Наше общество очень не любит полутонов и очень любит чудеса. Поэтому, если вводится Единый государственный экзамен, то он сразу должен принести быстрые и только положительные плоды.
Если не быстро, если не только положительные, то его надо очернить, отменить и… А вот что делать после этого, никто не знает.
Вернуться к старой системе? Так ведь от нее не просто так уходили.
В 2000 году, когда ЕГЭ еще не было даже в проекте, мы проводили исследование престижности российских вузов в нескольких регионах.
Результат оказался крайне интересным. Лучшим вузом страны для абитуриентов и старшеклассников каждого из этих регионов стал главный вуз в данном субъекте федерации.
Если опрос проводился в Ярославской области, то самым престижным вузом называли Ярославский государственный университет примерно 89% респондентов, МГУ получал почетные 3%, СПбГУ – 2%, остальные вузы еще меньше.
В Томской области самыми престижными были Томский ГУ, Томский Политех и ТУСУР, они набирали примерно по 30%, МГУ снова получал 3%, СПбГУ – 1%.
Когда мы спрашивали абитуриентов, почему МГУ у них котируется так низко, то ответ был неизменным - в него же нам не поступить. Таким образом, самым престижным был вуз, в который при известных усилиях все-таки можно было поступить, а МГУ и СПбГУ рассматривались как журавли в небе - лучше и не стремиться.
Сейчас ситуация совершенно иная. Самыми престижными вузами страны в глазах молодежи стали МГУ, СПбГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ФИЗТЕХ, МИФИ, нижегородские и томские вузы, пермские, ярославские и многие другие.
Эти вузы в сознании абитуриентов и их родителей стали предметом выбора. Ушло представление, что в московские (питерские, нижегородские) вузы «точно не поступить, там все схвачено!». И это заслуга ЕГЭ.
Да, наряду с достойными абитуриентами в вузы в результате разного рода нарушений попадают и недостойные. Но уже медленно, но верно формируется понимание, что поступить-то, схитрив, можно, а вот учиться в хорошем вузе, не имея знаний, не получится.
Кроме того, как только стали жестко пресекать нарушения, таких студентов стало в разы меньше. Никто не захочет ставить себя под вполне вероятный удар, и особенно не захотят подставляться те лица, которые ответственны за организацию и проведение ЕГЭ.
Другое дело, что проблема нарушений по нашей давней традиции решается путем кнута, а не пряника - чисто административно.
Значительно лучше было бы выложить в интернет все варианты по всем предметам - решайте, пишите, проверяйте свои знания. Как известно, лучше всего спрятано то, что лежит на самом видном месте. Если выложить 10 000 вариантов по математике, и выпускники школ их частично, а кто-то и полностью, прорешают, вопрос качества образования будет решен.
ЕГЭ, а теперь и ГИА (Государственная итоговая аттестация. - ИТАР-ТАСС) выявили еще одну очень важную проблему. Наше общество твердо считает, что качество школьного образования в России снижается.
Вместе с тем, опрос родителей, проведенный нами в трех разных субъектах Российской Федерации – Свердловской, Воронежской и Ивановской областях, показал, что большинство уверены, что школа, в которой учится их ребенок, хорошо справляется со своими обязанностями. Так заявляют 65-66% респондентов в каждом из указанных регионов, а еще примерно 20-25% согласны с утверждением, что школа в целом работает неплохо.
Но когда речь заходит о ГИА и ЕГЭ, большинство родителей перестают полагаться на школу. Точнее, примерно треть родителей считает, что школьной подготовки достаточно, чтобы сдать ГИА на высокие баллы, а в случае ЕГЭ – только 25%. Соответственно, чтобы обеспечить высокие баллы при сдаче ГИА и ЕГЭ, надо, чтобы ребенок дополнительно занимался.
Показательно, что, как только в Москве ввели ГИА, 68% московских семей, имеющих девятиклассников, стали нанимать репетиторов или записывать детей на специальные курсы. При этом сдачи математики и на ГИА, и на ЕГЭ боятся значительно больше родителей (а, следовательно, и их детей), чем сдачи экзаменов по русскому языку.
Такое отношение показывает основную проблему нашего школьного образования. По мнению подавляющего большинства родителей, школа - это место прежде всего "надежного хранения" ребенка.
При этом если его там еще и учат - все в порядке. А вот за высокий уровень знаний ребенка отвечает (берет на себя ответственность) семья. Поэтому, когда мы говорим о хороших школах, это в том числе школы прекрасно организованных, ответственных родителей, которые серьезно занимаются образованием своих детей и подтягивают качество образования до высокого уровня.
Наши исследования выявили еще один феномен. Готовить ребенка к ГИА или ЕГЭ родители начинают с четвертого класса. Не все, конечно, но самые волнующиеся за будущее своих чад.
Это очень важный момент. В странах, где давно есть национальный экзамен для выпускников школ, так называемое «портфолио ребенка» начинает формироваться со второго, иногда с четвертого класса. Ребенок регулярно проходит тестирование (проверку знаний) в независимой от школы организации и накапливает результаты. Если он в течение долгих лет сдавал, например, математику на 65-70 баллов, то ее сдача в рамках национального экзамена на 30 баллов – это основание для выяснения, что случилось.
Напротив, если постоянно ребенок получал 40-45 баллов, его результат в 80 баллов также может вызвать вопросы и, возможно, дополнительную проверку. У нас же родители чувствуют необходимость с ранних классов готовить ребенка к будущим испытаниям, но у них нет независимых организаций, которые позволили бы им регулярно оценивать качество школьного обучения. Поэтому они волнуются и нанимают репетиторов, а школе оставляют второе место в деле подготовки их ребенка к экзаменам. Словом, спасение утопающих - дело их собственных рук.
Скоро в школьный экзамен вернется сочинение. Родители, которые знают, что качество образования падает, но считают обстановку в их школе хорошей, станут решать и эту проблему.
А общество будет спорить, нужно нам ЕГЭ или нет …