28 августа 2014, 04:00
Мнение

МВФ и другие кредиторы Украины

Финансовая ситуация на Украине более чем взрывоопасная. Почти половина внешнего долга - около $70 млрд - составляют краткосрочные обязательства, которые подлежат уплате уже в текущем году

29 августа состоится заседание директоров МВФ по Украине. Весной фонд уже принял программу помощи в размере $17 млрд на два года и в мае даже выделил $3,2 млрд первого транша.

Но, во-первых, этих денег для страны с 50-миллионным населением явно мало, а во-вторых, и эта программа помощи находится под угрозой срыва. Ведь в соответствии с договоренностями, Украина не должна допускать падение золотовалютных резервов (ЗВР). А они стремительно падают.

По данным Нацбанка Украины, на 1 июля 2014 года ЗВР составили чуть больше $17 млрд, что на 4,6% меньше, чем месяц назад. А всего за 2014 год резервы упали на $3,33 млрд, или на 16%.  По заявлениям Нацбанка, основной причиной падения резервов в июле были платежи по погашению и поддержанию государственного и гарантированного государством долга, в том числе в пользу МВФ.

Получается замкнутый круг: деньги нужны на развитие экономики, а они идут на проценты по долгам. Да и о каком развитии экономики может идти речь, когда в стране продолжаются военные действия?!

В такой ситуации вовсе неудивительным выглядит падение ВВП во втором квартале 2014 года на 4,7% по сравнению со вторым кварталом 2013 года. А всего в 2014 году ВВП сократится на 5-6%. Так предполагает премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

Украина ожидает 29 августа решения МВФ о предоставлении кредита на $1,4 млрд
Арсений Яценюк
премьер-министр Украины

Официальные лица в своих прогнозах почти всегда предпочитают приукрашивать действительность, и украинский премьер не исключение, поэтому, скорее всего, падение ВВП будет хуже его прогнозов. Но даже если эти прогнозы сбудутся, только государственный долг Украины будет составлять около 40% ВВП, а совокупный долг, рассчитываемый как сумма долгов государства, а также украинских банков и компаний перед нерезидентами, достигнет 80-85% ВВП.

Сами по себе эти цифры не так уж и страшны. Например, госдолг США еще в прошлом году перевалил за 100% ВВП, а рекордсменом среди развитых стран является Япония - ее госдолг превышает 220% ВВП.

Но, в отличие от Украины, и США, и Японии, что называется, есть чем отдавать - мало кто сомневается, что экономики этих стран сумеют в обозримом или отдаленном будущем сгенерировать доход, которым страны расплатятся с кредиторами. К тому же и у Японии, и у США значительная часть долга сосредоточена в длинных облигациях, чье погашение состоится через годы и даже десятки лет.

У Украины совсем другая ситуация. Почти половина внешнего долга страны - около $70 млрд - составляют краткосрочные обязательства, которые подлежат уплате уже в текущем году.

В условиях нехватки валютных резервов Украина уже обязала всех экспортеров продавать 100% валютной выручки. Для сравнения: в России после кризиса 1998 года Центробанк обязал экспортеров продавать сначала 50%, а впоследствии 75% валютной выручки, но никогда эта норма не составляла 100%. Требование продажи всей валютной выручки в украинской ситуации не только выглядит жестом отчаяния, но, скорее всего, им и является.

Суммируя вышесказанное, становится понятным, насколько непростая задача стоит перед МВФ, ведь выделяемых по программе средств не хватит даже на погашение текущих долгов. Чтобы от финансовой помощи был какой-то толк, нужно увеличить субсидирование раз в пять-десять. Готовы ли в фонде пойти на такие затраты?

Технически - наверное, да. Например, той же Греции "тройка" в составе МВФ, ЕЦБ и Евросоюза выделила двумя траншами около $250 млрд. Но, в отличие от Украины, Греция является и полноправным членом Евросоюза, и участником зоны евро, поэтому на спасение Греции денег не жалели. Как и на помощь Португалии, Италии и Ирландии.

Будут ли столь щедрыми в МВФ по отношению к Украине? Сомневаюсь. Особенно учитывая, что в стране продолжается гражданская война и велика вероятность того, что деньги фонда будут направлены не на развитие экономики, а на военные нужды. Если подходить формально, ранее МВФ никогда не выделял денег странам, в которых шли полномасштабные военные действия, как на сегодняшней Украине.

А ведь МВФ является всего лишь вторым по значимости кредитором Украины. Больше всего - 30% - ее правительство и предприятия должны американскому инвестфонду Franklin Templton. Фонд этот славится не только своей "щедростью" по отношению к развивающимся странам, но и жесткостью в вопросе получения своих долгов.

Так что финансовая ситуация в стране более чем взрывоопасная. А что из этого получится, покажет ближайшее будущее, в том числе и решение МВФ.

История взаимоотношения Украины с Международным валютным фондом

Внешний долг Украины. Досье

Газовые долги Украины