, за новый просят порядка 13,3 млн рублей. То есть электроавто все еще остается у нас в стране дорогой, экзотической игрушкой для очень богатых. При этом количество объявлений о продаже новых электромобилей уменьшилось более чем на треть. С рынка из-за санкций практически исчезли последние модели Audi, Jaguar, Porsche и т.д. Здесь же стоит вспомнить, что в конце 2021 года российские дилеры, готовясь к отмене таможенных льгот на ввоз электрокаров (с 1 января 2022 года пошлины снова ввели), завезли в страну "электричек" с запасом и вполне успешно их продавали в начале 2022 года (в январе — марте ежемесячно реализовывали до 300 новых электромобилей). Сейчас же, когда электрокары ввозятся в Россию на общих основаниях и некоторые марки прекратили поставки, падение продаж, я думаю, процесс времени. В подтверждение, например, в июле прошлого года россияне купили 65 спорткаров Porsche Taycan, а в июле 2022-го — всего девять штук (сразу минус 86%). Ныне Taycan элементарно не найти у дилеров. Существенное снижение наблюдается и по электромоделям Tesla и Audi — от 40% до 45%.
При этом количество объявлений о продаже подержанных электромобилей за последние месяцы выросло на 35%. Хитом в этой категории по-прежнему остается хетчбэк Nissan Leaf — преимущественно с правым рулем, с "домашнего" для модели рынка. Эту машину первого поколения можно найти по цене до 1 млн рублей, второго (после 2017 года) — уже ближе к 2 млн. О чем это говорит? О полном (пока что) отсутствии предложений в бюджетном сегменте новых электромобилей. Правда, под бюджетным сегментом большинство экспертов сегодня понимают авто в районе как раз 2 млн. рублей. Думаю, именно в связи с этим липецкий "Моторинвест" сначала запустил в серию не более модный кроссовер, а довольно простой (но просторный) седан — он банально дешевле. Для стимулирования спроса Минпромторг также предусмотрел ряд мер. Например, Evolute изначально (задолго до старта производства) был включен в программы льготного автолизинга и кредитования. Это позволяет покупателю получить изрядную скидку — до 925 тыс. рублей. Модный электромобиль с трехлетней гарантией обойдется дешевле, чем Lada Vesta! Повторюсь, ко всему прочему, в обслуживании он проще и дешевле, чем обычный автомобиль с ДВС, — в электромобиле деталей вполовину меньше, а по ходовой нет никаких отличий, поэтому и сегодняшние мастера в автосервисах с ним вполне справятся. Также можно учесть бесплатную парковку в Москве и в целом ряде других городов, отмену транспортного налога и т.д.
Эти самые льготы от государства (и региональных властей) могут стать весьма важным доводом при решении вопроса о покупке "электрички". Поэтому в этом сегменте в ближайшее время стоит ожидать и других производителей. Так, почти на выходе бюджетный электромобиль от калининградского "Автотора", о намерении выпускать "зеленые" машины неоднократно заявляло руководство возрожденного московского завода "Москвич". "Дочка" Росатома ООО "Рэнера" обещала на днях объявить о начале строительства предприятия (или даже двух) по выпуску современных аккумуляторных батарей для электромобилей.
На этом весьма позитивном фоне почти незамеченной осталась новость, что широко разрекламированный проект по выпуску электромобилей Zetta заморожен, и о серийном производстве (а нам обещали его старт еще в прошлом году), как мне кажется, речь теперь не идет. Ничего не слышно и о целом ряде других заявленных некогда прожектов. Однако здесь стоит помнить, что на один выстреливший проект всегда приходится два-три неудачных.
В целом я пришел к такому выводу: российский парк электромобилей будет расти — в первую очередь за счет собственных проектов, созданных в кооперации с ведущими производителями из Китая. Хотя есть и несколько чисто иностранных компаний, которые только начинают у нас продажи своих электромобилей: все те же китайцы Skywell, Voyah и т.д. Будет шириться и множиться инфраструктура для зарядки электроавто — мне известно, что АО "Силовые машины", "ИКСЭл-Сарапул" и Tok Box работают в этом направлении, на самом же деле, я уверен, их гораздо больше. Главное здесь, чтобы электрозарядные станции (ЭЗС) вышли, образно говоря, за Садовое кольцо и дальше за МКАД — т.е. за пределы крупнейших городов-мегаполисов. Пока правительство страны готово выполнять обязательства по инвестициям в инфраструктуру для электрокаров — в прошлом году было выделено на эти цели более 600 млн рублей, новые ЭЗС до конца года должны появиться в 12 пилотных регионах.